Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 100 страница



 

Салтыков-Щедрин жестоко раскритиковали роман в своих ре­ цензиях, в то время как консервативный критик журнала «Биб­ лиотека для чтения» Эдельсон, увидел в нем здоровое противо­ ядие от тлетворного влияния «Что делать?». В вышедшем в том же году романе Лескова «Некуда» в художественной форме опи­ сывается Знаменская коммуна. Слепцов в нем представлен как распутный и порочный человек, а «княжна» Макулова (в рома­ не - Бертольди) введена для того, чтобы показать, что «семья яв­ ляется наиболее омерзительной формой того, что дураки называ­ ют цивилизацией»1.

 

Абсолютной пародией на нигилистскую идею любви явилась «Болезнь» (1867) Авенариуса, где в эпатажной сцене соблазне­ ния «прогрессивный студент» объясняет своей жертве, чистосер­ дечной, но введенной в заблуждение юной девушке, почему ей следует заняться с ним любовью. «Без этого взаимного понима­ ния [между полами] жизнь вымерла бы, - объясняет он, - одна­ ко, по внушению самой природы, инстинктивно, каждое живое существо, каждое четвероногое животное, каждая бестолковая птица, даже каждое насекомое, по достижении зрелости ищет со­ чувственное сердце. Так неужели ты хочешь сказать, что человек, высшее создание органического мира, должен презреть законы

 

1 Moser С. Op. cit. Р. 102;. Писарев Д.И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. С. 218-250; Русское Слово. 1864. Июнь. VI. С. 43-52; Современник. 1864. Март. CI.

 

46-62. Библиотека чтения. 1864. Апр. XXI. С. 13-25 (секция русской лите­ ратуры).


 

165


природы?» Этот отрывок перекликался с идеями статьи Гиерог-лифова «Любвь и нигилизм» и его скрытое послание состояло в том, чтобы показать, как «новые люди», озабоченные подобными вредными идеями, «заражали» ими невинных девушек. Вряд ли это было новшеством в русской интеллектуальной или полити­ ческой истории сравнивать новую идею с повальной болезнью и говорить, по аналогии, о пользе установления своего рода каран­ тина1.

 

Между тем физиологический цинизм, изображенный Авена­ риусом, не был характерной чертой любовного этоса нигилистов. Как бы там ни было, но он стал предтечей воззрений «санини-стов» 1908-1914 гг. и советских приверженцев теории «глотка воды», чье грубое отношение к сексу вызвало негодование и на­ падки духовных потомков нигилистов 1860-х гг. Для самих ниги­ листов сексуальная мораль означала связь с одним человеком, которая основана на любви и продолжается до тех пор, пока длится сама любовь. Она не допускала случайных увлечений, обольщений с помощью обмана, снисходительного отношения к проституции и прелюбодеянию (в их понимании этого слова) - короче говоря, обычных аморальных поступков, которые счита­ ются приемлемыми в буржуазном кодексе морали.

 

Писатели антинигилисты были настолько же тенденциозны­ ми, насколько и сами нигилисты. Герои их произведений явля­ лись карикатурами, а не портретами. Как бы там ни было, но ан­ тинигилисты были настроены враждебно не столько к идее женской эмансипации, сколько к мужчинам-нигилистам, кото­ рые указывали женщинам неверный путь. К примеру, роман Лес­ кова «Обойденные» описывает мастерскую, предназначенную для того, чтобы заботиться о благосостоянии молодых девушек, и опиравшуюся в своей деятельности на сочетание феминизма, благотворительности и религии. Она являла собой резкий кон­ траст по сравнению с чудесной Аркадией разума и эгоизма Веры Павловны. Гончаров, чей антинигилистский роман «Обрыв» был одним из самых уничижительных, так объяснял свой взгляд на данный вопрос: «Не является ли фактом, - спрашивал он, - что женщины, не уважающие тех, кто их любит, были отвращены от приличной жизни, общества и семьи грубыми героями «новой


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!