Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 91 страница



 

Достоевский назвал Кукшину «прогрессивной вошью, кото­ рую Тургенев вычесал из русской реальности». Писарев отмечал, что ее двойники в реальной жизни были не «нигилистками», а «лже-нигилистками» и «лжe-emancipees». Однако радикальный критик Антонович разнес роман в «Современнике» и ругал авто­ ра за его несправедливое изображение современных женщин. Сознавая, что карикатурный образ Кукшиной может быть ис­ пользован как орудие для насмешки над всеми передовыми жен­ щинами, он заявил, что какими бы смешными и незрелыми не ка­ зались бы прогрессивные женщины, обычные представительни­ цы высших классов выглядят еще более нелепо. «Лучше выставить напоказ книгу, нежели юбку», - писал он. «Лучше ко­ кетничать с наукой, чем со щеголем. Лучше показать себя в вы­ годном свете в лекционном зале, чем на балу»2.

 

Fathers and Childrens. R.Hare. N.Y., 1957. P. 75-79. Фамилия «Кукшина», так же как и фамилия ее недалекого друга Ситникова, использовались как термины в политической полемике 1905 г. такими разными людьми как Милюков и Пле­ ханов для обозначения нахальных, «недозрелых» радикалов (Милюков П.Н. Год борьбы: Публицистическая хроника. 1905-1906. СПб., 1907. С. 466-471).

2 Dostoevsky M.F. Winter Notes on Summer Impressions / Tr. by R.Renfield. N. Y., 1955. P. 68; Писарев Д.И. Базаров / / Писарев Д.И. Сочинения: В 6 т. Т. 1. C. 7-50; Асмодеи нашего времени / / Современник. 1862. Март. XCII. С. 65-114.


 

152


Нигилистский взгляд на женщин еще более четко выкри­ сталлизовался в следующем году в ходе дискуссии о сатириче­ ской антинигилистской пьесе «Слово и дело», написанной Уст-ряловым. Ее герой - суровый, непреклонный и совершенно неромантичный; его кредо - «верить в то, что я знаю, призна­ вать то, что вижу, и уважать то, что приносит пользу». Как и Ба­ заров, он презирает любовь, но покорен обычной молодой деви­ цей. Подобная буффонада подтолкнула Андрея Гиероглифова, члена кружка Писарева, поставить вопрос ребром в работе «Любовь и нигилизм», написанной как раз тогда, когда Черны­ шевский заканчивал свой роман, и в значительной степени ос­ нованной на «Метафизике половой любви» Шопенгауэра. Гие-роглифов предложил радикальное, антиидеалистическое толкование любви, пробуждения инстинкта воспроизводства, как бы наивно это не выглядело. Идя вслед за Чернышевским, он настаивал на том, что любовь не должна рассматриваться как исключительно личное и индивидуальное желание. В любви «воля отдельного человека превращается в агенцию рода» и «в этом нисколько не участвует личная воля человека». Все браки

 

чувства, сопровождающие их, основываются на природной не­ обходимости продолжить род. Может ли нигилист любить? Да, отвечает Гиероглифов, «так как разум не отрицает чувство»; од­ нако нигилист должен признать родство любви и природы. Ка­ кую женщину может он полюбить? Не куклу и не игрушку, счи­ тает он, но женщину, наделенную знанием, которая отвергает все архаичное, пассивное и бессильное, признавая новое, сози­ дательное и действенное. «Тогда наступит полное соответствие

 

гармония между мужчинами и женщинами нового поколения. Без этого невозможно достичь общего счастья, которого требует

 

иболее интересных и примечательных черт ниги­ листки являлся ее внешний вид. Отбросив «муслин, ленты, пе­ рья, зонтики от солнца и цветы», типичная девушка нигилист­ ских убеждений носила в 1860-х гг. простое темное шерстяное платье, украшенное лишь белыми манжетами и воротником, ко-торое свободно и прямо ниспадало, сужаясь в талии/ Волосы были'Коротко по~ЯстртШёаъттгр^шш^мжи.11Ы. ла*ыр ую допуска-^ лись и затемненные очки. ^Революция в одежде» была частью


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!