Янус определяет сознание Будды 56 страница



«Пластинчатозубая крыса (Nisokia indica Gray) также средних размеров. Распространена в Средней Азии. Образ жизни. Обитатель зоны пустынь. Населяет поймы рек, поливные земли, дома, сараи и землянки. Питается подземными частями травянистых растений, реже зелеными побегами и насекомыми. На полях поедает корни и побеги люцерны, зерна риса, пшеницы, ячменя. У древесных растений обгрызает кору и корни. Норы сложного строения, длинные, с многочисленными отверстиями. Размножается два-три раза в году, в выводке шесть детенышей. Хозяйственное значение. Один из самых опасных грызунов Средней Азии. Повреждает зерновые и бахчевые культуры, плодовые деревья. Разрушает насыпи оросительных каналов и глинобитные постройки. От туркестанской и рыжей-серой крысы отличается коротким хвостом. В отличие от других видов живет и питается под землей».[2051]

Резкое изменение рациона должно было вызвать у пленных тоску по привычным еде и питью, ровно такую как у Овидия. Эту тоску по привычному съестному автору хорошо описали родители, долгое время пробывшие в Ливии. По их словам, ржаной хлеб и селедка воспринимались ими как лакомство.[2052] Римляне всегда платили долги. Впоследствии благодарные дары Будде стали для них и их потомков обычаем:

«...Некогда Будда странствовал вместе с учениками и, проходя эту страну (Гандхару. — Н. А.), сказал Ананде: «После моей нирваны в стране появится царь по имени Канишка и построит на этом месте ступу». Впоследствии царь Канишка пришел в мир. Однажды, когда царь вышел на прогулку, Шакра, владыка дэвов, желая прояснить его разум, превратился в мальчика-пастушка, который стал строить ступу прямо на дороге. Царь спросил: «Что ты делаешь?» А тот отвечал: «Строю ступу». Царь сказал: «Очень хорошо», — и поверх ступы мальчика достроил еще ступу, высотой 40 чжанов и украшенную множеством драгоценностей. Кто странствовал и видел красивые и величественные храмы и ступы — [ни одну] не могут с ней сравнить. Говорят, что эта ступа прекраснее всех, что ни есть в Джамбудвипе. Когда царь закончил строить большую ступу — малая сразу вышла из нее и встала к югу от нее, сама высотой 3 чжана».[2053]

Ананда[2054] при Будде соответствует Ахату[2055] при Энее.

Уподобление римского божества местному являлось самым понятным для окормляемых. Из римских богов уподобить Будду можно лишь Янусу-Энею.

Ботаники не делят растения на синантропные и дикие. Они делят их на дикие и культурные (одомашненные). Причем разница между дикостью и культурность растения зависит от воли человека. В Афганистане, из-за увеличения посевов опийного мака роль пшеницы уменьшилась, но пшеница и сейчас главная культура. Как было дело с культурными растениями в Афганистане в годы жизни там римлян, мы не знаем. Однако можно уверенно утверждать, что вино для пленных приходилось доставлять из Маргианы.[2056] Доставка вина из нынешнего Туркменистана в нынешний Афганистан сильно увеличивала стоимость напитка.[2057]

Среди особо прибыльных восточных товаров с Востока, упоминаемых коллегами, я не смог обнаружить одного, который просто обязан был быть. Товар, имеющий многовековую историю возделывания и производства в Афганистане, из-за борьбы с производством которого началась непрекращающаяся уже скоро полвека война: афганский гашиш.

«Еще в 60-е годы XX века царское правительство Афганистана не только не мешало крестьянам заниматься выращиванием, но и поощряло производство. Поля конопли для удобства обработки росли вдоль основных дорог страны. По официальной инициативе в период с 1969 по 1970 годы фермеров приобщали к работам по повышению плодородности почвы. Было предложено удобрять её импортными химическими добавками, но данное новшество не получило дальнейшего развития. Большинство селян справедливо считало, что наличие новых компонентов в почве может изменить или даже непоправимо испортить привкус гашиша, и чурались нововведений. Положение начало менятся в худшую (с точки зрения крестьян) сторону в начале 70-х годов, когда по всей Америке прокатился скандал с калифорнийской гашишной фабрикой. Эксперименты по изготовлению новой продукции привели к пожару и рассекречиванию подпольного производства. Карательные органы, осознавшие масштабы ввозимой в Штаты контрабанды, решили взяться за дело всерьёз. Изобретатель и хозяин производства был арестован, а расследованию подпольной цепочки дан дальнейший ход.

