Янус определяет сознание Будды 58 страница



«Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война».[2126]

В сочинении Вергилия Турну ненавистны этруски.[2127] Считается, что этруски как самостоятельный народ перестали существовать уже в первые века Римской империи, растворившись в среде римлян.[2128]

Этруском был Меценат. Вергилию «еще мало его зная, [Меценат] помог защититься от насилий одного ветерана, который чуть не убил его, сражаясь за поле»,[2129] о чем поэт рассказывает в своих Георгиках. Октавин «в особенности вышучивал своего друга Мецената за его, как он выражался, напомаженные завитушки, и даже писал на него пародии»:[2130]

«Смерть его (Гая Октавиана Августа, — Д. Н.), к рассказу о которой я перехожу, и посмертное его обожествление также были предсказаны самыми несомненными предзнаменованиями. Когда он перед толпою народа совершал пятилетнее жертвоприношение на Марсовом поле, над ним появился орел, сделал несколько кругов, опустился на соседний храм и сел на первую букву имени Агриппы; заметив это, он велел своему коллеге Тиберию произнести обычные обеты на новое пятилетие, уже приготовленные и записанные им на табличках, а о себе заявил, что не возьмет на себя то, чего уже не исполнит. Около того же времени от удара молнии расплавилась первая буква имени под статуей; и ему было объявлено, что после этого он проживет только сто дней, так как буква C означает именно это число, и что затем он будет причтен к богам, так как AESAR, остальная часть имени Цезаря, на этрусском языке означает «бог».[2131]

Турн списан с Гая Октавиана?

Римляне не испытывали страха ни перед травой, ни перед крысами. Восприятие действительности, окружающего мира, было у римлян едино, и в этом не отличалось от восприятия мира, действительности, о котором проповедовал Будда.

Об этом прямо пишет в своем Землеописании Помпоний Мела:

«Итак все то, что мы называем миром и небом, что бы это ни было, — едино и охватывает себя и все единым круговращением. Различается частями: там, где восходит солнце, оно называется востоком, или восходом, там, где заходит, — западом, или заходом, там, где пробегает по небу, — югом, с противоположной стороны — севером.

Посреди него [т. е. мира] возвышается земля, окруженная отовсюду морем. И будучи им же разделенной с востока на запад на две части, называемые полусферами, она делится на пять зон. Среднюю зону изнуряет жара, крайние — холод; прочие — обитаемые — имеют одинаковые времена года, но не одинаковым образом. Одну из этих зон населяют антихтоны, другую — мы».[2132]

Также мыслил и Вергилий. В его Энеиде противопоставлены в единстве Эней и Август — два полюса, которые Вергилий соединяет в Энеиде. (Читая Вергилия надо помнить, что Гай Фурин и Марк Агриппа еще живы. — Д. Н.). Единство мифического героя и живой личности сообщает поэме особый смысл. Но если Эней — исполнитель провиденциального плана, то Август непредсказуем.[2133]

«Август боялся грома и молнии; он держал при себе тюленью шкуру в качестве талисмана, а при приближении грозы прятался в сводчатом помещении. Этот страх не был безосновательным: во время ночного перехода в Испании его факелоносца поразила и убила молния. Август верил в пророческую силу снов, как собственных, так и чужих. Благодаря предупреждению, полученному во сне, он чудом избежал смерти в лагере при Филиппах. Он не начинал никаких важных дел в ноны; они не увенчались бы успехом из-за неблагоприятного названия дня. Но обильная роса в начале длинного путешествия была хорошим предзнаменованием скорого и успешного возвращения. Если, одеваясь, он надевал обувь не на ту ногу, это сулило несчастье; он сделал это в то утро, когда его чуть не погубил мятеж в его войске».[2134]

«Вторым полюсом Земли в античности видели Противоземлю, Антиземлю, Ἀντίχθων, Антихтхон, также Глория, Гор. Ныне считают ее гипотетическим космическиме телом за Солнцем, постоянно находящимся на противоположной точке орбиты Земли (в точке Лагранжа L3), двигающемся синхронно, находясь в орбитальном резонансе 1:1 с Землёй. Придумана пифагорейцами.[2135]

В античности считалось, что за Солнцем живут антиподы (ἀντίποδες — противоногие). В современной ботанике это клетки, образующиеся в зародышном мешке покровосемянных, в конце его, наиболее удаленном от семяхода. Они не принимают участия в оплодотворении.

Алиса (мим сказки классического филолога Л. Кэрролла), падая в кроличью нору, испугалась, что попадёт в страну антиподов, где всё вверх тормашками и ей придётся стоять на голове.

