Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 60 страница



 

Как и в других странах, русская «благотворительность» тра­ диционно возглавлялась и «украшалась» супругами императо­ ров, вдовствующими императрицами и княгинями. Однако их деятельность была, как правило, ограниченной, изысканной,

 

В данном случае историческое употребление понятия «феминизм» имеет мало общего с тем содержанием, которое приписывают ему современные неофемини­ стки или «радикальные феминистки» женского освободительного движения в США, за исключением лишь того, что «феминизм» означает деятельность жен­ щин во имя женщин. Современные феминистки отличаются от своих предшест­ венниц, по крайней мере, в двух случаях: во-первых, они отрицают кооптацию мужских доминирующих иерархий; во-вторых, они рассматривают сексуальный аспект проблемы не только как важный, но как центральный.

2 nobeesse oblige (лат.) - положение обязывает. - Прим. ред.

 

Balfour C.L. Working Women of the Last Half-Century. London, 1856; отрывочнобыла издана в: Рассвет. 1860. Март. С. 447-478; Strachey R. Struggle. N.Y., 1930. P. 219.


 

103


обезличенной, невольно хочется сказать, ритуальной. В 1860-х гг. феминистки внесли в благотворительность элемент искренне­ го энтузиазма. Они хотели помогать себе, оказывая помощь другим. В.В.Стасов, брат и биограф одной из таких женщин, противопоставлял их побуждения мотивации придворных дам из «Общества посещения бедных». «Принадлежать к нему было чем-то очень комильфотным. Grandes dames со страда­ тельной улыбкой говорили: «мои бедные», «надо мне ехать по­ сещать моих бедных», «ах, пожертвуйте на моих несчастнень­ ких». Отношение феминисток было совсем иным. Причиной являлось «непритворное уважение к тем личностям, кого посе­ щали, и кому помогали, искреннее участие в их физическом и интеллектуальном положении»1. По иронии судьбы нигилисты впоследствии будут обвинять феминисток именно в том же, в чем последние обвиняли придворных дам, - в самодовольстве и лицемерии.

 

Женщины, о которых говорится в данной главе, сами не употребляли термин «феминистка», однако он характеризует их наиболее точно. Понятия «женщина умеренных взглядов» или «либералка» неадекватны, так как, во-первых, они неточно обо­ значают цели деятельности феминисток; во-вторых, они подра­ зумевают под собой политический подтекст, которого не было до 1905 г. Феминистки были «либералками» в том же смысле, что и критически настроенная часть интеллигенции, но в своей деятельности они были аполитичны. Ярлык «прогрессивной» женщины использовался консерваторами без разбора, они оди­ наково применяли его как к нигилисткам, так и феминисткам. Зачастую трудно провести границу между двумя этими лагеря­ ми, так как в начале 1860-х гг. она была размыта, а их предста­ вительницы принимали участие в одних и тех же акциях, а ино­ гда и выглядели одинаково. Нигилистки использовали понятие «аристократка» в отношении более элегантных лидеров феми­ нисток, однако извратили его значение, применив это понятие к тем нигилисткам, которые сохраняли на себе отпечаток своего изнеженного прошлого. Убийственная ирония этого семантиче­ ского смешения заключалась еще в том, что эти «пережитки» аристократизма стали л озднее презрительно называть еще и «буржуазными». (Понятие «феминизм» подразумевало деятель­ ность женщин для женщин^ если избегать широкомасштабных антропологических и политических оценок, присущих нигилиз­ му и радикализму. Образ жизни феминисток, обусловленный

 

1 Стасов В.В. Надежда Васильевна Стасова... С. 73.


 

104


их темпераментом и социальным происхождением, вполне есте­ ственно привел их к занятиям благотворительностью, а не фи-


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!