В 1971 году США отправили своего первого антинаркотического агента в Афганистан. На правительственном уровне шаху Афганистана было направлено предложение начать борьбу с фермерами. Более того, предложение было подкреплено огромной суммой денег. Конгрессмены вынудили крестьян перейти на мак и производство смертельного героина. Последствия такого решения проявились в конце века: 90% героина, наводнившего Россию и Европу, производится в Афганистане. Итак, многомиллионная взятка осела в кармане шаха, и борьба с коноплёй началась».[2058] Объявив войну траве правительство США получило войну с вездесущими террористами.[2059] «Недооценка человеческого начала — моральных, национальных особенностей людей, народов, их культуры, духа, убежденности, психологии, традиций, религии всегда жестоко мстила. События во Вьетнаме, Афганистане в 50–80-е годы — лишь некоторые тому доказательства последнего времени».[2060]

«Гашиш (перс. حشیش‎, хаше́ша — сено, сухая трава), общее название целого ряда психотропных продуктов из конопли, представляющих собой смолу каннабиса, изготавливающуюся путём прессования порошка, получаемого в результате высушивания и измельчения или просеивания высушенных листьев и липких маслянистых слоёв со цветущих верхушек растения».[2061]

И. Руссо: «Центральноазиатское происхождение окультуренной конопли обосновано ботаниками. Их выводы подтвердились при раскопках в Маргиане. На бактрианских стоянках второго тысячелетия до новой эры были найдены семена и соцветия каннабиса».[2062]

«Это вещество собирают и прессуют в брикеты, которые могут быть пластичными или твёрдыми, сухими или порошкообразными. Основным активным ингредиентом является дельта-9-тетрагидроканнабинол. Гашиш не следует путать с марихуаной, так как гашиш — препарат, получаемый из прессованной травы каннабиса, имеющий форму кубиков, состоящих из измельчённой в порошок растительной массы, включающей различные части растения: соцветия, листья, стебли и семена. Как правило, гашиш отличается от высушенной марихуаны гораздо более сильным психоактивным действием, получаемым за счёт большей концентрации в нём психоактивных веществ, т.к в цветущих верхушках растения концентрация дельта-9-ТГК выше, чем в листьях, тогда как стебли содержат до 3%, а семена этого вещества вообще не содержат. Цвет гашиша варьируется от светло-серого, коричневатого до чёрного. Считается, что чем темнее гашиш, тем восточнее его происхождение. Гашиш имеет различные названия в зависимости от страны происхождения. В странах Азии гашиш называют ганджа и чаррас».[2063]

О пребывании советской 40 Армии в ДРА написано и сказано много.[2064] Бывало всякое, но к местным жителям, тем более к мирным крестьянам, декханам, военные (в основном простые славянские парни) относились беззлобно и даже вели торговлю. Кусок чараса (гашиша) размером с пол-кулака выменивался на несколько банок сгущёного молока или тушёнки, а за больший кусок могли дать и канистру бензина. Многие солдаты, не зная о том, что это наркотик, считали гашиш за лакомство и очень любили.

В СССР главными наркотиками славянских народов считались и были алкоголь и табак (nicotiana tabacum) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые — Solanaceae. О существовании плюшек из пыльцы конопли многие русские не подозревали.

«Чарс (чарас) — дешевый легкий наркотик, анаша. По давнему договору, бачата каждую неделю в установленное время таскали туда чарс, а солдаты выменивали его на патроны».[2065]

«Дети кричали по-русски: «Шурави, чарс хочешь, хочешь чарс? Меняем на ремень?» Они вытаскивали из потайных карманов тонкие палочки анаши и крутили их перед глазами».[2066]

«Большая часть продукта доставлялась из северного Афганистана, из региона Мазари-Шариф. В этой местности продавали или простую непрессованую гашишную пыль, или длинные, тонкие, циллиндрические спагетти.