Если антиподами людей являются крысы, грызуны, тогда рассказы и учение о переселении душ это лишь более ранний мим в сравнении с фильмом братьев Вачовски Матрица (1999).[2136] Мир, земля крыс, связанны с нами чем-то большим, чем приживательством ради прокорма.

 

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущённый сад,

Приют задумчивых Дриад.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. 2, 1

Часть III. Цветение

Язык драки[2137]

 

Героем детства Гая Фурина был Александр Македонский.[2138] Потому, захватив Александрию, «он осмотрел тело Великого Александра, гроб которого велел вынести из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами. А на вопрос, не угодно ли ему взглянуть и на усыпальницу Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов».[2139]

Будущий Август, не сдержавшись, даже потрогал за нос своего умершего кумира. Нос мумии отломался.[2140]

В это время молодежь в Риме зачитывалась книжками о походах царя Македонии. Римляне любили истории о нем, видя себя в его роли на Востоке. Дети любят читать о героях.

Ученик Аристотеля Александр, пока был жив, кроме прочих талантов имел еще один. Он был искуснейшим фехтовальщиком своего времени.[2141] Для римских детей он был чем-то вроде д’Артаньяна Александра Дюма-отца для детей советских.

Одно из жизнеописаний македонца, из считающихся наиболее полным и дошедших до наших дней, написано на латыни Квинтом Курцием Руфом[2142]: История Александра Великого Македонского.[2143] По мнению большинства исследователей, Рыжий (Rufus) жил в I веке н. э. и написал свой труд в царствование императора Клавдия (41–54 годы).[2144]

Позже дети читали и сочинения чиновника Луция Флавия Арриана[2145] — историка и географа, занимавшего ряд высших должностей в Римской империи. Уроженец вифинского города Никомедии (в Малой Азии) он написал изложения об Индии (Indika)[2146] и о жизни и походах Александра (Anabasis Alexandri).[2147] О родителях писателя ничего не известно, но считается, что род Арриа мог быть римским.[2148] Или происходить из Арианы.

Римляне как и греки умели и учили детей драться (биться) без оружия; но именно греки первыми слили с дракой и боем людей искусство, ремесло и знание-науку, превратив в оружие само тело бойца. Речь идет о панкратии (παγκράτιον), боксе (πυγμή) и борьбе (πάλη).

Драка — схватка двух или более лиц, при которой обе стороны наносят друг другу побои. Драка отличается от нанесения побоев тем, что участвующие в ней лица одинаково деятельны или бездеятельны в битье друг друга, самое же вступление в драку добровольно для обеих сторон, а не вынуждено самозащитой. Драки или кулачные бои, издревле составляли обычное явление и даже предмет зрелища. Считалось даже не наказуемым причинение смерти в кулачном бою. В современном праве драка сама по себе составляет предмет уголовного преследования не в видах охраны телесной неприкосновенности участников, а исключительно в видах охранения общественной тишины и спокойствия; поэтому необходимое условие наказуемости драки — публичность ее.[2149]

Бой — организованное вооруженное столкновение соединений, частей, подразделений воюющих сторон. Проводится с целью уничтожения, разгрома или пленения противника, а также овладения важными районами (рубежами, объектами) или удержания их. Бой — единственное средство достижения победы. Теория и практика боя относятся к области тактики (вязки и строю движений).[2150]

Уже в середине первого тысячелетия до н. э. греки осмыслили драку как бой, то есть, соединение боевого искусства, ремесла и знания-науки. Появление искусства, приемов, языка драки в Греции связывают с агонизмом (состязательностью) греческого уклада.[2151]

Пифагор из Самоса, приехав в Кротон, создал учение и вошел в историю как мыслитель. С появлением философа кротонцы с завидным постоянством начинают побеждать на Олимпиадах. Есть связь между Пифагором и подвигами знаменитого Милона.[2152] Греческие философы вообще любили и понимали драку, обучая своих питомцев вести бой по уму, мудрено, философски полемизировать (πολεμικά от πολέμιον, войнушка, вражда). Ведь и в начале любого боевого искусства тоже лежит слово, λόγος.

Понимание драки как боя мы видим уже в догомеровской Греции. В греческом искусстве XVII–XV веков до н. э. стройные мускулистые фигуры воинов и юношей, которые видны на фресках и в мелкой пластике, передают общие черты мужского характера того времени: энергия, воля, выдержанность, умение управлять собой.[2153]

В числе находок на так называемой царской вилле в Агиа Триада на Крите есть ритон из мягкого черного стеатита, датируемый второй половиной XVI века до н. э. Толкователи отмечают, что рельефы поражают мастерской передачей движения, сложных поз и жестов.[2154]

