Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 112 страница



 

существовала какая-либо жгучая проблема, беспокоив­ шая женщин в начале 1870-х гг., то это был не женский вопрос, а проблема сложных взаимоотношений между движением за обра­ зование и революцией^ Для многих женщин 1860-х гг. первым шагом в их так сказать «полевении» были серьезные занятия, особенно естественными науками. Знакомство с работами «Про­ исхождение видов» Дарвина, «Физиологические письма» Фогта,

 

В 1858 г. в беседе с Еленой Штакеншнейдер Лавров выразил уверенность в пол­ ном исчезновении семьи в будущем. См.: Штакеншнейдер Е. Дневник и записки. М., 1934. С. 239. Ткачев осторожно призывал к «постепенному упразднению суще­ ствующей семьи». См.: Бурцев В. За сто лет (1800-1896). С.' 133-134.

2 Программа «Земли и Воли» цит. по: Бурцев В. За сто лет (1800-1896). С. 138.

Программа «Народной Воли» цит. по: Литература социально-революционной партии «Народной Воли». 1905. С. 162.


 

184


 

«Сила и материя» Бюхнера было отличительным признаком пе­ редовой женщины. Петр Лавров был одним из первых, кто осоз­ нал, что подобная любовь к чистой науке зачастую уводит про­ грессивных людей от социальных проблем. В своих самых пер­ вых, необычайно популярных «Исторических письмах» он признавал, что «естественная наука является истинным основа­ нием разумной жизни», что без нее человек слеп и глух к требо­ ваниям жизни, и поэтому не может быть назван современной, об­ разованной личностью. Между тем более близкими к жизни, про­ должал он, являются проблемы политики, экономики и общества. По настоящему образованная личность должна про­ двигаться от чистой науки к науке об обществе‘.Через все его произведения красной нитью проходит эта тема: само по себе знание - это не самоцель или средство получения профессии, оно является формой самоподготовки к возвышенной и великой цели освобождения людей.

 

Мемуарная литература того времени полна упоминаний об этой проблеме. Михаил Попов рассказывает, как на третьем году своих занятий медициной он стоял на Сампсониевском мосту, находившемся на полпути от Медицинской академии до Петро­ павловской крепости, и размышлял над тем, стоит ли ему сдавать экзамены и продолжать обучение или же полностью посвятить себя революционной деятельности. Другой студент, изучавший медицину, поставил вопрос предельно ясно - «знания или рабо­ та?». Вера Фигнер, Софья Перовская и бесчисленное множество других женщин, мучившихся этой же проблемой, в конечном счете, покинули университетские аудитории, и пошли в народ. Все они, мужчины и женщины, достигли того уровня понимания, который можно проиллюстрировать хорошо известными слова­ ми Лаврова: «Мы не имеем права учиться на народные деньги»2.

 

Участницы великого «хождения в народ» в основном были выходцами из русской колонии в Цюрихе начала 1870-х гг. и пропагандистских кружков, возникших в России в этот же пе­ риод (основным считался кружок «чайковцев» в Петербурге). По своей внешней форме эти кружки не слишком отличались от кружков 1860-х гг. - студенты обоих полов, живущие в обустро­ енных на скорую руку коммунах, несущих (по крайней мере первоначально) слово в низшие слои городского населения.

 

1 Лавров П. Л. Избранные сочинения: В 4 т. М., 1934-1935. Т. 1. С. 172.

 

Попов М.Р. Записки землевольца. М., 1933. С. 45,102; Засулич В.И. Воспомина­ния. С. 118; Лавров ПЛ. Народники-пропагандисты, 1873-1878 годов. СПб., 1907. С. 185.


 

185


Мировоззрение представителей этих кружков, основанное на доктрине Лаврова о преднамеренной жертве и смирении, а так­ же на однозначном отторжении нечаевского учения, было более этичным и демократическим. Кружок Чайковского возник в ре­ зультате слияния студентов коммуны с небольшой группой женщин, учившихся на Аларчинских курсах. Его основателем был Марк Натансон, студент-медик. Впоследствии из этого кружка вышли такие известные личности, как Кропоткин, Степняк-Кравчинский, Лопатин, Синегуб, Шишко и Николай Чайковский, чьим именем кружок был впоследствии назван. Через свою будущую жену, Ольгу Шлейснер, Натансон позна­ комился с одной из студенток Аларчинских курсов и предло­ жил ей присоединиться к кружку. Возможно, именно этот жест - приглашение женщин к участию в кружке, и подтолкнул мужчин к обсуждению «женского вопроса» во время их беско­ нечных дискуссий. Некоторые ораторы, касаясь данного вопро­ са, просто повторяли ставшие банальностями мысли Михайло­ ва и Чернышевского. Большинство же, вероятно, было согласно


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!