Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 83 страница
Второй сон Веры демонстрирует ей, что труд - социальный эквивалент движения в природе, является основной жизненной силой. Частично основываясь на социалистической теории и час тично на практике русских артелей, Чернышевский придумывает для нее швейную артель, которая начинает свою работу как пред приятие с ограниченным участием рабочих в прибылях и транс формируется во всеохватывающую коммуну производителей и
|
|
Чернышевский Н.Г Поли. собр. соч.: В 15 т. Т. 11. С. 716. Различия в способахрешения проблемы любовного треугольника у Чернышевского и Жорж Санд анализируется в: Скафтумова А. Чернышевский и Жорж Санд / / Статьи о рус ской литературе. Саратов, 1958. С. 203-227.
2 Чернышевский HI. Что делать? С. 146,167.
139
потребителей в самом центре Санкт-Петербурга. Помня данные во сне обещания освободить других женщин, Вера Павловна ис пользует работу в коммуне для того, чтобы повысить уровень самосознания своих работниц. Она делает их компаньонами, распределяет прибыли, привлекает к управлению делами и по степенно воспитывает в них чувство уверенности в своих силах, тщательно подбирая им для чтения «прогрессивную» литерату ру. Она является вымышленным прототипом организаторов Женотделов, которые шестьдесят лет спустя, использовали те же приемы для «повышения самосознания» женщин по всей Советской Республике. Именно здесь, среди иголок и брошюр швейной мастерской, Вера Павловна достигает того уровня соз нания, которое делает ее одной из первых героинь-активисток женского освобождения в европейской художественной литера туре.
|
|
|
|
|
|
Однако подобная деятельность, даже в сочетании с домашни ми обязанностями (выполняемыми ею при помощи прислуги!) и
уроками, недостаточно поглощала и сублимировала ее внут ренние силы и избыток личного энтузиазма. Она нуждалась в «личном деле, необходимом деле, от которого зависела бы собст венная жизнь». Однако тем, она осознавала все трудности дости жения женщинами высшего предназначения: «господство наси лия отнимало у нее и средства к развитию, и мотивы стремиться
развитию». Уровень ее самосознания не позволял ей довольст воваться деятельностью гувернантки - работы, которой и без того было занято огромное количество женщин. Она принимает решение изучать медицину с помощью своего мужа, также как и реальная Бокова изучала ее при помощи Сеченова, до того как была исключена из академии. «Это было бы очень важно, - гово рит Вера Павловна, - если бы явились, наконец, женщины-меди ки... Женщине гораздо легче говорить с женщиною, чем с мужчи ною. Сколько предотвращалось бы тогда страданий, смертей, сколько несчастий! Надобно попытаться». Сила воли, общест венное самосознание, действие - налицо еще не до конца про явившиеся черты «новой женщины». И хотя в занятиях медици ной Вера Павловна не была пионеркой, а лишь следовала общей тенденции, именно ее пример вдохновил в последующие два де сятилетия множество русских женщин1.
Подход Чернышевского к проблеме женского освобождения отличался от феминистского. В сфере образования акцент делал ся им на индивидуальные усилия - книги, частные уроки друзей,
1 Чернышевский H I 1Что делать? С. 369,373,377.
140
кружки. Никаких скандалов в университетских залах, никаких борющихся студенток, никаких петиций. Что касается благотво рительности, то авторская точка зрения ясно выражена в пассаже
Полозовой - одной из второстепенных героинь романа: «Отец давал ей довольно много денег на булавки; она, как и всякая доб рая женщина, помогала бедным. Но она читала и думала, и стала замечать, что такая помощь, которую оказывает она, приносит го раздо меньше пользы, чем следовало бы... Слишком много ее об манывают притворные или дрянные бедняки; ...и людям достой ным помощи, эти деньги почти никогда не приносят прочной пользы»1. Подразумевалось, что артель будет ядром фундамен тального переустройства общества, которое предоставит всем приличную работу, устранив тем самым необходимость в столь унизительной деятельности как филантропия. Однако для неко торых читателей того времени, принципиальная разница между артелью и благотворительностью в романе не была показана дос таточно убедительно, так как даже в атмосфере равенства в арте ли в значительной степени присутствовали покровительствен ные отношения. Наиболее очевидно это проявилось в рассказе о выкупленной проститутке Насте Крюковой. Учение Чернышев ского в схематичном виде заключается в следующем: мужчины должны прекратить быть клиентами проституток, ликвидировав тем самым рынок подобных услуг; женщины же должны помо гать жертвам посредством предоставления им работы. Любая фе министка, начиная с 1860 г. и вплоть до революции, могла бы сказать (и говорила) то же самое.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!