Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 62 страница



 

Стасов В. В. Надежда Васильевна Стасова... С. 61-64; Сборник памяти АнныПавловны Философовой: В 2 т. Пг., 1915. С. 1; Тыркова А.В. Анна Павловна Фи* лософова и ее время. С. 111-118; Черкесова В. Мария Васильевна Трубникова / / Женское дело. 1899. Дек. С. 15-37; Satina S. Education of Women in Pre-Revolu­ tionary Russia. N.Y., 1966. P. 95.


 

106


превратила аморфное понятие «всемирной семьи» в «женский вопрос»1.

 

Семья «Ноночки» Дягилевой, которая впоследствии стала Анной Павловной Философовой, была не менее известной, неже­ ли семья Стасовых. Из ее членов след в истории оставили не только она сама, выдающийся лидер феминисток на протяжении двух поколений, но также ее сын и племянник - Митя и Сере­ жа - которые на исходе века произвели коренную ломку русской культуры в качестве Дмитрия Философова и Сергея Дягилева. Подобно своей современнице, Шелгуновой, она получила пре­ красное образование в просторном доме на Васильевском остро­ ве в Петербурге. Но в отличие от Шелгуновой, вся ее сексуаль­ ная жизнь ограничивалась отношениями с мужем - высокопоставленным чиновником В.Д.Философовым, за которо­ го она вышла замуж в 1855 г. В первые годы своего замужества она думала «только о балах и нарядах», но вынужденное времен­ ное пребывание в русской деревне быстро открыло ей глаза на то, как разнится ее жизнь и жизнь крестьян. Позднее, когда ее салон стал «либеральным» центром, она стала свидетелем жарких споров о надвигающемся освобождении крестьян. Однако только после встречи с Трубниковой она начала изучать, то, что она назы­ вала «азбукой самосознания». На протяжении 1860-х - 1870-х гг. Философова работала бок о бок со Стасовой и Трубниковой. В письме к русскому юристу Кони она объясняла свою цель тех лет как «предоставление женщине возможности самостоятельного пути к работе и морально и материально независимому положе­ нию». Из этого триумвирата в XX в. в живых осталась только одна Философова2.

 

Другие члены феминистских организаций той поры: Анна Энгельгардт (1835-1903) - выпускница Московского институ­ та, жена химика Александра Энгельгардта, придерживавшегося радикальных взглядов; графиня Ростовцева - жена царского ге-нерал-адъютанта; Мария Цебрикова - ведущий автор «Отечест­ венных записок» то принимали участие в феминистской дея­ тельности, то отходили от нее. Только последней суждено было

 

Стасов В.В. Надежда Васильевна Стасова... С. 1-60; Тыркова A.B. Указ. соч.С. 118-120. Жозефина Батлер - известная английская общественная деятельни­ ца, включилась в женское движение после того, как на ее глазах была случайно убита ее маленькая дочь. После этого ее снедало жгучие желание обнаружить боль еще острее, чем ее собственная. Strachey R. Struggle. N.Y., 1930. P. 193.

2 Тыркова A.B. Указ. соч. С. 1-118; Чехова М. Анна Павловна Философова / / Сборник памяти Анны Павловны Философовой: В 2 т. Пг., 1915. Т. 2. С. 145; КониА.Ф. На жизненном пути: В 5 т. Ревель, 1914-1929. Т. 4. С. 322-334.


 

107


достичь известности вне феминистских кругов. Помимо этих женщин, триумвират мог положиться еще на 25-30 своих посто­ янных сторонниц, а для более значительных действий мог зару­ читься поддержкой сотни человек. Феминистские организации существовали легально и на протяжении долгого времени со­ стояли исключительно из женщин. Правление организации было выборным, а решения принимались большинством голосов. В клубах и группах взаимопомощи выбирались вновь и вновь те, кто был естественным «лидером» - обладал общественной из­ вестностью, энтузиазмом, умением говорить или же был просто приятной личностью.

 

Феминистки начали свою деятельность с благотворительно­ сти, используя таланты некоторых женщин для того, чтобы па-мочь огромному количеству нуждающихся обоих полов^'Это мало чем способствовало женскому движению, но это дало феми­ нисткам опыт лидерства, воспитало чувство самоуважения и пробудило осознание способности женщин принимать участие в общественной жизни. И что наиболее важно - эта деятельность поставила женщин среднего и высшего классов в новые условия, непохожие на условия салонов и сформировала другие социаль­ ные отношения. Благотворительность достаточно легко влилась в феминизм, и через короткий промежуток времени усилия фе­ министок оказались направленными на то, чтобы помогать жен­ щинам жить, учиться и работать.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!