Янус определяет сознание Будды 57 страница



Конопля и крестьянский мир были не разделимы. Не случайно писал из села Льгов в Орел в 1895 году местный исследователь крестьянской жизни по фамилии Гражданский:

“Крестьяне имеют по 560 квадратных саженей (сто две сотки) конопляника на ревизскую душу. Вся эта площадь вокруг села всегда засевается коноплею. Ею они живут: осенью платят подати и долги, собирают рекрутов, женят детей, весной, продавши пеньку, покупают хлеб на продовольствие, так как у 90% хлеба не хватает до новины, а на остаток пьют водку”».[2092]

По данным 1956 года наибольшие площади посева конопли были сосредоточены в СССР, который занимал первое место в мире по посадкам (620000 га), обогнав такие страны как Италия, Венгрия, Австрия, Франция, Румыния и Германия.[2093]

Дети, поколения, росли среди конопли. Исследований о последствиях такого соседства я не знаю. Зато хорошо известны в латинском языке слова с неочевидным до сих пор значением. Вот, например, vitrum, то ли стекло, то ли растение? Это слово тоже любит Овидий.[2094]

Байку о производстве разных видов гашиша рассказывает неизвестный автор Перипла Эритрейского моря:

«За этой страной [устье Ганга], на самом севере, в одном из самых дальних мест, где море заканчивается, лежит в нем в глубине материка огромный город, называемый Тины,[2095] из которого в Баригазу через Бактры везут шерсть, пряжу и тонкий серикский хлопок по суше, а в Лимирику — наоборот, по Гангу. До этой Тины добраться нелегко: ведь редко кто из нее приходит, {да и тех} немного. Лежит {это} место под самой Малой Медведицей, говорят же, что граничит с частями Понта и Каспийского моря, поворачивающими {от своего обычного курса}, лежащее возле которого Меотийское болото изливается в Океан.

Каждый год на границе Тины появляется некий народ, телом короткий, и очень плосколицый, [совершенно плосконосый], <и говорят, что светлые кожей>, зовут же их сесаты, {и они} кажутся мирными. Появляются же с женами и детьми, принося множество поклажи, похожей на плетенки цвета свежего виноградного листа; затем они остаются на каком-либо месте границы между ними и {жителями} Тины и справляют празднедства в течение нескольких дней, расстилая под собой плетенки, и уходят к себе в более отдаленные места. И затем в {этих} местах появляются <* *>, рассчитывающие на это, и собирают ими разобранное, и отдирают волокна с тростинок, называемые «петрой»,[2096] аккуратно сворачивают листья и, делая шарики, сшивают волокнами от тростника. Получается три вида: из больших листьев — малабатр, называемый «крупным шариком», из {листьев} поменьше — «средним шариком», из маленьких же — «мелким шариком». Так получается три вида малабатра, и затем он относится в Индию изготовившими их».[2097]

«В 70-х годах XVII в. английский моряк торгового флота Томас Бауэри[2098] курсировал на своем корабле вдоль берегов индийского штата Бенгал. Команда видела, как местные жители веселились, выпив напиток бханг — высушенные и толченые листья индийской конопли, разведенные в свежей воде. Моряки решили попробовать эту смесь и восемь-десять человек за шесть пенсов купили на базаре по пинте напитка. Записки Бауэри, о том, что случилось затем, — это первое свидетельство очевидца-англичанина об использовании конопли для получения удовольствия. Хотя матросы обычно не слишком соблюдают правила приличия, землякам Бауэри не хотелось выглядеть глупо на публике, и поэтому пришлось соблюдать правила конспирации. Вероятно, в пуританскую эпоху не было принято веселиться открыто. Моряки наняли местного факира, чтобы тот следил за ними и за ходом эксперимента. После того, как каждый англичанин выпил свою долю, факир вышел и запер двери и окна, чтобы никто из моряков не смог выбежать на улицу, и никто из посторонних не смог войти и застать их врасплох. Как вспоминал Бауэри, большинству англичан понравились испытанные ощущения, хотя при этом пострадало их чувство собственного достоинства.

«Снадобье скоро возымело действие, и нам всем стало весело, кроме двоих, которые, полагаю, не будучи привыкшими к этой смеси, боялись, что она причинит им вред. Один уселся на пол и горько проплакал весь день. Другой, обуянный ужасом, спрятал голову в огромный кувшин и пробыл в этом положении часа четыре или больше. Четверо или пятеро из нас лежали на расстеленных в комнате коврах, восхваляя друг друга и представляя себя чуть ли не императорами. Один, в припадке вздорного настроения, дрался с деревянной колонной крыльца до тех пор, пока не содрал кожу на костяшках пальцев. Сам я и еще один моряк сидели и истекали потом, по крайней мере, на протяжении трех часов».