Южнее, в районе города Герат, типичной была форма плоских круглых коржиков размером с половину ладони.

В районе города Джелалабад гашиш формовался в виде тонких эластичных палочек тёмно-коричневого цвета. Популярность гашиша в Гератском округе была так велика, что он продавался там наряду с предметами первой необходимости. Палочки можно было приобрести не только в чайхане, но и в каждой хлебной лавке.

Обычной формой гашиша из города Кандагар были плоские остроконечные «кораблики». Само собой, во всех регионах гашиш формовался вручную.

Очевидцы описывают огромную цветовую гамму продукта. Цвет гашиша, в зависимости от сорта и региона, колебался между серебряно-серым, светло-жёлто-золотистым, тёмно-красноватым и просто коричневым. Отмечены не только разные виды гашиша, но и разные способы его изготовления и, конечно, употребления.

Афганские курильщики передают из поколение в поколение не только эти навыки, но и легенды о гашише. Легенды-предания существуют в каждом племени или деревушке. Афганцы, до сих пор в большинстве своём неграмотные из-за непрекращающейся гражданской войны, придают сказаниям большое значение.

Небесный посланец научил человечество правильно обращаться с растением, сушить цветки и прессовать гашиш. Легенды о Баба Ку очень разнообразны. В некоторых версиях он представляется как образованный и опытный доктор из Узбекского ханства, который пришёл в Афганистан из Бухары или Самарканда. Гашишные шарики, которые он раздавал больным, излечивали даже от чумы. На рисунках, изображающих Баба Ку, он обычно сидит на берегу горной реки, в которой стоит большой кальян, охлаждаемый ледяным потоком. По легенде, через этот кальян Баба Ку выкуривал до 3 кг гашиша за день. Могила узбекского целителя якобы находится в северном Афганистане».[2067]

Стеклянных и глиняных трубок для курения археологи нашли в ЦА немало.[2068]

«Бухарцы любят упиваться слегка, чтоб только поразвеселиться, а иные не гнушаются и перепоем, почему табак и опий в великом у них употреблении. Опий (авиум) приобретают они из растущего мака, которого головки надрезывают, после чего выступает из оных сок и засыхает на воздухе. Они обмывают напоследок такие надрезанные маковые головки водой, которую называют маковой (каненар су). Банг их больше не что, как женского рода конопельные цветы, которые они, свежие или просушенные, смешав с табаком курят, а иногда пекут из оных и небольшие пирожки; для сего употребления завертывают они их в капустные листы и парят в горячей золе; а напоследок с мукой на молоке замешивают, и просушенные только пирожки глотают по одному или по нескольку, смотря по тому, больше или меньше хотят подгулять. Благорастворенный в Бухарии климат споспешествует любви не меньше, как и пьянству. Зажиточные люди имеют обыкновенно по две, по три и по четыре жены; и увар от салаба, или кокушкиных слез,[2069] которых крепительная сила не оказывается тут так, как в холодных странах, неверной, употребляется обоими полами не меньше, как у нас кофей».[2070]

«С коноплей, сеном из нее, гашишом и другими изделиями из этой травы некоторые отождествляют особое зелье в Ригведе — сому. Во многих древнеиндийских сочинениях начиная с Атхарваведы упоминается бханга — конопля и получаемый из нее возбуждающий напиток. То же слово в современных индийских языках — бханг, или банг, — означает сильно действующий наркотик, примешиваемый к возбуждающему снадобью или вдыхаемый при курении (бханг также связан с культом ряда индуистских богов — Шивы, богини Дурги и др.). Грек Гезихий сообщает, что конопля — это скифское курение, обладающее такой силой, что бросает в пот всякого, кто совершает этот ритуал:

