Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 109 страница



Засулич В.И. Воспоминания. М., 1931. С. 21-60; Cannae R. Aux sources de laRevolution russe: Netchanev, du nihilisme au terrorisme. Paris, 1961. P. 57.


 

179


которого она вышла замуж лишь потому, что в любой момент его могли арестовать, а только законной жене разрешалось сопровож­ дать ссыльного. Остальным были вынесены более жесткие приго­ воры, чем те, которые выносились в дни «белого террора»1.

 своем циничном отношении к женщинам Нечаев во многом превзошел своих революционных предшественников. Так же, как

 

они, он привлекал женщин для распространения радикальных идей в женской среде, что было вполне приемлемым в рамках принятой революционерами морали. Но он заставлял их также следить за своими товарищами. Проститутки, которые у боль­ шинства радикально настроенных мужчин вызывали либо жа­ лость, либо восхищение, использовались Нечаевым в качестве агентов, так как их легко можно было шантажировать и застав­ лять выполнять революционные приказы. Для Нечаева все, что могло служить революции, было нравственным. Совращение в политических целях было всего лишь одним из методов нечаев­ ской программы действий, и он считал это вполне допустимым для преданного делу революционера. Все же «Катехизис рево­ люционера», который он составил вместе с Бакуниным, был ме­ нее циничен по отношению к женщинам, нежели по отношению к мужчинам. Некоторые типы людей определялись им как пешки (независимо от пола), другие - как необходимые помощники в борьбе за власть. Как мужчины, так и женщины, революционеры последующего десятилетия, хотя с ужасом и отвергали амораль­ ные взгляды Нечаева, тем не менее, разделяли его точку зрения на то, что женский вопрос занимает подчиненное положение по отношению к основному вопросу о революции2.

 

концу 1860-х гг. радикалы уже высказались по поводу жен­ ского вопроса. Когда грузинский политический ссыльный Н.Я.Николадзе в 1866 г. обвинил правительство и российское об­ щество в том, что они «забивают в женщине всякую способность

 

1 Козмин В.И. Из истории революционной мысли в России. М., 1961. С. 236-237; Саппас R. Op. cit Р. 56,80-81; Успенская А.И. Воспоминания шестидесятни-цы / / Былое. 1922. № 18. С. 19-45.

Саппас R. Op. cit. Р. 59; Засулич В.И. Воспоминания.С. 43, 47; Катехизис рево­люционера / / Борьба классов. 1924. № 1-2. С. 268-272. Нечаев, который был го­ тов шантажировать кого угодно, шокировал даже Бакунина: «Если вы познако­ мите его со своим другом, - жаловался Бакунин, - то его первой задачей будет посеять между вами раздор, скандал, интригу и поссорить вас. Если же у вашего друга есть жена или дочь, то он приложит все усилия, чтобы соблазнить ее и за­ получить вместе с ребенком, чтобы вырвать из-под власти традиционной морали и вовлечь ее, вопреки ее желанию, в революционный протест против общества» (CarrН. The Romantic Exiles. Middlesex, 1949. P. 353).


 

180


умственной работе, наряжают ее, как куклу, и говорят ей, что она создана только для любви», он едва ли осознавал, насколько устарели его взгляды1. Голоса других революционеров, раздавав­ шиеся из-за границы, говорили о более важных вещах. Первое издание бакунинского «Народного дела», имевшее большое влияние, как раз и являлось одним из таких голосов. Это изда­ ние, написанное в Швейцарии Бакуниным и его соратником Н.Жуковским, было профинансированно Ольгой Левашовой, ве­ тераном ишутинского кружка. Программные установки этого до­ кумента включали в основные задачи нового общества - равенст­ во полов, уничтожение церкви и отмену гражданского брака, общедоступное детское образование. Однако основной и наибо­ лее важной его мыслью было резкое отрицание крайнего индиви­ дуализма и благоговейного преклонения перед наукой - идей, которыми было проникнуто большинство нигилистов, а также страстный призыв к молодежи обоих полов идти в народ и раз­ жигать огонь социальной революции2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!