Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 99 страница




6*                                                                                                                        163


Водовозова вспоминала, как молодые люди сидели за столом

 

экземпляром «Что делать?» и старательно составляли план ар­ тели. Одно из таких предприятий потерпело крах вследствие противоречивого толкования романа. Так, организатор одной из артелей, намереваясь извлечь из нее огромные прибыли, настаи­ вал на том, чтобы помещение было роскошно меблировано. «Но­ вые люди», по его мнению, были эгоистами, но отнюдь не аскета­ ми. Однако, когда он, ссылаясь на любовь Веры Павловны к Крюковой и Жюли Letellier, привел в артель нескольких прости­ туток, то утонченная вдова, служащая у него управляющей, уво­ лилась, и артель села на мель. Вера Засулич вспоминала, что по­ добные предприятия росли как грибы после появления романа «Что делать?» и описывала одну из таких артелей, в которой швеи при увольнении требовали выдачи им швейных машинок, исходя из принципа, который они только что выучили - «маши­ ны принадлежат рабочим»1.

1860-х гг. коммуны и артели стали своего рода модой. Илья Репин некоторое время жил в одной коммуне художников; Мо­ дест Мусоргский - в другой. Однако их кумиром, как с легкой иронией напоминает нам Чуковский, был Флобер, а не Фейер­ бах. Идея коммун получила дополнительную поддержку в 1866 г., когда в России появился перевод работы Эдуарда Пфей-фера «Zwr Genossenschafttum» (1865)2. Однако после 1866 г., с на­ чалом реакции, мода на них умерла, и артели с коммунами сохра­ нились практически только в радикальных кругах.

 

 Если" ведущие публицисты 1860-х гг. были благосклонны к Яновой женщине», то большинство деятелей литературы были на-строены против не^\ Толстой, питавший сильнейшее отвращение к идеям Жорж Санд| написал антинигилистскую пьесу «Заражен­ ное семейство»3. Писемский, Лесков, Гончаров, Достоевский писа­ ли романы, критиковавшие нигилизм и его учения о женщине. Эти романисты, как и менее значительные представители этого жанра, рассмотрены в работе Чарльза Мозера «Антинигилизм в русском романе 1860-х годов»4. Его исследование демонстрирует

 

Водовозова Е.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 199-209; Засулич В. Воспоминания. М., 1931.С. 18-19. О других подобных предприятиях см.: Козъмин Б.П. Из истории рево­

люционной мысли в России. М., 1961. С. 99-103.

л

Чуковский КН. Указ. соч. С. 222; Пфейфер Э. Об ассоциации / Пер. М.Антонови-ча. СПб., 1866; Скабичевский А. М. Литературные воспоминания. М., 1928. С. 226.

 

3 Григорович Д.В. Литературные воспоминания. Л., 1961. С. 148; Базанов В. Из истории литературной полемики. Петрозаводск, 1941. С. 64.

4 Moser С. Antinihilism in the Russian Novel of the 1860’s. The Hague, 1964.


 

164


насколько глубоко вышеназванные русские писатели (которые не­ сомненно выражали настроения большой части «общества») были потрясены безнравственным, с их точки зрения, фиглярством ни­ гилистов. Мозер также демонстрирует, насколько искаженными по сравнению с реальной действительностью и непоследователь­ ными были их взгляды на поведение нигилистов.

 

Роман «Взабаламученное море» (1863) А.Писемского и рас­ сказ Николая Ахшарумова «Щекотливое дело» (1864) демонст­ рируют пагубное влияние идеи «свободной любви» на нигили­ стов. Роман «Марево» (1864) Клюшникова содержал еще более уничижительную оценку подобной морали. В нем нигилистка, в комнате которой висели портреты Жорж Санд и Женни д’Эрикур, в политическом отношении была соблазнена пороч­ ным польским интриганом, а в физическом - русским радика­ лом, работавшим с поляками. Эти развратные персонажи проти­ вопоставлялись в романе честному герою-славянофилу Русано­ ву, который спасает девушку после ее падения. Писарев, Зайцев


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!