На двух из четырех нижних полос рельефов на ритоне мы видим отработку приемов рукопашного боя. Несколько бойцов выполняют одно и то же движение в одной из самых распространенных боевых позиций: гунбу, дзенкуцу-дати, προβολή. Правая рука заряжена для протыкающего удара от бедра, удара характерного для многих известных сейчас восточных стилей: сетакан, кекусенкай, их китайские аналоги, например, знаменитый шаолиньский стиль борьбы. Левая рука выполняет движение, итог которого может быть различен.[2155]

Другая группа бойцов показывает различные фазы выполнения атаки противника после кувырка. Атака производится ногами, причем при ясности ее цели — незащищенный в данный момент низ напарника, о виде завершения атаки можно лишь гадать. В представленной ситуации, это или удар в пах, или нападение на опорную ногу стоящего, либо с ее сломом, либо сбивание соперника после оплетения его ногами атакующего. Схватка практически обнаженных противников с применением столь технически сложных приемов требует от участников выдающихся данных. Их появление дело не одного дня и не предопределено. Этому надо учиться.

Показанная на рельефе парная ката, тао, форма, σκιαμαχέιν[2156] — один из самых распространенных и безопасных способов обучения боевому искусству.[2157]

Свободное использование сложных приемов в партере говорит о высоком развитии представшего перед нами стиля борьбы. Партер (фр. parterre — на земле) — название, использующееся в разных видах борьбы и означающее борьбу, когда один из борцов находится в положении лёжа (на боку, на спине, на груди), стоит на коленях, находится положении мост или полумост. Борьба в партере является гораздо более энергозатратной борьбой, нежели борьба в стойке. К некоторым национальным видам борьбы, таким как сумо, чидаоба, куреш и другим, термин не применяется, поскольку борьба в них ведётся только в стойке (например, до касания борцовского ковра любой частью тела, кроме ступней, до падения борца на спину и т. п.).[2158]

Э. Н. Гардинер отмечал схожесть панкратия с японской джиу-джитсу и иными видами восточной борьбы.[2159]

Сейчас национальные виды борьбы изучаются, результаты этих исследований применимы при описании античных видов. «Одним из общих недостатков всей новоевропейской литературы о единоборствах и, шире, о спортивных состязаниях в древности является, как отмечалось ранее, не вполне осознанная тенденция модернизировать историю, в основе которой лежит убеждение, что в античности все обстояло более или менее так, как сейчас. Такой подход вполне уместен (правда, не без оговорок), когда речь идет, к примеру, о физической составляющей греческих единоборств, о применяемых атлетами ударах, бросках и т.п.».[2160]

Существование в позднеминойский период на Крите и в Греции праздников и соревнований для выявления сильнейших несомненно.[2161] Рассказы о подвигах Геракла восходят к микенской эпохе:[2162]

«Геракл, прибыв в Калидон, стал свататься к дочери Ойнея Деянире. В единоборстве за право стать мужем Деяниры с Ахелоем, принявшим образ быка, Геракл обломал быку рог».[2163]

В XX веке рога быкам обламывал Масутацу Ояма[2164] — выдающийся преподаватель каратэ и создатель стиля Кёкусинкай, автор множества книг о каратэ, организатор национальных и мировых соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Кёкусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всем мире. Масутацу Ояма:

«За всю свою жизнь я дрался и победил 52 быков. Трое из них скончались мгновенно, 48 быкам я сломал рога».[2165]

Многочисленные статуэтки акробатов и фрески с так называемыми играми с быками свидетельствуют, что хорошая акробатическая подготовка молодежи в микенское и минойское время не была чем-то исключительным.[2166] О том, что эти игры, как и коррида, были отнюдь не безопасны для их участников, красноречиво говорят насаженные на рога игроки и на рельефе ритона из Агиа Триада, и на золотом кубке из Вафио (Лаконика).[2167]

Обучение мужчин (вероятно и женщин) начиналось в детстве. Это естественно, только в юном возрасте можно заложить в будущего бойца необходимые данные, без которых невозможно дать навыки умелого бойца. На «Кубке принца» из Агиа Триада, датируемом XVI веком до н. э., представлены выполняющие некий обряд дети: один с мечом, другой с орудием напоминающим клевец.[2168] На фресках дворца острова Тера видим боксирующих мальчика и девочку, причем по виду ударов и замахов бокс ими практикуемый не прямолинеен, не основан, как мне представляется, на взрывной мощи; здесь налицо большая свобода движений и иное понимание схватки (так называемый бокс вершин). Дерущиеся на кулачках дети изображены в позициях очень похожих на те, которые мы в изобилии видим в период расцвета греческой агонистики у кулачных бойцов и поединщиков-панкратиастов.[2169] Связь между фехтованием и искусством биться без оружия несомненна.

