Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 97 страница



 

Х°раздо более известной была коммуна, организованная дру­ гом БенШтгВаеилием Слепцовым (1836-1878), автором повести «Трудное время». Его страстное желание помочь «рабочим мас­ сам» сочеталось с возросшим интересом к женскому вопросу. Слепцов играл ведущую роль в кампании за предоставление мо­ лодым женщинам столицы образования, работы и независимо­ сти. Некоторые критики подчеркивали, что его внимание при­ влекали только лишь молодые столичные женщины, однако другие свидетельства не подтверждают этого. Слепцов организо­ вал общедоступные для женщин лекции по различным наукам. Они привлекали к себе множество людей, до тех пор пока слухи 0 полицейских облавах и враждебность отдельных посетитель­ ниц по отношению к присутствующим на лекциях аристократкам (то есть хорошо одетым дамам) не снизили количество слуша­ тельниц. Кроме того, он организовал переплетную мастерскую для женщин и учредил общественный фонд помощи для обеспе­ чения ее дешевым кредитом. Короче говоря, Слепцов, хотя и не был первым, как утверждала его мать, кто занимался проблемой женской независимости, но являл собой наиболее яркий пример передового мужчины 1860-х гг., который старался помочь жен­ щинам без тени покровительства2.

 

Вдохновленный романом «Что делать?» и отчасти Фурье, чьи работы о женщинах он без сомнения изучал, Слепцов учредил в 1863 г. жилищную коммуну. В коммуну, размещавшуюся в ог­ ромных апартаментах на Знаменской улице, вошли семь мужчин и женщин. Каждый из членов коммуны имел свою спальню и вносил свою долю на расходы по проживанию, питанию и

 

Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956-1958. Т. 3. С. 350-353; Рей­ зер С. Артур Бенни. М., 1933. С. 63-64; Чуковский К.И. Указ. соч. С. 244-245. Оботношениях Лескова и Бенни см.: McLean Н. Leskov and his Enigmatic Man / / Har­ vard Slavic Studies. IV. Cambridge, 1957. P. 203-224.

Слепцова Ж. Василий Алексеевич Слепцов в воспоминаниях его матери, 1836—1878 / / Русская старина. 1890. Янв. XLV. С. 233-241; Чуковский К.И. Указ. соч.

166-171, 239-240; Панаева АЯ. Воспоминания. М., 1956. С. 328-330.

 

181


6 Заказ 5510


разного рода домашние работы. Две представительницы этой коммуны были охарактеризованы Корнеем Чуковским, написав­ шим ее историю, как настоящие, воинствующие нигилистки. Первая из них, Александра Маркелова, была незамужней женщи­ ной, имеющей ребенка; вторая, Екатерина Макулова, иронически прозванная «княжной», была вульгарной, непривлекательной женщиной, абсолютно неспособной добывать средства к сущест­ вованию1. Другие две женщины были иного сорта. Мария Копте­ ва вышла из хорошей семьи и была выпускницей Института бла­ городных девиц, но из-за своего «бурного воображения» сбежала из родительского дома и приехала в Петербург, чтобы самой себя содержать. Екатерина Ценина, впоследствии Жуковская, прошла типичный путь для передовой женщины 60-х годов: уход из се­ мьи с помощью замужества, затем уход от мужа, случайная рабо­ та в провинции, работа переводчицей в Петербурге для «Эконо­ мического указателя» Вернадского. В поисках дополнительной работы она через Маркелову познакомилась со Слепцовым и была приглашена в коммуну. Довольная тем, что сократила свои жилищные расходы, она, тем не менее, с самого начала держала себя довольно обособленно и относилась ко всему с подозрением. Когда Слепцов, приветствуя ее в коммуне, попытался поцеловать ей руку, она раздраженно отдернула ее и заявила: «Я должна пре­ дупредить вас, что даже абстрактно я не присоединяюсь к теори­ ям Фурье о сексуальных взаимоотношениях; и я также предупре­ ждаю вас, что если кто-нибудь из членов коммуны намеревается воплотить эти теории в жизнь, я отказываюсь присоединяться»2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!