Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 5 страница
Пролетарский Красный Крест / / Женщины города Ленина. С. 106-112; Спе-ирва-Васильева М.Ф. Враги боялись нас / / Ленинградки: Воспоминания, очерки,документы. С. 170- 76; Коллонтай А.М. Работница за год революции. С. 14; Кар-пецкаяНД. Работницы и Великий Октябрь. С. 114.
Октябрем рожденные. М., 1967. С. 61, 63, 67; Женщины в революции. С. 143— 144, 158-163; Петропавловская Л. Люсик Люсинова. М., 1968; Игумнова 3. Жен щины Москвы в годы гражданской войны. М., 1958. С. 18-19.
14 Заказ 5510
417
воинственного духа в революционном движении, который первы ми продемонстрировали еще Засулич и Перовская, но также и прелюдией к великой эпической поэме о милитаризме, жестоко сти и доблести русских женщин на полях Гражданской войны.
|
|
3. Побежденные
«Женщины везде подчинены; везде они борются за свои права. Женщины из Америки и Англии приехали сюда и полностью с нами солидарны, желают нам добра в нашей борьбе. Мужчины не могутзащитить наши права; они нас не понимают». В этом одном из последних официальных заявлений русской феминистки содержится резюме тех взглядов, которые отделили феминисток от большеви чек. Произошло это через несколько недель после смены власти - 12 ноября 1917 г. на первой конференции работниц петроградского региона. Цель собрания, организованного сотрудницами «Работни цы», - склонить собравшихся женщин проголосовать на выборах в Учредительное собрание за список большевиков, а не Лиги равно правия женщин. Выступавшая от Лиги врач Дорошевская начала свою речь с утверждения, что она не тунеядка, а работающая мать, которую бросил муж. Здесь хорошо видна тесная связь между лич ными проблемами и социально-политическим взглядами, связь, ко торая была более широко распространена в истории, чем это иногда представляется. Однако пафос Дорошевской вряд ли был достато чен для того, чтобы прислуга и работницы, с неохотой слушавшие ее, поддержали предложенную ею программу эмансипации жен щин. Торжествующая Коллонтай убедила собравшихся выслушать феминистку до конца, чтобы узнать «нашего врага». В сущности, данная речь обозначила конец русского феминизма1.
|
|
|
|
|
|
Мало что известно и о последующей судьбе других руководи тельниц феминистского движения. Ольга Волькенштейн осталась жить в Советской России и умерла в блокадном Ленинграде в 1941 или 1942 г. В России также осталась и самая старая и консер вативная феминистка Анна Шабанова. По-видимому, она вновь вернулась к педиатрии, а в 1926 г. вышла ее последняя работа по женскому вопросу. В эмиграции положение сохранили лишь не значительные фигуры феминистского движения, то есть те феми нистки, чья основная деятельность лежала в какой-нибудь другой сфере. Кускова эмигрировала в 1922 и умерла в 1958 г. Милюкова некоторое время возглавляла лондонский комитет Российского Красного Креста и умерла в Париже в 1935 г. Покинувшая Россию в марте 1918 г. Тыркова сотрудничала с Русским освободитель-
1 Работница. 1917.13. С. 11.
418
HbiM комитетом в Лондоне и написала язвительное исследование большевизма «От свободы к Брест-Литовску». Впоследствии она была корреспондентом «Timest и умерла в 1962 г. О судьбе По кровской ничего не известно. Шишкина-Явейн эмигрировала в Болгарию во время Гражданской войны. Во время эпидемии тифа
мужем и двумя детьми она переехала в Эстонию, где у ее семьи (или семьи мужа) было поместье. Найдя его разоренным, она пы талась устроиться на работу в карантинную зону, но, как русской беженке, ей в новом Эстонском государстве не позволили зани маться медициной. В 1921 году умер ее муж, и она оказалась с детьми в крайне тяжелом материальном положении. В 1920 г. от имени своей Лиги она написала последнее официальное приветст вие Женевскому съезду Международной женской суфражистской ассоциации, на котором не было ни одной представительницы от России. После этого никаких упоминаний о Шишкиной-Явейн, о Лиге, либо какой другой феминистской группе мы не встречали2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!