Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 25 страница
Коллонтай AM. Работница и крестьянка в Советской России. С. 3,23-27; Gold man Е. Living My Life: In 2 vols. London, 1932. Vol. 2. P. 756-757.
450
кодексы сексуального поведения, неизвестные в остальной части России. Самым суровым из них был мусульманский шариат, по которому женщина практически не имела своего статуса1и рас сматривалась лишь как средство для доставления наслаждений, прислуга, домохозяйка и воспитательница детей. Символом жен ской изоляции и неприкосновенности была «чадра» во всех ее видах, самым строгим из которых была паранджа - тяжелое, сде ланное из конских волос одеяние, ниспадавшее до пола. Проведя серьезную организационную работу среди этих женщин, Коллон тай привезла некоторых из них на съезд в Москву, где экзотиче ские гостьи перед удивленной публикой сорвали со своих лиц покрывала. Критикуемая некоторыми соратниками за исключи тельную театральность Коллонтай сказала Луизе Брайант, что «любая новаторская работа театральна»2. Не в первый и не в по следний раз женская одежда рассматривалась как порабощаю щий, сексистский фетиш, а снятие с лица покрова стало излюб ленным жестом при вступлении в общество свободных женщин советского Востока.
|
|
|
|
Деятельность Коллонтай в рабочей оппозиции положила ко нец ее политической карьере в России и благосклонности выше стоящих соратников по партии. Ее направили за границу, где она
|
|
незначительного дипломатического поста в Норвегии сумела проделать путь до первой в новой истории женщины-посла в Швеции. Она возобновила теоретическую разработку проблемы освобождения женщин и написала ряд работ, которые сыграют судьбоносную роль в развитии революции морали 1920-х гг. Ме жду тем снятие Коллонтай с поста главы Женотдела нанесло удар не только по женскому движению в России, но и по самому все еще неустойчивому Женотделу. Партийные власти хотели за менить Коллонтай какой-нибудь сравнимой с ней по значимости фигурой. По свидетельству Балабановой ей предлагали занять эту должность, но она отказалась на том основании, что у нее са-*«ой нет ни той заинтересованности, ни того таланта, который продемонстрировала Коллонтай. Еще раньше такое же отноше ние высказала и Стасова, когда ей предложили заняться «жен ской» политической работой3. Тот факт, что от поста отказалась и последняя из ряда крупных политических фигур - Крупская,
|
|
В данном контексте понятие статус используется как синоним понятий чести и престижа. - Прим. ред.
2 Bryant L. Mirrors of Moscow. N.Y., 1923. P. 121-122. Паранджа и другие традиционные одеяния мусульманок выставлены в ленинградском Музее этнографии. 3 Balabanova A. Minnen och upplevelsen. Stockholm, 1967. P. 207; Стасова ЕД. Страницы жизни и борьбы. М., 1960. С. 110.
означало, что этот пост должен перейти к менее значимой лично сти. Это было первым признаком начинавшегося упадка Женот дела как политической силы. Преемницы Арманд и Коллонтай, хотя и являлись знающими свое дело революционерками, опре деленно были менее выдающимися личностями.
Первой из них была Софья Николаевна Смидович - ровесни ца Коллонтай, родившаяся в Туле, так же социал-демократка с 1898 г. Однако Смидович окончила лишь среднюю школу, а ее интересы были значительно уже, чем у Арманд или Коллонтай. В 1905-1917 гг. она и ее муж были хорошо известной большевист ской парой. После 1917 г. Смидович вместе с Инессой Арманд работала в московских комитетах и Женотделе, ведя агитацию среди зачастую враждебно настроенных работниц. В 1919— 1922 гг. она возглавляла Московский региональный женотдел. Всегда аккуратная, со стянутыми в узел темно-рыжими волоса ми, в длинной юбке и темной блузке, Смидович приходила в от чаяние от циничного отношения людей к детям-беспризорникам.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!