Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 106 страница



 

самые отчаянно-радикальные социалистические кружки, пре­ зрительно обойдя стороной интеллектуальную и профессиональ­ ную карьеру, которая постепенно открывалась перед ними.

Если не по результатам, то по структуре и целям мастерская Ивановых являлась отражением артели Веры Павловны. В ней работали и представительницы низших слоев общества, и обра­ зованные женщины. Среди последних, которых было около 10, были и сестры Веры Засулич, молодая Анна Шабанова (будущая руководительница русского феминизма) и Мария Крылова, вы­ дающаяся революционерка 1870-х гг. Ничто так хорошо не де­ монстрирует энергичность и в то же время неуверенность ранних групп, как этот кружок, состоявший из будущих радикалок,

 

Виленская Э.С. Указ. соч. С. 216-235,279-280.

Там же. С. 270-271.


 

175


антирадикалок и нерадикалок. Несмотря на устав, предполагав­ ший выборы лидера, всеми делами ведала Екатерина Иванова. Женщины вместе жили, работали, питались, слушали лекции приходивших к ним мужчин и читали друг другу книги Черны­ шевского, Михайлова и Герцена. Впоследствии мать одной из участниц кружка, простая акушерка, рассказывала полиции, что

 

мастерской Ивановой проповедуется разврат, идеи о ликвида­ ции семьи и ненависть к властям. Подобные обвинения практи­ чески всегда предъявлялись к сомнительным в политическом от­ ношении группам, включавшим в себя женщин; однако нет никаких доказательств того, чтобы участницы мастерской сестер Ивановых предавались «разврату» на деле или на словах. С дру­ гой стороны, не исключено, что, будучи передовыми представи­ тельницами интеллигенции, эти женщины обсуждали вопросы отношений между полами, поднятые авторами книг, которые они читали.

 

Что касается «ненависти к властям», то это обвинение было более весомым. Три участницы кружка являлись сестрами актив­ ных деятелей группы Ишутина; по крайней мере одна из них, Крылова, была полностью посвящена в тайны «организации», члены которой часто посещали мастерскую. Если бы деятель­ ность мастерской продолжалась, то она могла бы стать подспорь­ ем для радикальных мужских организаций. Но мастерская функ­ ционировала нелегально, то есть без необходимого разрешения полиции, и некоторые из ее участниц уже присоединились к дру­ гой группе - «Обществу взаимного вспомоществования». Одна­ ко внезапно, после полицейской облавы в мае 1866 г., мастерская была закрыта. Как и в большинстве подобных случаев, у кружка

 

этому времени уже были финансовые проблемы. Сестры прода­ вали свои товары слишком дешево и едва могли покрыть расхо­ ды за аренду, закупку материалов и выплату зарплат1.

 

-'""^Распад мастерской Ивановой и последовавшие за этим поли­ цейские чистки знаменуют конец еще одной фазы женского ра­ дикализма. Для большинства женщин, принимавших участие в деятельности этих групп, это означало попытку, хотя и слабую, совершить эмансипацию в духе нигилизма.

 

Городские кружки, описанные выше, были для нового поколе­ ния первыми практическими экспериментами в деле социализма, опыт которых слишком долго игнорировался историками рево­ люционного движения, уделявшими большую часть внимания теориям, организационным вопросам и неудавшимся планам.

 

1 Виленская Э.С. Указ. соч. С. 269-282.


 

176


Так как эти эксперименты имели место в растущих городах, то русские социалисты в первую очередь отправились в «народ» - на помощь портнихам, рабочим, мелким ремесленникам, прости­ туткам и другим бедным городским слоям. Движение по созда­ нию городских кооперативов предвосхитило массовое народни­ ческое движение в деревне. Для женщин радикальных убежде­ ний это было «социальным действием», опиравшимся на более «высокую» философию, нежели благотворительная деятельность феминисток.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!