Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 9 страница
боты 1917 г. самой Брешковской: Брешковская К. О войне. Симферополь, 1917; Она же. Обязанности свободных граждан. Симферополь, 1917. В последней работе она предлагает обязательное государственное воспитание гражданской ответст венности во всех женских университетах и высших школах.
Sisson Е. One Hundred Red Days. P. 43; Radkey 0. Agrarian Foes of Bolshevism.P. 348, 472; Sorokin P. Leaves from a Russian Diary. Boston, 1950. P. 51; Steinberg I. Maria Spiridonova. London, 1935. P. 158-221; Idem. In the Workshop of the Revo lution. b)ndon, 1955. P. 66,196-214. Речь Спиридоновой и ее мнение о роли лич ности в истории: Протоколы первого съезда партии Левых Социалистов-Рево люционеров (Интернационалистов). Пг., 1918. С. 35.
|
|
423
возвыситься как нравственное существо...» Оправдывая союз с большевиками, которых многие эсеры считали жестокими и мате риалистичными, она заявила: «Сегодня большевиков поддержива ют народные массы, но это временно - временно, потому что все у них [большевиков] полно ненависти и злобы. Такие чувства, выте кающие из эгоистических интересов, могут быть полезны лишь в боях на баррикадах. Однако на второй стадии борьбы, когда начи нается конституционное строительство, когда на основаниях люб ви и альтруизма должна быть построена новая жизнь, большевики обанкротятся. Но мы, кто хочет сохранить верность идеям основа телей нашего движения, должны всегда думать о второй стадии»1.
|
|
|
|
Разрыв с большевиками наступил по вопросу о терроре ЧК и не мецкой оккупации Украины, последовавшей за Брестским миром. Индивидуальный террор традиционно был оружием эсеров - все три кандидатки от эсеров на выборах в Учредительное собрание были ранее осуждены за убийства; и убийства немецких чиновни ков на оккупированных территориях, где, по словам Спиридоновой, «не было ни одного крестьянина, чья спина не была бы в шрамах», проходили либо по ее приказу, либо с ее одобрения2. Все это было похоже на 1905 г. Подвергнутая критике со стороны большевиков, Спиридонова пишет хорошо известное письмо, в котором излагает свой взгляд на террор и его нравственные императивы «Вы назы ваете это террором. Однако в истории русской революции данное слово никогда не употреблялось для обозначения мести или запу гивания (это была наименее важная его цель). Он не означал всего лишь ликвидацию одного из палачей. Нет. Наиболее важным эле ментом террора был протест против деспотического угнетения, по пытка вызвать в душах униженных мужчин и женщин чувство не годования, воспламенить сознание тех, кто молчал перед лицом унижения. Вот как террористы наступали на врага. И практически всегда поступки террориста сочетались с его добровольным самопо жертвованием своей жизнью и свободой. Я считаю, что только так возможно оправдать террористический акт революционера»3.
|
|
Отход Спиридоновой от большевизма и оправдание террора наиболее ярко проявились 30 августа 1918 г. в день покушения Фанни Каплан на жизнь Ленина. О Каплан, которую иностранные
1 Steinbergl. In the Workshop of the Revolution. London, 1955. P. 122-123.
Этими тремя женщинами были: Спиридонова, Измайлович и Биценко. Коллон тай и Николаева шли по списку большевиков, а от кадетов шла Панина. Реакция Спиридоновой на немецкую оккупацию: Intervention, Civil War, and Communism in Russia / Ed. by James Bunyan. Baltimore, 1936. P. 201-202,208-209,219.
Steinbergl. In the Workshop of the Revolution. P. 132.
424
источники зачастую неверно называют Дорой Каплан, известно очень мало. Фейга Ефимовна РойдМан родилась в Волыни в 1890 г. в семье учителя-еврея1. Несмотря на то, что ее причисляли
к анархистам, и к эсерам, она никогда не входила ни в одну из этих партий. Как для большинства молодых и экзальтированных террористов, политика для нее, по-видимому, заключалась в борь бе с деспотизмом при помощи динамита и револьвера. По ее соб ственному признанию, она выстрелила в Ленина, потому что он заключил мир с немцами и предал революцию. Есть свидетельст ва,, что у нее была неустойчивая психика, а ее поступок был оди ночным рискованным предприятием. Каплан, так же как и эсеры, отрицала свою связь с ними, хотя большевики всегда настаивали на существовании между ними сговора. Если, как утверждают официальные источники, Каплан была расстреляна, то она была первой революционеркой, погибшей при новом режиме, - мысль, которая заставила Крупскую воскликнуть: «Революционер, каз ненный в революционной стране! Никогда!». Спиридонова, Ленин выступили против казни, а первая даже предположила, что акт милосердия в отношении старой заслуженной революционерки должен быть присущ «времени всеобщего безумия и сумасшест вия». Однако акта милосердия как такового не было, но вполне могло случиться так, что Каплан не была расстреляна, а еще дол гое время после всех этих событий находилась в заключении2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!