Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 65 страница



 

__ Jlpn общении с бедными, феминистки неизбежно сталкивались лицом к лицу и с проблемой проституц и и ^Когда я читала “Пре­ ступление и наказание”, - писала Стасова, - я плакала вместе с несчастной Соней». Сострадательная жалость и надежда на возро­ ждение лежали в основе отношения феминисток к проституткам,

 

поэтому они старались заботиться о падших женщинах и удер­ жать их от возвращения на улицы. Стасова работала вместе с кня­ гиней Дондуковой-Корсаковой, которая отказалась от своего по­ ложения при дворе во имя жизни и работы среди женщин, зараженными венерическими заболеваниями, и открыла для них приют. В 1865 г. княгиня Ламберт, дочь бывшего министра финан­ сов Канкрина, открыла приют Святой Марии Магдалины. Эти ор­ ганизации работали наряду с официальными Домами призрения в Петербурге. И хотя все эти высокородные дамы исходили скорее из религиозных и благотворительных, нежели феминистских по­ буждений, их деятельность хорошо сочеталась с деятельностью феминисток. Однако филантропия как средство борьбы с

 

Об этих событиях см.: Штакеншнейдер Е. Дневник и записки. М., 1934. С. 239-256; Стасов В.В. Указ. соч. С. 68-69,127-128; Современник. 1865. Март. С. 173— 176; Отечественные записки. 1864. Февр. С. 302-320. О Ростовцеве см.: Нечки-на М.В. Движение декабристов: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 264. Бюро по трудоуст­ройству женщин появились: в Англии в 1865 г.; в Германии - в начале 1860-х гг. и общегерманское в 1865 (Современник. 1865. Март. С. 171; Женский вестник. 1867. Окт. С. 52). Устав Общества для пособия бедным женщинам в С.-Петер­ бурге. СПб., 1865; Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 7. С. 563.


 

111


проституцией потерпела поражение. Однообразная жизнь по ре­ жиму, религиозные проповеди в приютах, а также снисходитель­ ная забота в больничных отделениях венерических заболеваний приводили лишь к тому, что женщины спешили вновь вернуться к прежней деятельности. В лучшем случае приюты сокращали ко­ личество проституток тем, что на некоторое время убирали их с улиди таким образом снижали вероятность заражения1.

 

.^Другим популярным среди феминисток видом деятельности, который получил в России широкий размах в течение короткого периода с 1859 по 1862 г., было создание воскресных школ/Идея открытых классов для взрослых всех социальных слоев по вос­ кресеньям для того, чтобы и рабочие могли посещать школы, имела европейское происхождение. Впервые в России она была предложена профессором Киевского университета П.В.Павло­ вым в октябре 1859 г. Идея быстро распространилась среди рус­ ской интеллигенции, и воскресные школы стали открываться по всей европейской части России. В 1860 г. Министерство просве­ щения издало указ о надзоре за этими школами, санкционировав таким образом спонтанно возникшие образовательные структу­ ры. К концу года в одном только Петербурге было 23 такие шко­ лы. Воскресные школы предоставляли феминисткам возмож­ ность помогать женщинам получить образование, которое было трудно приобрести где-либо еще, и в то же время они давали шанс образованным состоятельным женщинам организовывать, финансировать эти школы и преподавать в нихгТипичным при­ мером была Воскресная школа, основанная группой Стасовой, осенью 1860 г., для продавщиц и фабричных работниц] М.С.Шпилевская, дочь правительственного чиновника, открыла школу, которую посещали около 200 дочерей и жен рабочих. Учителя - несколько женщин и один священник - обучали Зако­ ну Божьему, чтению, письму, арифметике, рисованию и носили простую одежду, чтобы внушить своим ученицам, что «истин­ ные» ценности в жизни не имеют ничего общего с модой. Анало­ гичные учреждения для крестьян были открыты и в провинции состоятельными помещицами и их дочерьми2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!