Тем временем их охранник, одурманившись на улице бхангом, называл моряков королями и бравыми парнями, воображая, что находится перед воротами дворца в Агре и распевая по этому случаю на хинди. Бауэри знал, что сухие листья конопли можно курить с табаком — при этом наркотик действовал гораздо быстрее — или жевать, но самым приятным было пить его с водой. По словам Бауэри, действие конопли зависело от настроения и склонностей принимавшего его человека. Если в момент приема тот был весел, то продолжал веселиться, заливаясь необычно бурным смехом по поводу и без повода. Если же человек был грустен, то продолжал горевать и очень страдал. Показательно также поведение компаньонов Бауэри: поведение их было радостным, бессмысленным, психотическим и разъяренным. Моряки, воображавшие себя императорами, и тот, кто спрятал голову в кувшин, являлись прототипами западных наркоманов, чье поведение в наркотическом бреду не менялось на протяжении трех веков».[2099]

Нет ныне ясности также со словом saccaron. О том, что мы ныне именуем сахаром (бытовое название сахарозы), тоже известно мало.[2100]

«Первоначальным материалом для добывания сахара служил сахарный тростник (Индия), а также, может быть, сорго (Китай); в Европе сахар стал известен еще до н. э. в качестве медицинского средства. При владычестве арабов в IX в. возделывание сахарного тростника установилось в Египте, Сицилии и южной Испании; в конце Х в. выработка сахара в виде конических голов уже производилась в Венеции, но большее распространение сахар получил в Евроне лишь в течение крестовых походов. В 1490 гг. Колумб перенес сахарный тростник с Канарских о-вов на С.-Доминго (Гаити), и с этого времени культура его в Вест-Индии и Сред. Америке стала быстро развиваться и колониальный сахарный песок начал покрывать общую потребность в нем в Европе, в которой, начиная с XVI ст., появились для очищения его рафинадные заводы».[2101]

Если слово saccaron, видимо, стало столь привычным в Риме, что им обозначался и аравийский сахар,[2102] хотя в начале своего сочинения Плиний, перечисляя области его произрастания, называет и Ариану, то почему мы не видим в торговом обмене с Римом обычного в Маргиане гашиша?[2103]

Название Ариана персидский город Артокоана получил в сентябре 330 до н. э., когда его жители были истреблены или проданы в рабство греками. Ныне это город Герат в Афганистане. Герат (Харат) (дари هرات Herât, греч. Αλεξάνδρεια εν Αρίοις, Αλεξάνδρια εν Αρείοις) — город на северо-западе Афганистана в долине реки Герируд. Центр провинции Герат. Важный центр караванной торговли на Великом шёлковом пути.[2104]

Выходцы из Арианы называли себя ариями.

Надо иметь в виду неповторимые особенности такого товара как гашиш:[2105]

«Опьянение гашишом медленное, сопровождается приятным настроением, иллюзорным восприятием окружающего, чувством отрешенности и особождения от всего земного, от собственной телесной оболочки, ощущением экстаза, «пророческого просветления», обладания сверъестественными силами и т. п. Со стороны двигательной — состояние оцепенения, иногда сменяющиеся моторным возбуждением. Опьянение заканчивается сном. Привыкания к яду в смысле необходимости увеличения доз для опьянения не наблюдается (в отличие от опиатов и пр.), напротив, при длительном употреблении становятся действительными меньшие дозы. У курильщиков гашиша наблюдается более или менее длительные психические расстройства в виде делириозных состояний с массовыми галлюцинациями; иногда эти острые психозы переходят в хронические состояния слабоумия. Курильщики гашиша вообще постепенно тупеют, спускаются в социальном смысле, пополняя кадры нищих и бродяг»:[2106]

Гашиш-анаша — производное индийской конопли — очень распространенное опьяняющее средство среди народов Востока; гашиш известен под разными названиями и часто применяется вместе с табаком, опием.

Любопытное психиатрическое определение: тупеют. Скорее всего, этот термин Гуревича описывает состояние знания, о котором говорил Сократ: я знаю, что ничего не знаю.[2107]

Наблюдения психотерапевтов совпадают с исторической правдой: на неотупевший взгляд со стороны проповедники буддизма действительно напоминали нищих бродяг; также верно и то, что в социальном смысле они часто спускались к самому основанию общества. Также поступали и дервиши, и суфии: в части употребления гашиша они были едины. Вот обычное описание такого: «Юэчжийский монах-упасака Чжи Цзянь (первая половина III в. н. э.) по прозвищу Гун Мин, родовое имя Юэ, был учеником Локакшемы.[2108] Внешне он был худым, иссохшим до черноты человеком, с очень светлыми глазами и золотистыми зрачками. Из Лояна он переселился в Нанкин, где жил до середины III в. н. э. и переводил буддийские проповеди. Про Чжи Цзяня говорили, что «телом он тщедущен, а ума палата» и что он изучил «варварскую письменность». С 222 по 253 гг. он перевел на китайский сорок девять сочинений, три гимна и комментарии.[2109]

