Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 61 страница
лосо^ией!.
Г1*уководительницы российского женского движения, быв айте в начале своей деятельности довольно молодыми женщина ми, являлись высокообразованными представительницами при вилегированных слоев. Этим можно объяснить их осторож ность и отказ от полного разрыва со своим прошлым, а также с традициями и семьей, что были готовы сделать нигилисткигНе-которые из наиболее выдающихся нигилисток и револЯЯщоне-рок также были выходцами из очень богатых и высокопостав ленных семей, другие же, к началу нового этапа их жизни, уже находились длительное время в браке и были матерями. И хотя некоторые феминистки страдали от эмоциональной неустойчи вости, нельзя сказать, что сам по себе феминизм был обязан своим существованием комплексу неполноценности его основа-тельницу*ГсТобстоятельство, что из трех главных лидеров дви жения - Философовой, Трубниковой и Стасовой - одна была ■Счастлива в браке, другая - несчастна, а третья была незамуж ней, не подтверждает теорию сексуальной фрустрации, как им пульса к возникновению феминизма.
|
|
|
|
Первой появившейся на сцене и первой же, ее покинувшей, была Мария Васильевна Трубникова (1835-1897). Дочь ссыль ного декабриста В.П.Ивашёва и его возлюбленной Камиллы Ле-дантю родилась в Чите и воспитывалась в атмосфере благочести вого поклонения потерпевшим поражение мятежникам. В доме своей тети она получила великолепное образование, включавшее
|
|
себя изучение европейских языков, литературы, истории и рус ской культуры. Когда ей было девятнадцать лет, она вышла замуж за К.В.Трубникова, впоследствии издателя «Биржевых новостей», который покорил ее сердце чтением отрывков из Герцена. Начи ная с 1855 г., ее салон в Петербурге стал местом встреч либералов и радикалов. «Прирожденный общественный работник», как оха рактеризовал ее один из ее современников, прежде чем стать пылкой защитницей женских прав, она направила свои первые усилия на помощь бедным. Во время поездки в 1861 г. в Европу
|
|
1 Для примера, сравните русские слова «человеколюбие» (филантропия) и «всечеловечность» (термин не переводимый одним словом и обозначающий тен денцию по отношению к миру с гуманистических, универсалистских позиций или гуманизм человечества). Кто-то избегал этой анахроничной практики, а, на пример, Коллонтай определяла деятельность этих первых феминисток как «бур жуазное женское движение». См.: Коллонтай AM . Положение женщины в эво люции хозяйства. М., 1922. С. 115.
105
ей в руки попали книги Женни д’Эрикур. Трубниковой не уда лось встретиться с ней, но она переписывалась с д’Эрикур и та помогла ей установить контакты с известными европейскими фе министками - Жозефиной Батлер и Марией Гегг. Трудно не за метить, что влияние, которое д’Эрикур оказала на Трубникову, с одной стороны, и на Михайлова и семью Шелгуновых, с другой, было различным. При поддержке Стасовой и Философовой, в 1860-х гг. Трубникова стала первым инициатором феминистских социальных начинаний, воздерживаясь от любых радикальных решений тех проблем, которые вставали перед ней1.
Семья Стасовых едва ли нуждается в представлении. Ее наи более известным представителем был В.В.Стасов - ведущий музыкальный критик в России XIX в. Одна из его племянниц, писавшая под псевдонимом Владимир Каренин, была биогра фом Жорж Санд, другая - Елена Стасова - стала большевич кой. Его сестра, Надежда Васильевна Стасова, являлась вторым членом так называемого «триумвирата» русского феминизма. Будучи старше двух других своих коллег (родилась в 1822 г.), она воспитывалась в утонченной атмосфере Царского Села. Ее отец был придворным архитектором. Молодой девушкой она пережила тяжелое эмоциональное потрясение, когда ее жених женился на другой. Удар был настолько силен, что она была вы нуждена лечиться при помощи гипноза. Позднее она пережила еще одно сильное потрясение, когда ее сестра потеряла единст венного ребенка, а сама оказалась неизлечимо больной. Надеж да Васильевна ухаживала за своей сестрой вплоть до ее смерти за границей в 1858 г. После этого она вернулась в Россию, при няв решение «помогать другим». Ее страдания, альтруизм, уме ние всегда оставаться в тени, как и увлечение в юности Байро ном, Гейне, Карамзиным, Жорж Санд, Руссо, физическая непривлекательность, природная чувствительность и роман тизм, - все это вместе, бесспорно, привело ее к принятию твер дого решения посвятить свою жизнь делу всего человечества. Она осознала, что «любовь к кому-либо одному больше невоз можна». «Для меня исчезло очарование семьи собственной и я почувствовала любовь к всемирной семье. Это стало моим де лом». Ее встреча с Трубниковой на этом этапе жизненного пути
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!