Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 113 страница
одним из членов кружка, который сказал, что было бы неверно отделять женский вопрос от более общего - освобождения про летариата. Несомненно, что благодаря этому замечанию и было решено принять женщин в свой кружок1.
^""Возраст принятых женщин (их было около десяти), варьиро вался от 15 до 21 года; все они вышли из привилегированных слоев: дворянства или из богатой купеческой среды. В духе вре мени конца 1860-х гг. они поступили на Аларчинские курсы, что бы просто получить знания, хотя и без определенной конечной
|
|
.цеди. Точно так же в духе тех лет, они одевались как нигилистки, носили короткие волосы и простые платья и без конца говорили
проблемах женской эмансипации. Всем им была присуща нере шительность, определенный страх перед зависимостью и завуа лированное враждебное отношение к мужчинам, характерное для ранних этапов развития феминистского сознания в самом широ ком смысле этого слова. Особенно это было заметно у Софьи Пе ровской, которая вначале выступала против объединения интел лектуальных усилий с мужчинами, а позднее настаивала на самостоятельном изучении теоретических работ, не прибегая к
|
|
Богучарский В. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. С. 152—172; Итенберг Б.С. Движение революционного народничества: Народнические кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в. М., 1965. С. 129-193. О дискусси ях по женскому вопросу среди чайковцев-мужчин см.: Деникер И.Е. Воспомина ния И.Е.Деникера //Каторга и ссылка. 1924. № 3. С. 20-44.
|
|
186
помощи временно подверженных радикализму мужчин. Нако нец, она смягчилась и весной 1871 г. состоялось соединение кружка Чайковского и группы женщин, которые в последующие годы составляли до 25% всех членов кружка1. На примере участ ниц этого кружка мы можем исследовать те типы женщин, кото рые посвятили себя революционной борьбе.
|
|
Девятнадцатилетняя Ольга Шлейснер, происходившая из курской дворянской семьи, училась в одном из институтов Санкт-Петербурга. Чувствуя потребность в дальнейшем образо вании, она поступила на Аларчинские курсы. Однако ее подлин ное образование началось тогда, когда она встретила Натансона, вышедшего из передовой еврейской семьи из Вильно. Она влю билась и вышла за него замуж, несмотря на свое высокое соци альное происхождение и религиозные убеждения, войдя в рево люционные анналы как Ольга Натансон. По свидетельствам одного из своих товарищей, она без малейшего следа претенциоз ности, находила столь же естественным выйти замуж за еврея, как и постричь волосы или прочитать книгу, несмотря на то, что смешанные браки были неслыханным делом в светском общест ве. Этот был первый пример того явления, которое станет впо следствии повсеместным. Ольга достаточно легко вошла в «дело» и стала связующим звеном между группой Натансона и своими подругами по курсам. Некоторое время она изучала ме дицину на недавно открытых женских курсах, но вскоре полно стью посвятила себя подпольному движению, став одним из ли деров «Земли и воли». Она умерла в 1881 г. от заболевания, полученного в тюрьме, когда ей было немногим больше 30 лет2.
Четверо сестер Корниловых были дочерьми процветающего столичного фабриканта, занимающегося производством фарфо ра, достаточно богатого, чтобы отдать их в лучшие школы, и дос таточно либерального, чтобы позволить им идти куда захочется. Одна за другой сестры Корниловы проследовали через гимназии
институты на Аларчинские курсы. Их просторный дом был ме стом встреч одноклассниц, а их приданое было передано «чай-ковцам». Наиболее известной из сестер, Александре, было всего лишь 16 лет, когда был образован Аларчинский кружок. Извест ная в истории как Корнилова-Мороз, она прошла извилистый путь, столь характерный для всех политически активных
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!