«Геродот толковал этот скифский обычай как особый ритуал очищения после похорон. Но его описание отражает, видимо, обряд шаманского типа (такое мнение на основе большого этнографического и исторического материала было высказано в 1935 г. К. Мёйли). В этом случае вой находящегося в войлочной юрте — это пение шамана, пребывающего в состоянии экстаза, которое достигнуто под воздействием одурманивающего дыма курящихся семян конопли. Сообщение Геродота и принадлежность описанного обычая к скифскому религиозному ритуалу подтверждаются материалами археологии — находками в скифских курганах Алтая V–IV вв. до н. э. (раскопки С. И. Руденко). В слое вечной мерзлоты сохранились состоящие из связанных поверху шестов небольшие шалаши (два с покрывалами, войлочным и кожаным). В одном из курганов под таким сооружением нашли медные сосуды и в них побывавшие в огне камни и обуглившиеся семена конопли; к шесту одного из «шалашей» была привязана кожаная сумка с семенами конопли. Схожий шаманский обряд, совершаемый в юрте или чуме, описан в этнографической литературе. Геродот сохранил и такое свидетельство — на этот раз о родственных скифам племенах запада Средней Азии: «Нашли деревья, приносящие такие плоды, которые они, собравшись группами в одном месте, разжегши костер и усевшись вокруг него, бросают в огонь; вдыхая запах брошенных в огонь и горящих плодов, они пьянеют от этого так же, как эллины от вина, пьянеют все сильнее и сильнее, по мере того как бросают все больше плодов, и наконец пускаются в пляску и начинают петь».[2071]

После вывода советских войск из Афганистана (15 февраля 1989 года) к власти в стране пришли мусульманские фанатики, талибы. Они изменили гашишную направленность афганского сельского хозяйства и принудили крестьян выращивать опиумный мак. Опиум организованно скупался и перерабатывался в героин, на выручку от его продажи талибы закупали оружие. После крушения талибанского режима в 2002 году установленный порядок был сломан: на деньги ООН был учреждён фонд, из которого каждый фермер получает по $600 за очищенный от мака гектар земли.[2072]

«Вместе с буддийскими монахами каннабис через Корею попал на Японский архипелаг, где стал неотъемлемой частью японской культуры. Конопля — священное растение в синто, она использовалась и воспевалась поэтами и буддистскими монахами. Культура каннабиса была подавлена и запрещена американскими оккупационными войсками генерала Дугласа Макартура[2073] после поражения страны в Великой восточно-азиатской войне и сейчас большинство японцев не понимает, что конопля — это тот же самый продукт, который уже был однажды такой же частью японской культуры как рис».[2074]

Употребление конопли среди монголов отражено в сказках,[2075] да и ныне дело обычное.[2076] В центральноазиатской и индийской народной медицине cannabis sativa является важным сырьем для приготовления множества лекарств и имеет много названий: bhangā, angajā, mātulānī, mohinī, vijayā и jayā.[2077] Лишь в нескольких странах и штатах США конопля-марихуана-гашиш ныне вновь объявлена не преступной, а употребление ее перестало быть преступлением (decriminalized).[2078]

И. Руссо: «Древнейшее упоминание каннабиса в Атхарваведе связано с психиатрией: источник указывает на его способность устранять тревогу и беспокойство. Это подтверждается современными исследованиями – в частности, каннабидиола (КБД), который проявил себя как анксиолитик и антипсихотик. Он эффективен при деменции, в то время как ТГК благотворно влияет на болезнь Альцгеймера. В недавних экспериментах над животными были выявлены антидепрессивные свойства каннабихромена (КБХ). Положительное влияние каннабиса на настроение доказано современным исследованием эндоканнабиноидной системы, которое демонстрирует ее роль в регуляции воспоминаний, – в частности, вытеснении неприятных».[2079]

Основным текстом по древней индийской медицине и химиии является Чарака-самхита, которая приписывается Чараке, уроженцу Кашмира, жившего при дворе царя Канишки.[2080]

О конопле много пишет Плиний Старший.[2081] Ботаники приписывают первое описание конопли Педанию Диоскориду[2082],[2083] упомянувшему ее имя Cannabis sativa, сохранившееся до сих пор (около 40 н. э., Аназарб, Малая Азия — около 90).[2084] Этот военврач, фармаколог и натуралист считается отцом фармакогнозии:[2085]

«Конопля посевная. Некоторые называют её каннабиум, другие — схенострофон (канатовертящая), астерион (звездообразная). Растение, которое чрезвычайно полезно для изготовления прочнейших канатов. Имеет листья с неприятным запахом, напоминающим запах пепла, и круглые плоды, которые, будучи поедаемы в больших количествах, ведут к бесплодию. Закапать в уши сок зелёной конопли — хорошее средство от ушных болезней».