Наблюдения о стилях ведения боя в микенское время проясняют вопрос о способе употребления рапирообразных бронзовых мечей. Пендлбери, сам будучи хорошим фехтовальщиком, писал, что «меч представлял собой шпагу, предназначенную только для колющих ударов и пригодную для защиты при условии большой ловкости. Необходимая при этом быстрота движений делала пользование большим щитом невозможным, а так как мы нигде не находим изображения малого щита, то весьма вероятно, что искусство фехтования достигло уже довольно высокой ступени развития. Величина некоторых кинжалов свидетельствует о том, что меч и кинжал применялись одновременно, хотя других данных, подтверждающих это, у нас нет».[2170]

Именно так и должно быть: медь мягка, бронза хрупка. Ранить и убивать прутами из этих металлов лучше коля. Укол это непростое действие для бойца. Колоть длинной бронзовой шпагой труднее чем, например, копьем. Лучше всего колоть клевцом, заостренным топором на древке, мотыгой, киркой, но такой укол тем заметнее для противника, чем длиннее древко.

Гомер упоминает борьбу и кулачный бой.[2171] Вот гомеровское описание поединка кулачных бойцов:

Так опоясавшись оба, выходят в середину,

Разом один на другого могучие руки заносят,

Сшиблись; смешались подвижников тяжкие руки.

Стук кулаков раздается по челюстям; пот по их телу

Льется ручьями; как вдруг приподнялся могучий Эпеос,

Резко врага оглянувшегось грянул в лицо, — и не мог он

Больше стоять; подломившися, рухнулись крепкие члены.[2172]

А вот Гомер приводит задорную речь бойца:

Что до битвы, объявляю при всех, и исполнено будет:

Плоть до костей прошибу я и кости врагу изломаю.

Пусть за моим сопротивником все попечители выйдут,

Чтоб из битвы унесть укрощенного силой моею.[2173]

Панкратия (всеборья) Гомер не упоминает.

Считается, что уже в гомеровские времена кулачный бой имел меньше приверженцев, нежели все остальные виды античных состязаний. Жестокие схватки кулачных бойцов нередко приводили к серьезным увечьям, а порою и к смерти одного из противников. Во время кулачного боя головы атлетов защищались кожаными или бронзовыми шлемами (не всегда), а кулаки обвивались специальными ремнями.[2174] Сами греки выделяли бокс, борьбу и всеборье, называя их тяжелыми.[2175]

Обильный материал о греческом рукопашном бое дают эпиграммы.[2176] Жажда победы и славы, причем уже в детстве, пронизывает каждую.

Например:

«Два сына Эмпедиона, дважды завоевали венки, без бороды Диофан, в Истме, панкратиаст, и старший, афиняне, силу рук показали».

Под безбородым (ἀγενειος) имеется ввиду возраст в котором победили бойцы из Афин. Над эпиграммой имеется прозаическое вступление: «Диофан, сын Эмпедиона, победа, Истм». Надпись отражает обычную в Греции семейную атлетическую преемственность.

«Род из Фокеи мой, на играх Пифийских, мальчишек я в борьбе одолев, образом этим увенчан на родине и как мальчик-борец на Истме».

Отсутствие имени мальчика-борца в эпиграмме не дает возможности определить о ком в ней идет речь.

Еще: «Здесь поставлен пеласгийский боксер, некогда явивший в Алфее рукопашный бой Полидевка. Он был провозглашен победоностным. Ведь, о отец Зевс, он принес вновь в Аркадию прекрасную славу. Так почтим же Филиппа, который здесь уложил в равной борьбе четырех мальчишек с островов».[2177]

Возможно, это тот атлет, о котором сообщает Павсаний:

«За статуей Бавкида стоят статуи атлетов из Аркадии: ... затем статуи азанийца Филиппа из Пелланы, победившего в кулачном бою мальчиков, и Критодама из Клитора, и он раньше был объявлен победителем в кулачном бою мальчиков ... статуя азанийца Филиппа — творение Мирона».[2178]

Или: «Всеборца, о Фивы! меня, сильнейшего средь мальчишек в Истме, а затем [сильнейшего] опять среди возраста среднего, назовет кто-нибудь Эванкритоном за натиск, который в Немее победу от избранных юношей привел ко мне и в дом отца Триака».[2179]

Панкратиаст Эванкритон побеждал в период между 300 и 280 г. до н. э.

Победа достигается длительными и тяжелыми упражнениями под руководством знающего язык драки учителя, бывшего бойца.

Боец, мальчишка или мужчина не мог победить, не являйся он своеобразным живым итогом опыта предшественников. Передача такого опыта в Греции происходила поголовно и продолжительное время. Существовала традиция, скорее всего и не одна, как биться или бороться. Эти традиции ныне именуют стилями. Стили — итог опыта поколений. Однажды появившись, они могут существовать чрезвычайно долго, как и языки.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!