Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 107 страница
эти годы отношения между мужчинами-радикалами и их последовательницами были весьма неопределенными. В теории радикалы следовали учениям о равенстве полов своих проро ков - Чернышевского, Роберта Оуэна и Сен-Симона; однако их практическая деятельность подчас показывала обратное. Худя ков, например, открыто рассказывал о своих надеждах на то, что когда его жена, «полностью преданная общественным нуждам», станет оперной певицей, она будет финансировать его революци онную деятельность. Когда его невестка медлила с передачей обещанной тысячи рублей в качестве пожертвования на нужды общего дела, он заявил, что «на жизненной войне дорога каждая минута, а женщины не понимают этого». В основанных радика лами организациях было не мало неискренности и манипулиро вания. Безусловно, доводы необходимости секретности можно понять, но было ли простой случайностью то, что в рядах как «организации», так и ее тайного ядра - «ада», не было ни одной женщины? Вообще, членство женщин в различных артелях, ком мунах и невинном на вид «Обществе взаимного вспомоществова ния» было ограниченным; а «вход» в святая святых - подполье, которое один из конспираторов описывал «как некое озеро, отку да мы таскаем щук» был запрещен. Русский радикализм был все еще далек от того времени, когда женщины будут на равных засе дать в тайных советах радикальных организаций1.
|
|
|
|
|
|
Неудавшееся покушение Каракозова на царя в одночасье по ложило конец практически всей радикальной деятельности. Вол на арестов и обысков, тенденциозно названная радикалами «бе лым террором», захватила огромное количество мужчин и жен щин, как виновных, так и невиновных. И хотя женщины избежа ли ужасной судьбы Каракозова, Ишутина и Худякова, они, тем не менее, также подверглись гонениям. Убежденные в том, что нигилизм, сексуальная свобода и цареубийство - неотъемлемые
|
|
1 Виленская Э. С. Указ. соч. С. 320,391.
177
элементы радикальной деятельности, полицейские доставили по дозреваемым женщинам много неприятностей. Во время обыска в мастерской сестер Ивановых ее участниц допрашивали на пред мет, со сколькими мужчинами они состоят в интимной связи и сколько гражданских браков они заключили, при этом к ним об ращались на «циничном, грубом и непристойном казарменном языке». Женщинам, арестованным вместе с подозреваемыми мужчинами, задавали вопросы типа - «Они тебе заплатили? Они тебе читали “Что делать?”» или «Принадлежишь ли ты к нигили стской секте?». Если ответ был отрицательным, то спрашивали: «Почему ты носишь синие очки?» или «Почему ты ходишь без кринолина?». Начальник московской жандармерии отдал приказ
выдворении из города в течение 24 часов всех женщины, нося щих «нигилистскую» одежду. Генерал-губернатор Петербурга ввел в обращение для «нигилисток» желтый паспорт проститу ток. В Саратове два «господина» сбили с ног женщину в темных очках и разбили их. Губернатор Нижнего Новгорода приказал доставлять в полицейские участки всех женщин, не носящих кри нолин, стриженных, в синих очках и капюшонах, и предъявлял им письменное предписание изменить свой внешний вид или же по кинуть губернию. По слухам, циркулировавшим в то время, эти женщины подозревались в том, что они жили в грехе с мужчинами и никогда не мылись, в соответствии со своим кодексом. В своем дневнике князь Одоевский писал, что «одно из правил нигили стов не быть опрятным. Что за гадость, особливо если они живут
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!