Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 101 страница



 

Moser С. Op. cit. Р. 161. Во время европейского кризиса 1848 г., письма Нес­сельроде изобиловали такими понятиями как «зараза» и «тлетворный» (Крас­ ный архив. 1938. LXXXIX. С. 185). Впоследствии он писал: «Le renversement des idees est encore plus contagieux que la cholara» (Nesselrode K.R. Lettres et papiers: II vols. / Ed. by A. de Nesselrode. Paris, 1904-1912. Vol. IX (1847-1850), Nessel-rode-Fonton. Feb. 3.1849).


 

166


силы», «нового действия», а также некой идеей «великого буду­ щего»? Не является ли фактом, что прекрасные молодые девуш­ ки следуют за ними в их подвалы и чердаки, покидая родителей, мужей, и что еще хуже, детей?» Эти женщины, считал он, были развращены. Но существовали и другие, неподдельно серьезные работающие женщины, которые стремились с помощью дисцип­ лины и образования подготовить себя к независимой жизни. «В руках этих женщин, - по его мнению, - находится верное реше­

ние так называемого женского вопроса»1.                                 _ ^

 

Нигилистское учение о женском вопросе, несмотря на его эга­ литарный и освободительный характер, не создало ни теоретиче­ ской, ни социальной базы для будущего освобождения женщиц.^ Синтез идей Чернышевского о братьях, освобождающих сестер (фиктивный брак); о женщинах, освобождающих женщин; о сво­ боде выбора в любви и замужестве; о совместной работе и жизни

 

коммунах представителей обоих полов; о полном раскрытии умственных способностей и индивидуальности женщин был при­ нят революционной интеллигенцией 1870-х и последующих го­ дов, хотя отчасти эти идеи были сведены на нет необходимостью вести отчаянную борьбу за власть. Действительно, большинство из этих идей вошло в этос умеренно прогрессивной интеллиген­ ции. Между тем оппозиция нигилистскому взгляду на равенство полов среди консервативных элементов империи по-прежнему оставалась достаточно мощной, поэтому протест против установ­ ленного порядка вещей в данной сфере человеческих отношений неизбежно был персональным, единичным и зачастую травми­ рующим. Фиктивный брак, хотя и регулярно используемый по­ следующими поколениями радикалов для вовлечения в свои ряды женщин, был редким и не всегда удачным явлением вне ра­ дикального круга. Гражданские браки и практики независимости

 

любви не имели большого значения для экономического или профессионального развития женщин высшего класса; и уж со­ всем не имели никакого отношения к общей массе крестьянок. Эксперименты с кооперативами и коммунами - попытка приспо­ собить народные формы (артель или община) к жизни раскаяв­ шихся аристократов - не увенчались успехом в 1860-х гг., даже

 

В.Авенариус объяснял в «Поветрии*, что он отрицательно относится к тем нор­ мам морали, которые позволяли соблазнять девушек. (Всемирный труд. Апр. 1867. 1. С. 231). См. также: Котляревский Н. Канун освобождения. 1805-1861. Из жизни, идей и настроений в радикальных кругах того времени. Пг., 1916. С. 441; Базанов В. Указ. соч. С. 142; Гончаров И.А. Полное собрание сочинений: В 12 т. М.,1954. Т. 1. С. 67-68; Книга и революция. 1921. Янв. II. С. 16-22.


167


когда они предпринимались совершенно радикальными группа­ ми (см. следующую главу). Все эти артели и общины были смете­ ны «белым террором» 1866 г. и заменены в 1870-х гг. подпольны­ ми конспиративными ячейками.

 

^Нигилизм, как образ жизни, отличающийся от радикального, стал постепенно исчезать в конце 1860-х гг. Можно отметить не­сколько событий, знаменующих хронологическое завершение этого периода: так называемый «белый террор» 1866 г., закрытие «Русского слова» и «Современника», смерть Писарева в 1868 г., появление «Исторических писем» Лаврова с их новой этикой на-ррдничАПтгцт и так далеег Те, кто бравировал нигилистскими идеями и одеяниями в начале 1860-х гг., теперь были склонны либо к тому, чтобы присоединиться к революции, с которой об­ щество в любом случае их идентифицировало, либо к тому, что­ бы влиться в общее течение русской жизни, оставив лишь легкое воспоминание о своей нонконформистской молодости. Что каса­ ется дела всеобщего освобождения женщин, то нигилизм в своих изоляционистских практиках должен был зайти в тупик. Отка­ зываясь принимать или разрушать культуру, нигилисты предло­ жили лишь альтернативу неподчинения ей. Их бурный отклик на женский вопрос не мог привести к его решению. Радикалы в свою очередь пришли к мысли, что поверхностные «нигилист­ ские» схемы решения женского вопроса, предложенные в романе «Что делать?», не будут иметь большого эффекта до тех пор, пока в России не реализуются основные, социалистические идеи романа. Несмотря на это, нигилисты передали свои идеи и прак­ тики решения женских проблем последующим поколениям рево­ люционеров, которые после почти пятидесятилетней борьбы по­ пытались воплотить их в русле своей государственной политики.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!