Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 102 страница
Г л а в а V
РАДИКАЛЬНЫЙ ОТКЛИК
Мы начинаем великое дело. Возможно, двум поколениям придется пожертво вать собой ради него. Но оно должно быть сделано...
Софья Перовская
Женщины в кружках
«женском радикализме» в России не имеет смысла гово рить ранее 1860 г^Если же мы будем искать корни этого фено-'мешгвТорой половины XIX в. в далеком прошлом, то безуслов но сможем с гордостью указать на Марфу Борецкую из Новго рода, или на мать казненного во время Чугуевского бунта 1819 г. повстанца, которая перед лицом властей сказала своим внукам: «Учитесь, хлопцы, у батьки умирать за громаду»1, или же на множество других жрнтпин принимавших участие в крестьян-ских бунтах^рднакоиздатели биобиблиографического словаря «Деятели революционного движения в России» называют толь/ ко три женских имени, так или иначе связанных с радикализм мом до 1860 г., а уж советские исследователи никогда не про пускали примеров радикализма. В одном из великих проявле ний радикализма в русской истории начала XIX в. - движении декабристов, женщины «блистали» своим отсутствием. Такая организация движения как Союз Благоденствия совершенно сознательно исключила женщин из своих рядов, а его наследни ки - Северное и Южное общества - последовали этому приме ру. Более того, в обществе будущего, каким оно виделось декаб ристам, женщинам отводилась традиционная роль. Союз Благо денствия рассматривал женское образование просто как источ ник национальной добродетели, а в конституции Северного
|
|
|
|
|
|
Цит. по: Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. Же нева, 1905. С. 30.
|
|
169
общества женщинам отказывалось в праве наследования трона j-i в праве голоса. В наиболее радикальном из всех проектов - «Русской правде» Пестеля, пятнадцатилетним девочкам дава лась привилегия присягать на верность государству, но не право 1^олоса!.
Единственным примером женского радикализма в движении ^гекабристов были судьбы жен осужденных декабристов. Сло жившиеся вокруг них легенды и круг литературы способствова ли утверждению этой точки зрения. Княгиня Волконская, ти пичная представительница тех немногих дам знатного происхо ждения, которые последовали за своими мужьями в Сибирь, обессмертила себя тем, что упала на колени перед мужем и по целовала его кандалы. Учитывая то, что российское законода тельство разрешало развод с политическим преступником, это было чрезвычайно решительным поступком - оставить детей, дом, уют и отправиться в далекую ссылку без малейшей надеж ды на возвращение. Самоотверженная деятельность этих пре данных женщин обеспечила им заслуженное место и в пантеоне мучеников революционного движения, и в литературе. Но дви гало ли ими что-нибудь еще, кроме супружеской преданности? Советская исследовательница революционного движения М.Нечкина доказывает, что некоторые жены разделяли идеоло гические убеждения своих мужей, однако обнаружилось это только после крушения самого движения. С самого начала и до конца движение декабристов являлось мужским делом, что под тверждалось и деятельностью более безобидных интеллектуаль ных кружков 30-40-х годов XIX в.2
Картина меняется, когда мы обращаемся к 1860-м гг. За этот период в словаре «Деятели революционного движения в России» из 2 ООО имен революционеров насчитывается 65 женских. Число это относительно невелико, по крайней мере далеко от предло женного Чернышевским соотношения, которое должно сущест-
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!