Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 36 страница



 

одном слове «распущенность», добавляя, что «для нее материн­ ский инстинкт был просто буржуазным пережитком». Георг фон Рауш просто называет ее «великой проповедницей свободной любви», а Роберт Дэниелс представляет ее как «любовницу Шляпникова (помимо других, так как она практиковала свобод­ ную любовь, которую и проповедовала)». Старейшина среди бри­


 

468


танских историков, изучавших Россию, Э.Карр едва скрывает свою враждебность по отношению к Коллонтай, когда пишет, что она «проповедовала ничем не сдерживаемое удовлетворение сек­ суальных импульсов, предполагая, что о последствиях должно заботиться государство». Это всего лишь несколько примеров, дающих возможность почувствовать сладострастное удовольст­ вие обнаружения в революции элемента сексуальности или же праведного осуждения женщины, которая «практиковала то, что проповедовала»1.

 

Так что же Коллонтай практиковала? Ее работы по вопросам секса нельзя понять в полной мере вне контекста ее личной жиз­ ни как до, так и после революции. Многие авторы с иронией, прибереженной специально для женщин, намекали на ее много­ численных любовников. Но даже самые пристрастные свидетель­ ства в совокупности с собственными воспоминаниями Коллон­ тай говорят о том, что в жизни у Коллонтай было не больше четырех мужчин: два мужа и два любовника. Мужьями были Коллонтай и Дыбенко, любовниками - Шляпников и не установ­ ленный мужчина, бывший с ней в эмиграции. О последнем упо­ минает сама Коллонтай, не называя однако его имени. По-види-мому, им был меньшевик и экономист П.П.Маслов (хотя это не доказано), который фигурирует в полуавтобиографическом рас­ сказе Коллонтай «Большая любовь» (1923) в качестве Сени или

 

Но более важной, нежели его личность, представляется ре­ акция автора на отношения с ним, сложившиеся около 1910— 1911 гг. Героиня рассказа’ Наташа (Коллонтай) всю себя отдала своему возлюбленному, желая при этом, чтобы ее уважали как интеллектуалку, товарища и партийную работницу; Сеня же, слабовольный и эгоистичный женатый мужчина, относился к ней главным образом как к сексуальному объекту. Она разрывает

 

ним отношения и возвращается к политической работе. Реакци­ ей именно на эту связь и стали самые значительные довоенные статьи Коллонтай по вопросам секса2.

отношениях Коллонтай со Шляпниковым нет никакой тай­ ны: они жили вместе в Норвегии во время Первой мировой

 

Sorokin P. Leaves from a Russian Diary. Boston, 1950. P. 59; Pierre A. Les Femmesen Union sovietique. Paris, 1960. P. 23; Laue T.Von. Why Lenin? Why Stalin? N.Y., 1964. P. 217, 158; Rauch G. History of Soviet Russia. N.Y., 1957. P. 140; Daniels R. Conscience of the Revolution. N.Y., 1969. P. 127; CarrE.H. Socialism in One Coun­ try. Vol. 1.P.31.

2 Об этих отношениях, «Большой любви» и неверном толковании отношений Ленина и Инессы Арманд см.: Stites R. Kollontai, Inessa, Krupskaya / / Canadian-American Slavic Studies. 1975. IX. 1. Spring.


 

469


войны и вновь стали близки в 1920-1922 гг., годы деятельности в рабочей оппозиции1. В бурные годы революции и Гражданской войны, которые служат рубежом между этими двумя периодами, расцвел знаменитый роман Коллонтай и матроса Павла Дыбен­ ко. Будучи старше его на 17 лет, она была зачарована его былин­ ной силой и революционной энергией, а он, по-видимому, ее женственностью и политической грамотностью. Первоначально они отказались от официальной регистрации брака, но затем под давлением общественного мнения поженились. Лидеры партии не были в восторге от романа Коллонтай во время революции, и они еще больше разочаровались, когда Коллонтай попыталась воспрепятствовать приговору партийного трибунала, осудившего Дыбенко за различные нарушения дисциплины и неверно прини­ маемые им решения на посту комиссара по военно-морским де­ лам. И Коллонтай, и Дыбенко оба резко быступали против Брест-Литовского мира, и оба покинули свои правительственные должности. Позже они были направлены на Украину для веде­ ния военной пропаганды: Коллонтай выступала в роли идеологи­ ческой наставницы Дыбенко, а также его жены. Они колесили по Украине на агитпоезде, но в конце концов война их разлучила. После Гражданской войны до Коллонтай стали доходить слухи о пирушках Дыбенко с молоденькими девушками. Это причиняло ей сильную боль, совпав по времени с наиболее серьезным поли­ тическим кризисом в ее жизни - разгромом рабочей оппозиции, приближающимся разрывом с Лениным и ее последующим отхо­ дом от оппозиции. Так к 1923 г. закончилось ее второе замужест­ во. Коллонтай было 50 лет. Ее любовь осталась позади, а основ­ ные идеи по этому поводу были ею уже высказаны2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!