Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 118 страница
Образование Фигнер «соответствовало ее общественному по ложению» - домашнее обучение, затем Родионовский институт в Казани. Существует мнение, что благотворные реформы 1860-х гг. улучшили общую атмосферу в институтах, однако пре подаваемые предметы были все так же далеки от жизни, как и сама учительница - «высушенная старая дева», по словам Фиг нер. Охоту к чтению книг отбивали быстро, и практически ниче го не делалось для того, чтобы научить институток жизни или развить их нравственность. Оглядываясь на свое шестилетние пребывание в институте, Фигнер пыталась определить, что она из него вынесла - утонченные манеры, дисциплинированность в занятиях и, как отличительную черту всех пансионеров, жажду дружбы. «Но в смысле научного знания и в особенности умствен ного развития, - писала она, - эти учебные годы не только дали мне очень мало, они задерживали мой духовный рост, не говоря
|
|
|
|
Личность В.Фигнер, чья жизнь (1852-1942) пришлась на наиболее критиче ский период российской истории, также ожидает более серьезного биографиче ского исследования, несмотря на то, что существует богатая литература, напи санная самой Фигнер и о ней. «Запечатленный труд» - основной мемуарный труд Фигнер. В первом томе описывается ее жизнь до 1883 г., а во втором - 20 лет, проведенных ею в Шлиссельбургской крепости. О годах, проведенных в Цюрихе, см.: Фигнер В.Н. Студенческие годы (1872-1873).
|
|
194
уже о том вреде, который приносила неестественная изоляция от жизни и людей». Между тем, как и многие развитые девушки ее поколения, она компенсировала скуку классных комнат обшир ным чтением основных источников радикальной чувствительно сти: русских классиков, «толстых журналов» и произведений за падной научной мысли1.
|
|
Поворотный момент наступил вскоре после выпуска из ин ститута в 1869 г., когда она чувствовала в себе «энергичное, лич ное, бьющее через край настроение и желание заняться какой-ни-будь значимой деятельностью». Случайно она наткнулась на статью о карьере Сусловой. Вскоре после этого она прочитала статью об утилитаризме и решила, что «наибольшее счастье для наибольшего числа» людей является подходящей целью, а крат чайшим путем к ней служат занятия медициной. Ее планы отпра виться в Цюрих были отложены из-за свадьбы с казанским адво катом Алексеем Филипповым. В университете она и ее сестра Лидия изучали под руководством профессора Лесгафта естест венные науки. Когда этого благородного преподавателя уволили из-за оказываемого им «дурного влияния на молодое поколе ние», Вера расстроилась, но, как она писала впоследствии, не провела никакой связи между этим событием и произволом рус ского правительства. Даже в Цюрихе, куда она, ее муж и сестра Лидия приехали в 1872 г., Вера первоначально влилась в среду «консервативных» девушек, чьим единственным интересом яв лялась учеба, и не спешила присоединиться к более политически активным друзьям Лидии, которая, в конце концов, и вовлекла ее в радикальный кружок2.
Кружок «Фричи», к которому присоединилась Лидия, состоХ ял из 12 или 15 девушек в среднем двадцатилетнего возраста, большинство из которых были русскими дворянками, за исклю чением двоих евреек. Национальные и религиозные различия были практически стерты, так как все они были состоятельными, хорошо образованными, читали одни и те же книги и разделяли одинаковые философские взгляды. В этом кружке, как и в муж ских группах, принадлежность к иудаизму практически не игра ла никакой роли во взаимоотношениях между ее членами. За сте нами классных комнат женщины «Фричи» изучали социализм, посещали собрания эмигрантов и на волонтерских началах рабо тали в журналах Лаврова. Здесь царствовало равноправие, хотя к
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!