Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 90 страница
заключении браков, сексуальном равенстве - короче говоря, на личной эмансипации, а хорошее образование и работа являлись
ее естественными следствиями. И хотя нигилистки стремились к продолжению образования, они предпочитали получать его за границей, а не участвовать в медленно развивающейся борьбе за высшее образование в самой России. Полное освобождение жен щин, которое феминистки рассматривали как неясную перспек тиву, для нигилисток представлялось близкой и вполне осущест вимой задачей. В этом и заключается одна из причин того, что поведение нигилисток как в частной, так и в общественной жиз ни было нестандартным и более впечатляющим, чем поведение феминисток.
|
|
^Мировоззрение нигилисток отличалось от мировоззрения ра-догкалокЈ о которых мы будем говорить в следующей главе. Это носит слегка искусственный характер, так как на деле многие нигилистки 1860-х гг. принимали участие в радикальной
|
|
деятельности. В то же время политический радикализм как тако вой не был необходимым условием для выбора «нигилистского» способа решения женского вопроса. Виды протеста нигилистов сами по себе не означали революционного взгляда на жизнь. Хотя некоторых нигилистов обоих полов и привлекали взгляды радикалов на социальные и сексуальные проблемы, но крайний индивидуализм удерживал их от принятия радикальной идеоло гии и политических методов борьбы. Подобно европейским бун-тарям-одиночкам начала XIX в., выступавшим за сексуальную свободу, многие нигилистки избегали любых организованных движений, феминистских или же радикальных. Их «ориентиро ванность на самих себя» находилась в противоречии с моральны ми принципами подпольной деятельности1. «Внутренний бунт»
|
|
|
|
личностная самоидентификация были достаточными для них, поэтому они сторонились революционных кружков из-за опасе ния быть неправильно понятыми или просто из-за неприязни.
Celestine W. Woman Power: The Movement for Women’s Liberation. N.Y., 1970.P. 12. Исследовательница использовала это понятие для описания взглядов, имев ших отношения к политике участниц освободительного женского движения 1960-х гг. в Америке. В начале 1860-х гг. некоторые москвички определяли «ниги листок» следующим образом: те, которые поклоняются прогрессу и социализму (теоретически), и кто глумится над религией, обычаями и условностями; те, кто заняты исключительно изучением точных наук; а также политические радикалки (Карпович О. Развитие женского труда в Петербурге. СПб., 1865. С. 109-111).
151
Сексуально свободное поведение женщины, не говоря уже о мужчине, никогда не было показателем их политической «совре менности».
Трудно сказать точно, когда жители Санкт-Петербурга стали использовать слово «нигилистка» для обозначения прогрессив ной, передовой или образованной женщины. Мы можем быть уверены только в том, что после публикации «Отцов и детей» об раз «нигилистки» (сам Тургенев не употреблял это слово) проч но утвердился в общественном сознании. Много написано об от ношении Тургенева к своему герою, нигилисту Базарову; в то же время нет никаких сомнений в том, что Евдокия Кукшина явля лась отнюдь не лестной карикатурой на нигилисток. Своим пове дением и взглядами она превзошла саму нелепость. Ее курение, неряшливое платье, бесцеремонные манеры в сочетании с по верхностным увлечением химией - все это было данью моде. На вопрос, почему она хочет ехать в Гейдельберг, прозвучал ее весе лый ответ: «Помилуйте, там Бунзен!» Она ставит себя выше Жорж Санд («отсталой женщины, не знающей ничего ни о вос питании, ни об эмбриологии»), поносит Прудона, и восторгается «Любовью» Мишле1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!