Карл Линней числит Диоскорида в числе римлян-отцов ботаники вслед за Катоном, Варроном, Вергилием и Колумеллой.[2086]

В 31 г. до н. э. с коноплей знакомится китайский императорский двор. Авторcтво Описания трав (Canon of herbs) на китайском языке традиция связывает с именем Шен-нуна, звучащего иноязычно для китайского уха даже сейчас:[2087]

«Шэнь-нун 神农 (Божественный земледелец) — один из центральных культурных героев древнекитайской мифологии, которому приписывается изобретение приемов земледелия и сельскохозяйственных орудий. Считается, что Шэнь-нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки: змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Образ его, видимо, ещё на весьма ранней стадии контаминировался с образом солярного божества Янь-ди 炎帝 (Огненного императора), традиция объясняет это тем, что Шэнь-нун научил людей приготовлению пищи на огне. Иногда он именуется также Яо-ван 药王 (Повелитель снадобий), поскольку с его именем связывается начало традиционной фармакологии. По легенде, для определения целебных качеств различных растений Шэнь-нун за день испробовал на себе свойства 100 трав, подвергся действию 72 ядов, но использовал чай как противоядие и остался жив. Шэнь-нуну приписывается также авторство трактата-фармакопеи Шэнь-нун бэньцаоцзин 神农本草经 (Канон о корнях и травах Божественного земледельца), составленного на самом деле в конце эпохи Западная Хань 西汉 (206 г. до н. э. — 9 г. н. э.)».[2088]

Через семь веков, во времена жизни византийского Пугачева Фомы Славянина,[2089] сбежавший с мимами в 11 лет из буддистского послушания Лу Юй[2090] написал первый трактат о чае:

«Чай — прекрасное древо южных краев. Высотой оно обычно от одного до двух чи, но порой достигает и нескольких десятков чи. В Башани и Сячуани встречаются древа в два человеческих обхвата, срубая ветви, собирают с них чайный лист. Чайное дерево подобно дереву гуалу, листья подобны листьям гардении, цветы подобны цветам белой розы, завязи подобны завязям пальмы-бинлюй, стебли подобны стеблям гвоздики, корни подобны корням грецкого ореха.

Из знаков «чай» некоторые происходят от знака «трава», некоторые — от знака «древо», некоторые — от знаков «трава» и «древо» одновременно. Из его имен первое — чай, второе — цзя, третье — шэ, четвертое — мин, пятое — чуань».[2091]

В отличие от слова чай происхождение слова cannabis прозрачно. Дважды тростник, трава, от canna и bis.

Canabae это поселения при римском военном лагере, где жили жены и дети военных. При лагерях невозвращенцев эти села росли особенно быстро. «В среднерусской полосе в старое время и возле села, и на околице деревни распологались конопляники. Они были подобны крепостным стенам, окружающие древние города. Только в сельской местности вместо каменной стены стояла высоченная конопля. Ей на роду было написано быть домоседкой, соседкой человеческого жилья. Причиин тому несколько. Во-первых, конопля требовала огромного количества удобрений, — на чем бы крестьянин возил навоз и дерьмо на дальнее поле? Во-вторых, конопля не любит ветра, ее волокно теряет в качестве из-за этого, — потому и был конопляник прикрыт сараем, гумном и в добавок специальной оградой. В-третьих, что бы сберечь зреющее семя от налетов птиц, конопляник надо было не терять из виду, сторожить: занимались обычно этим дряхлые старики, которым уже не хватило бы сил куда-то идти. И, наконец, уборка и обработка конопли требовала не мало труда, — а возле дома проще было выкроить время на дело.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!