Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 55 страница
Значительно дальше неопределенного лассальянства Жуков ского пошел Петр Ткачев. По его мнению, капиталистическая ин дустриализация является абсолютным злом и не может быть ре формирована или модифицирована при помощи кооперативных обществ. В исследовании влияния, которое оказывает «эконо мический прогресс» на положение женщин, он также отбросил аргументы в пользу женского равноправия, как не имеющие от ношения к делу трюизмы. Главная задача для Европы, заключа ется в том, чтобы уберечь женщин от безработицы, что, по его мнению, намного хуже, чем рабский труд на фабрике. Машин ное производство, объяснял он, отняло у женщин их традицион ную домашнюю работу и, ослабило семью. Отныне женщины «не притязали на независимое существование, так как в наше время право на жизнь практически синонимично праву на рабо ту. Единственный путь к независимости и самореализации - это работа». Ужасы фабричной системы не служили оправданием тем женщинам, которые отказывались зарабатывать себе на жизнь. Обречены ли женщины навечно на рабский труд на мрач ных сатанинских мельницах? Нет, отвечал Ткачев, но нельзя на деяться на частичную реформу этой системы или же на неболь шие кооперативы как средство остановить зло. Эксплуатации мужчин, так же как и женщин, можно положить конец только уничтожив капитализм и частную собственность на средства производства. На критические замечания о том, что он исключа ет женский вопрос из сферы «влияния на интеллектуальное раз витие человечества», Ткачев отвечал: «Я считаю, что все явления
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Жуковский Ю.Г. Затруднения женского дела / / Современник. 1863. Дек. С. 279,
Впоследствии Жуковский стал придерживаться либеральных антимаркси стских взглядов на экономику.
95
политического, нравственного и интеллектуального мира в по следнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и “экономической структуре” общества, как выражался Маркс»1.
За десятилетие, прошедшее с того момента, когда Вернадская высказала идею о свободном капиталистическом рынке труда и до настойчивого утверждения Ткачевым, что только уничтоже ние капитализма по-настоящему освободит женщину, достаточно быстро развилась теория «женского пролетариата». За всеми этими суждениями стояла вера в то, что сущность проблемы за ключается в экономическом статусе женщины и что брак, любовь
образование - это всего лишь элементы надстройки, которая будет соответствующим образом реорганизована, после того как будет изменена экономическая база . Хотя тезисы Ткачева и име ли радикальный, устремленный в будущее подтекст, они едва ли могли обеспечить кардинальное социалистическое решение про блемы в то время. В целом он не подходил к женскому вопросу с марксистских позиций. Им не были даны ответы на вопросы: как изменит положение женщин уничтожение капитализма или как это улучшит тяжелые условия семейного быта? Ответы на них впоследствии дадут Ф.Энгельс, А.Бебель, Н.Крупская и А.Кол-лонтай. Однако на то время Ткачев был единственным в России, кто связал освобождение женщин с упразднением капитализма. Его размышления, как мы увидим позднее, полностью совпадали
воззрениями радикальной интеллигенции на эту проблему.
Реальная ситуация с женской занятостью того времени пока зывает насколько далекими от действительности были эти дис куссии. Найти работу было тяжело. Последовавший вслед за ос вобождением крестьян наплыв образованных людей в крупные города, особенно в Петербург, способствовал еще большему уве личению числа безработных женщин. Работодатели с трудом воспринимали идею о найме женщин высшего и среднего клас сов. Нанятые на работу, как правило, на службу или в торговлю, женщины зачастую страдали от агрессивного поведения и зло словия со стороны мужЧин^врзмущавшихся женской конкурен цией и презирТвших^аботающих женщин. Друзья и родственни ки не понимали как можно «унижать себя» работой и своим
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!