Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 116 страница



 

Ашешов Н. Указ. соч. С. 18-23; Степняк-Кравчинский С.М. Софья Перовская. Берлин, 1903. С. 6-12; Чайковский Н.В. Через пол столетия: Открытое письмо к друзьям / / Голос минувшего на чужой стороне. 1926. Ноябрь. С. 179-189.

2 Ашешов Н. Указ. соч. С. 28-36; Степняк-Кравчинский С. М. Софья Перовская. С. 15-19; Kropotkin Р.А. Memoirs of a Revolutionist. N.Y., 1962. P. 211.


 

190


сто молодой русской женщине получить паспорт и отправиться в путешествие. Некоторые из них извлекли выгоду из страхов сво­ их матерей, опасавшихся, что дома их дочери заразятся нечаев­ скими идеями; другие для получения свободы прибегли к широ­ ко распространенному способу - заключению фиктивного брака как пути к свободе1.

 

Среди русских, которые накаляли политическую атмосферу^ Швейцарии, были ветераны подпольных кружков 1860-х гг., чле­ ны Первого Интернационала и эмигрировавшие участники Па­ рижской Коммуны. Во всех этих группах присутствовали и жен­ щины, имевшие незначительное влияние вне этих кружков. Четверо русских женщин принимали участие в Коммуне. Из Rrfx только Елизавета Дмитриева внесла существенный вклад в поли­ тическую борьбу во время этого кровавого эпизода истории. Дмитриева была незаконнорожденным дворянским ребенком, выросшим в привилегированных условиях. В детстве она брала уроки игры на фортепьяно у своего «бедного кузена» Мусоргско­ го, а с другим кузеном, Куропаткиным, обдумывала планы фи­ нансирования социалистических кружков. Проделав путь от ни­ гилизма к марксизму, Дмитриева стала одной из наиболее активных сторонниц Маркса в Первом Интернационале. В два­ дцатилетием возрасте, полная сил, она отправилась из Швейца­ рии в Париж, где вместе с Л.Мишель основала клубы для жен-щин-работниц, союзы медсестер и, наконец, Женский батальон. Известная среди участников Парижской Коммуны как Мадам X., она появлялась на баррикадах, одетая в запачканное кровью пла­ тье с красной лентой, перетянутой вокруг груди, подобно «Сво­ боде на баррикадах» Делакруа2.

 

Слухи о Коммуне докатились и до русских женщин в Цюрихе, но атмосфера бунта, порожденная Лавровым и Бакуниным, воз­ действовала на них сильнее слухов. Бакунин во время своего пребывания в Цюрихе летом 1872 г., попытался обратить в свою веру небольшую, но преданную группу последователей, состояв­ шую в основном из женщин, которых швейцарские студенты прозвали «казачьими пони». Однако проблема состояла в том, что влияние Бакунина в значительной степени было личного и

 

Meijer J.M. Op. cit. P. 131-132; Лавров П.Л. Народники-пропагандисты, 1873— 1878 годов. СПб., 1907. С. 62-69. Также см.: Breshkovskaya Е. Hidden Springs of the Russian Revolution: Personal Memoirs. Stanford, 1931. P. 335; Kropotkin P.A. Memoirs of a Revolutionist. P. 179.

2 Книжник-Ветров И.С. Русские деятельницы Первого Интернационала и Па­ рижской Коммуны. С. 16-134 ',Jellinek F. The Paris Commune of 1871. London, 1937. P. 253-254,324,400.


 

191


харизматического характера и быстро исчезло, после его отъезда. Несмотря на свой радикализм в отношении женской эмансипа­ ции, Бакунин однажды поразил своих последовательниц, заявив, что не выносит вида пьющей или курящей женщины. Хотя Лав­ ров был менее колоритной фигурой по сравнению с Бакуниным, он имел гораздо большее влияние на умы молодых женщин в Цюрихе. Его защита женских прав выражалась гораздо больше на деле, чем на словах, так как он об этом никогда много не пи­ сал. В Швейцарии он развивал революционное сознание женщин привлекая их в свои кружки и предоставляя работу в своих жур­ налах; и в Швейцарии, и в самой России его этическое революци­ онное учение имело на женщин огромное влияние1.

 

Среди многочисленных женских кружков, объединений и клубов чтения, которые как грибы возникли в районе Обершт-рассе, три представляют особый интерес. Женский Клуб Логи­ ческой Мысли прожил короткую, но бурную жизнь. Он был соз­ дан Розалией Идельсон, еврейской студенткой-медичкой, которая приехала в Швейцарию благодаря фиктивному браку для того, чтобы жить со своим возлюбленным нееврейского происхождения. Она, как и множество молодых, еще не сложив­ шихся радикалок, стремившихся к интеллектуальному сотруд­ ничеству с мужчинами, находилась на том уровне феминистско­ го сознания, когда для обретения уверенности в своих силах еще необходимо было более комфортное общество других жен­ щин. Так был создан клуб «Женский Ферейн», состоявший только из женщин, которые хотели отшлифовывать в дискусси­ ях свои ораторские способности и подвергать проверке свои убеждения без угрожающего присутствия мужчин. Некоторые женщины старшего поколения ошибочно видели в нем проявле­ ние антимужской тенденции, однако молодежь приняла клуб с энтузиазмом. Но, будучи неподготовленными к искусству «рас­ судительных дискуссий», члены клуба быстро скатились до личных оскорблений уже на третьем упражнении по малопонят­ ному вопросу о том, что должно случиться с плодами цивилиза­ ции после революции. Женщины покинули собрание, крича на спящих улицах Цюриха: «Мы уничтожим их» или «Мы сохра­ ним их». Несколько недель спустя клуб прекратил свое сущест­


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!