Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1918. March. P. 94. 6 страница
Скудность и малочисленность источников не позволяют срав нить количество эмигрировавших феминисток и тех, кто подобно Шабановой остался жить и работать при советском режиме. По-видимому, большинство эмигрировавших женщин были за мужем. Сотни из них перенесли лишения, особенно в первые годы жизни за границей. Улицы Стамбула видели утонченных и образованных русских женщин (некоторые, возможно, боролись
проституцией в дореволюционной России), продававших себя, чтобы накормить ребенка или нетрудоспособного мужа. Впо следствии многие русские эмигрантки смогли обогатить культу ру приютивших их стран более приемлемыми способами. Из сви детельств о жизни эмигранток на Западе в ту эпоху становится совершенно ясно, что многие из них сумели сохранить чувство гордости, достоинства и независимости, которое на протяжении множества поколений служило отличительным знаком русских
|
|
|
|
Тыркова не была корреспондентом «Times». Корреспондентом и редактором иностранного отдела газеты был ее муж Гарольд Вильсон. - Прим. ред.
2 Данные о Волькениггейн и Шабановой были предоставлены мне консультантом читального зала Социально-экономической литературы в Государственной публич ной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. О Милюковой см. лон донский эмигрантский еженедельник: The New Russia 1920. Nov. 11. P. iii. О Тырко-вой и ее сыне Аркадии Бормане см: TyHtova-Vilyam A.V, Louvain, 1964. Chs. 11-20.0 Шишкиной-Явейн и последнем отзвуке русского феминизма: Jus Suffragi, monthly organ of IWSA. 1921. June, P. 134; Harper 1Л. The History ofWoman Suffrage: In 6 vols. N.Y., 1922. Vol. 6. P. 862,789; Report of the Eight Congress of the International Woman Suffrage Association... Stockholm. Manchester, 1920; Ibid. Dresden, 1923 (о девятом кон грессе в Риме); Ibid. London, 1926 (о десятом конгрессе в Париже).
|
|
|
|
образованных женщин. Ф.Нансен и его коллеги, определявшие юридический статус русских эмигранток, достойны признатель ности за то, что сохранили им их имущественные права, которы ми они традиционно пользовались по российскому законода тельству, даже если они жили в таких странах, как Франция, чей свод законов в значительной степени отличался от русского1.
История эсерок и других старых народниц более разнообразна. Засулич, которая остаток жизни провела в основном в эмиграции, от 1870-х гг. унаследовала непогрешимую честность народников, но при этом полностью разочаровалась в народничестве в целом и тер роре в частности. Под влиянием Плеханова она постепенно обрати лась к марксизму и вплоть до революции оставалась его верным со юзником. Из-за твердой приверженности нигилистскому этическо му кодексу, своей скромности и принципиальному подходу в оцен ке товарищей Засулич получила прозвище «Сократ русской соци ал-демократии». Эти черты определили ее резкое неприятие дека данса и любых форм сексуальной распущенности, а также идеализм
презрение к «буржуазному» материальному благосостоянию. Ирония судьбы заключалась в том, что пиком пропагандистской дея тельности Засулич стала статья, написанная для «Искры» в 1901 г., в которой легендарная террористка прошлого решительно осудила ин дивидуальный террор как оружие политической борьбы. Всегда сле довавшая за Плехановым Засулич была настолько далека от боль шевизма, насколько это вообще возможно для социалистки. Она умерла в Петрограде 8 мая 1919 г. и была похоронена рядом со сво им наставником на Волковом кладбище. Извещая о смерти револю ционерки, которая 40 лет своей жизни посвятила рабочему классу, «Правда» писала: «В последние годы В.И.Засулич порвала с рево люционным пролетариатом. Но пролетариат ценит ее великие за слуги в прошлом. Рабочие никогда не забудут ее имя». В итоге в ис торию Засулич вошла как террористка, а не как ученый-марксист2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!