Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 95 страница



 

Некоторые трудности, возникавшие в фиктивных браках 1860-х гг., описывает Водовозова. Молодой человек, узнав о жен­ щине, которая желала покинуть родительский дом, чтобы продол­ жить образование, предлагал себя в качестве фиктивного мужа. После свадьбы супруги немедленно расставались без осуществле­ ния брачных отношений и зачастую без какого-либо последующе­ го контакта друг с другом. Девушка, как правило, отправлялась за границу; мужчина же со временем обычно влюблялся в кого-ни­ будь и перед ним вставала проблема женитьбы. После этого следо­ вала длительная переписка и продолжительная процедура разво­ да. К тому времени оба партнера могли уже иметь незаконнорож­ денных детей. Безусловно, эти обстоятельства не представляли значительных трудностей для тех, кто продолжал отрицать обы­ денную житейскую мораль, и особенно, если они жили полуле­ гальной жизнью подполья или эмигрантских кругов. Однако для «псевдонигилистов», которые позднее возвращались в мир обще­

 

Ковалевская С.В. Воспоминания детства. Нигилистка. С. 7-109; Leffler A.C. Sonya Kovalevsky. N. Y., 1895. P. 159-297. Более деликатно и прекрасно написан­ ный анализ детства Ковалевской см.: Stillman В. Sofya Kovalevskaya: Growing Up in the Sixties; Russian Literary Triquarterly, 9. Spring 1974. P. 277-302.

2 Ковалевская C.B. Воспоминания детства. Нигилистка. C. 179-180; письмо Ев­ реиновой см.: Книжник-Ветров И.С. Русские деятельницы первого Интернацио­ нала и Парижской Коммуны. С. 153.


 

158


принятых норм - а таких было большинство - ситуация оказыва­ лась болезненной. Иногда случалось так, что «фиктивные» мужья, скрывая свои истинные намерения, пытались вырвать после за­ вершения брачной церемонии у обманутой девушки свои супру­ жеские права. Тем не менее на протяжении долгого времени фик­ тивный брак продолжал оставаться излюбленным приемом жен­ щин, которые желали вырваться из тесных семейных гнезд1.

 

Кроме того, существовали жены, которые оставляли своих му­ жей, так как те не могли предложить им образ жизни, обещанный «новыми людьми». Повесть Слепцова «Трудное время» рисует портрет передовой женщины, разочарованной в своем муже, от которого она ожидала «великих дел» и товарищества в увлека­ тельной жизни. Покидая мужа и уезжая в Петербург, она гово­ рит: «Когда ты хотел на мне жениться, ты что мне сказал тогда? Вспомни! Ты мне сказал: мы будем вместе работать, мы будем де­ лать великое дело, которое, может быть, погубит нас, и не только нас, но и всех наших; но я не боюсь этого. Если вы чувствуете в себе силы, пойдемте вместе. И я пошла. Конечно, я тогда была глупа, я не совсем понимала, что ты там мне рассказывал. Я толь­ ко чувствовала, я догадывалась. И я бы пошла куда угодно... по­ тому что я думала, я верила, что мы будем делать настоящее дело. И чем же все это кончилось? Тем что ты ругаешься с мужи­ ками из-за каждой копейки, а я огурцы солю...»2

 

реальной жизни прототипом героини была Екатерина Май­ кова (1836-1920), жена Владимира Майкова, известного литера­ тора. Их брак был счастливым и крепким, однако, очевидно, было нечто такое, чего не доставало в жизни Майковой. В начале 1860-х гг. она начинает переосмысливать свою замужнюю жизнь,

 

частности, в свете идей романа «Что делать?» Ее жизнь больше не отвечала ее запросам. В конце концов, она сбежала со студен­ том, родила ему ребенка и стала учиться на Аларчинских курсах

Петербурге. Этот случай был одним из многих в те дни3.

середине 1860-х гг. в среде провинциального дворянства распространился слух о некой коммунистической общине в

 

Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 223-224.

Отрывок цит. по рецензии Писарева на «Трудное время»: Писарев ДМ. Сочи­


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!