Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 34 страница
Строго говоря, с упразднением Женотдела политическая ра бота среди женщин не прекратилась. Она продолжала осуществ ляться женсекторами, слабыми подобиями местных женотделов,
также «делегатскими собраниями», сохранившимися в сель ской местности до 1934 г. В ряде регионов, населенных нерусски ми национальностями, женские отделы сохранились до 1950-х гг. Политическая работа среди женщин продолжалась и продолжа ется, но только в иных формах. В большом количестве создава лись культурные, политические и профессиональные организа ции, проводились массовые кампании и продолжали существо вать женские издания. Международный женский день (8 марта) оставался одним из трех главных советских политических празд ников. Однако все больше и больше эта деятельность привязыва лась скорее к общим задачам государства и партии, нежели к конкретным женским интересам. Например, в марте 1930 г. девиз
|
|
|
|
О стремлениях к ликвидации Женотдела в 1921 г. смотри критические ком ментарии Молотова, находящиеся в Смоленском архиве. Eubank С. The Bolshe vik Party and Work Among Women, 1917-1925. P. 14; Емельянова ЕД. Револю ция, партия, женщина: Опыт работы среди трудящихся женщин (октябрь 1917— 1925 гг.). Смоленск, 1971. С. 108-110; Stavrakis В. Women and the Communist Party in the Soviet Union, 1918-1935. P. 85,107, 109, 110,115,121; Коммунистка. 1930. 2.3. С. 3-7; В едином строю. М., I960. С. 174-175.
|
|
465
Женского дня был: «сплошная коллективизация»1. Это не озна чало, что все юридические, экономические и образовательные права, предоставленные женщинам революцией и реализованные
жизни Женотделом, были вновь ликвидированы после 1930 г. Данный шаг свидетельствовал о том, что новые правители Совет ской России больше не верили, мягко выражаясь, в любую неза висимую политическую работу среди женщин, даже внутри пар тии, и боялись возникновения потенциальной базы для оппози ции в той безумной политике, к которой они собирались прибегнуть. Упразднение Женотдела было чисто политическим актом, имевшим небольшое отношение к тому уровню освобож дения, которого русские женщины достигли к 1930 г. А после 1930 г. женщины получат определенные образовательные, про фессиональные и экономические права. Однако это не противо речит тому, что впредь большая часть дарованных советским женщинам прав будет исходить от партии, состоявшей в основ ном из мужчин и управлявшейся исключительно мужчинами.
|
|
Итак нет никаких сомнений в том, что Женотдел оказал огром ное воздействие на советское общество, особенно на городское на селение. Частое упоминание о нем в советской литературе свиде тельствует о видном месте, которое он занимал в обыденном сознании. Трактовки Женотдела в художественной литературе различны. Иногда он использовался лишь как фон, нередко изо бражался причиной домашних ссор и был объектом насмешек, но часто рассматривался как способ решения проблемы и подходя щая сфера деятельности для сознательной советской женщины. В любом случае Женотдел являл собой символ новизны в социаль ном ландшафте Советской России2. Такая трактовка Женотдела не была далека от реальности. Он действительно являлся мобили зующей силой в условиях крайней социальной отсталости. Приоб ретенный опыт в организации и коммуникации позволил ему ре шать не только специфические общественные задачи («малые дела» интеллигенции XIX в.), но влиять на процесс социализации масс. Как у партийного подразделения у Женотдела не было неза висимости и, возможно, творческой инициативности довоенного российского феминизма, но, несмотря на все слабости, Женотдел превзошел феминисток по своей мощи и престижу. Женотдел представлял собой орган, сочетающий классовую борьбу и борьбу за сексуальное освобождение, являясь, таким образом, не только
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!