Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 27 страница



 

Ленинградки: Воспоминания, очерки, документы. Л., 1968. С. 139-149; Жен­ щины русской революции. С. 290-303, 566. Октябрем рожденные. М., 1967. С. 12- 33; Женщины города Ленина. Л., 1963. С. 394.

Иткина AM . Революционер, трибун, дипломат: Очерк жизни АлександрыМихайловны Коллонтай. С. 103-104; Доклад отдела по работе среди женщин ЦКРКП. М., 1922.


 

453


волосами, в серой вязаной кофте и изношенных ботинках Ва-ренцова являла собой настоящий образец «женотделовки». Другой провинциальной руководительницей, на этот раз в Одессе, была Анна Панкратова (1897-1957) - впоследствии из­ вестный историк. В своей основе «женотделовки», как правило, были работницами-коммунистками, профессиональными рево­ люционерками и участницами Гражданской войны. Непривыч­ ным был лишь их молодой возраст1.

 

Из московского центра исходили импульсы пропаганды, агита­ ции и мобилизации, передаваемые местными отделениями в жен­ ские массы. В дореволюционные времена пропаганда означала со­ общение большого количества идей нескольким людям, а агита­ ция - донесение одной основной идеи до многих. В Женотделе средством пропаганды было печатное слово, так как оно передавало теорию, новости и инструкции относительно небольшому количе­ ству грамотных женщин. Широкое хождение имели работы класси­ ков марксизма о женском вопросе, издававшиеся небольшими бро­ шюрами. Центральным печатным органом оставалась «Работница»,

 

журналом, посвященным в основном теоретическим вопросам, была «Коммунистка» Крупской. Внутренние бюллетени и такие местные женские журналы, как «Крестьянка», «Делегатка», «Крас­ ная сибирячка» - всего восемнадцать изданий - к 1930 г. увеличи­ ли свой общий тираж до 670 ООО экземпляров. Когда же руководи­ тельницы обнаружили, что женщины по-прежнему читают журна­ лы мод, они стали добавлять в свои издания модные страницы. Официальные партийные органы печати ввели свои «страницы для женщин», сделанные по образцу «странички работницы» Ульяно­ вой в «Правде». Ульянова и Крупская поощряли женщин рабкоров и селькоров к участию в общей дискуссии2.

 

1 Женщины русской революции. С. 564-567; Ленинградки: Воспоминания, очерки, документы. С. 59,409; Октябрем рожденные. М., 1967. С. 141-142; Прав­ да, ставшая легендой. М., 1969. С. 157-158; Большевиков П., Горбунов Г. Ольга Афанасьевна Варенцова. М., 1964. С. 48-61.

 

Коллонтай А.М. Работница и крестьянка в Советской России. С. 15—16; Cham­ berlin W. Soviet Russia. N.Y., 1931. P. 374; Smith J. Women in Soviet Russia. N.Y.,1928. P. 59; Ершов ДА. Мария Ильинична Ульянова. Саратов, 1965. С. 83-84; М.И.Ульянова, секретарь «Правды». М., 1965. С. 68-69, 235. Рекомендуемая ли­ тература для чтение работавшим в Женотделе женщинам включала небольшие работы Цеткин, Бебеля, Коллонтай и Лилианы Зиновьевой (Коммунистка. 1921. Янв.-февр. С. 59). Точные данные о методах работы Женотдела см.: Сборник ис­ тории отдела ЦКРКП по работе среди женщин. М., 1920; Спутник организатора крестьянок. М., 1927; Программы для курсов переподготовки работников среди женщин, 1928 г. М., 1928; К перевыборам делегатских собраний, 1929-1930 года. М., 1929.


 

454


Однако печатной пропаганды было недостаточно для страны,

 

которой большинство женщин не умели читать. Было решено «пойти в народ». Методы варьировались в зависимости от гео­ графии и обстоятельств. Куда только пролегали железнодорож­ ные пути, туда и шли агитпоезда; еще эффективнее были агит-пароходы в обширных бассейнах Камы и Волги. В Центральной Азии передвижными штабами активисток Женотдела, выиски­ вавшими изолированные сообщества угнетенных женщин, ста­ ли «красные юрты». В произнесенной в 1920 г. речи глава парт­ организации Петрограда Зиновьев заявил, что поскольку боль­ шинство работниц не умеют читать и не приходят на собрания, партия сама должна пойти к ним, направив команды пропаган­ дисток в бани, в которых женщины всегда собираются, чтобы посплетничать. В городах одетые в кожаные пальто и сапоги комсомолки собирались в штаб-квартирах местных женотделов (представлявших собой, как правило, одну комнату), получали там инструкции и отправлялись на фабрики и в жилые районы, чтобы организовывать женщин, проводить собрания или созда­ вать читальни. Тот же процесс, но с гораздо большими трудно­ стями, шел и в деревнях. В конце агитационного пути стояли крестьянка или работница, которые и были целью этого широ­ комасштабного упражнения в социальной коммуникации. Ра­ ботница табачной фабрики, бывшая эсерка, участница Граждан­ ской войны, глава местного женотдела Вера Алексеева - дос­ тойная преемница Веры Павловны Чернышевского - приглаша­ ла женщин в швейный кружок, где читала им лекции о полити­ ке, кооперации и гигиене1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!