Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 59 страница



 

 

Отечественные записки. 1868. Апр. С. 252; Добролюбов НА. Собрание сочине­ ний. Т. 5. С. 113; Время. 1862. Авг. С. 60-80; Михайловский HJC. О мерах противо­ действия проституции / / Отечественные записки. 1869. Июль. С. 187-208.

2 Стасов В. В. Надежда Васильевна Стасова... С. 79; Шашков С.С. Очерк истории русской женщины. С. 275.


101


 

л а в а III

ФЕМИНИСТСКИЙ ОТКЛИК

 

Дабы сделать человечество более добро­ детельным и счастливым, оба пола должны исходить в своей деятельности из одних и тех же принципов. Но как этого достичь, если только одному полу позволено видеть всю очевидность это­ го? Кроме того, чтобы заключить по-на­ стоящему справедливый общественный договор и распространить просветитель­ ские принципы, которые улучшат жизнь человека, женщины должны знать, что их сила - это знания, которые вряд ли будут им доступны до тех пор, пока их не будут воспитывать так же как и мужчин.

 

М. Уоллстонкрафт

 

 

1. Феминистки

 

Из трех основных ответов на женский вопрос, возникших в правление Александра II (феминизм, нигилизм, радикализм), именно феминизм первый четко сформулировал свою филосо­ фию и предпринял конкретные действия. Феминистки, искав­ шие решение проблемы в рамках российской социальной систе­ мы, принимали ее в целом, и хотя желали изменить тот или иной

 

аспект, все же воздерживались от того, чтобы предложить пол­ ное обновление и модернизацию. Их взгляды носили либераль­ ный, умеренный характер, а цель заключалась в постепенном и мирном реформировании статуса женщины, в особенности в во­ просе, ее экономического положения и образования. Вопросы секса, брака и семьи играли незначительную роль в их публич­ ных дискуссиях и деятельности.^ffa протяжении всего XIX в. русские феминистки по большей части разделяли основные цели


 

102


тактику своих европейских и американских сестер. Этим они разительно отличались от нигилистов и революционеров^

 

Каковы же были их основные идеологические позйцйи? Вос­ пользовавшись идеями Клары Бальфур и других английских фе­ министок, эти женщины считали, улучшение женской участи - в первую очередь должно быть делом рук самих женщин, а не муж­ чин. Также они разделяли идею Бальфур, о том, что им необхо-димо разработать «систему самопомощи». Это означало помощь одних женщин другим; заботу о несчастных людях со стороны «более удачливых»^Эта постановка вопроса пришла из протес­ тантской, англосаксонской филантропической традиции, которая трансформировала noblesse oblige1 в современный городской ва­ риант «гражданского долга». В значительной степени раннее фе­ министское движение на Западе строилось на том психологиче­ ском принципе, который позволял людям, практикующим его, пользоваться плодами системы, успокаивая свою совесть жеста­ ми благотворительности. Акты доброты по отношению к несчаст­ ным женщинам на первых порах не отличались от подобных по­ ступков в отношении чернокожих рабов, нищих, дикарей, «языч­ ников», боксеров-профессионалов, сумасшедших, моряков, сирот

 

алкоголиков. Потребовалось некоторое время, прежде чем жен­ щин убрали из этой компании. Но, когда просвещенные женщи­ ны осознали то, чем они собственно занимаются на ниве благо­ творительности, они поняли, что это единственно доступная для них форма деятельности, которой они могут нравственно оправ­ дать свое существование здесь, на земле, или, по крайней мере, сделать его более светлым, - а также помочь своим сестрам3.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!