Употребление конопли действует на зеркальные нейроны. Предполагается, что появление зеркальных нейронов, опосредовавших появление речи, подражания и эмпатии, было ключевым моментом в эволюции человека, ознаменовав начало его культурной жизни («огромный скачок вперёд» по Вилейануру С. Рамачандрану).[2110]

Алкогольное опьянение имеет совершенно иные особенности:

«Дело было в полку в Мазари-Шариф. Шестая горнострелковая рота. Служили в ней три неразлучных дружка — один парень по фамилии Панченко, второй — киевлянин, третий — с Алтая. Фамилии этих двоих не помню. Как-то раз они здорово напились браги. Захотелось им гаша и барана. Пошли в соседний кишлак. На дороге повстречали старика. Ну, они бухие… Словом, хрясь его по голове — аж у автомата цевье отскочило. Правда, они этого не заметили. Деда в кусты затащили и пошли дальше. Добрались до кишлака, зашли в дом. Там женщина. Начали ее насиловать, та — орать. Выскочила сестра. Молодцам не оставалось ничего другого, как заколоть тех баб. Зашли в следующий дом. Там дети. Солдаты открыли по ним огонь из АК. Всех уложили, но одному удалось скрыться. Панченко потом на суде говорил, что по пьяни не заметил пацана, потому, дескать, и не удалось его прикончить. Потом зашли в дукан. Взяли целый мешок гашиша, прихватили барана. Возвратились в часть...

После гашиша — крутой кайф. Правда, следом — зверский аппетит. Вот тогда-то и прешь за бараном в кишлак. Можно хорошо отключиться, если накуришься и напьешься одновременно. Но вот чем гашиш плох: если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума. Я дурел, бесился от гашиша. Начинал опять и опять думать о войне, о том, кто же следующий в этой б… роте?! На операцию лучше всего идти обкуренным: звереешь. После водки или сухого спирта, разбавленного в воде, ты все свое тело чувствуешь, а после наркотика — вроде как обезболиваешь себя, вообще перестаешь что-либо чувствовать. Только вот потом приходишь и падаешь. Словно где-то внутри завод кончился. И каждая мышца болит. А на боевых — куришь и бегаешь. Куришь и бегаешь, как чумной. Гашиш глушит эмоции, сглаживает нервные срывы. А их полно. Особенно вначале. Видишь, как приятель в кишлаке ногой дверь вышибает».[2111]

Подобные ощущения невозвращенцы узнали и претерпели, испытали на себе. Особо отмечу наблюдение о действии гашиша, которое дал Т. Бауэри, а за ним А. Боровик: «если в твоей голове застряла какая-то проблема, она начинает тебя убивать, сводить с ума». За мутным словом проблема скрывается то, что лучше назвать неясность или, на языке опытных курильщиков, измена. В просторечии: сесть на измену, схватить измену, лютая измена:

«Действие гашиша на человеческий организм изучено не до конца. Известно, что при употреблении в больших дозах он вызывает резкие и неконтролируемые спазмы грудной клетки, внешне напоминающие смех. После того, как спазмы проходят, отравленный гашишом человек ощущает беспричинный страх и, чтобы отвлечься, начинает лихорадочно поедать все съестные припасы, до которых может добраться, особенно сладости. Из-за этой особенности наркотика люди, страдающие гашишной наркоманией в хронической форме, часто отличаются нездоровым избытком веса.

Гашишного наркомана легко узнать по складкам жира на теле, дистрофичной мускулатуре, свалявшимся сальным волосам, потухшему взгляду и гуляющей на губах бессмысленной улыбке. Его кожа имеет неестественный землистый цвет; ее покрывают глубокие морщины, из-за которых наркоман выглядит на много лет старше своего настоящего возраста.

Употребление гашиша вызывает потерю интереса к карьере, профессиональному росту и любым формам общественно полезной деятельности. В жертву наркотику приносится не только социальная реализация, но и личная жизнь (половой акт вызывает у гашишного наркомана необъяснимый страх и отвращение). Гашиш несовместим со спортом и творчеством. Человек, употребляющий это вещество, перестает следить за собой и становится равнодушен к личной гигиене. Он подолгу сидит на одном месте, глядит в стену и издает нечленораздельные звуки. Через некоторое время после этого наступает смерть. Канд. мед. наук Даджал Абулахабов».[2112]

Мировая война с коноплей,[2113] начатая промышленниками из США, приносит свои плоды:

«Высокая концентрация культивирования каннабиса на юге Афганистана свидетельствует о его перемещении из северной части страны, которая всего лишь пять лет назад была основным регионом выращивания каннабиса. Иллюстрацией этой тенденции служит резкое увеличение цен на каннабис в провинции Балх — ранее известной за ее каннабис мазари (балхи) — из-за жестких мер, принимаемых с 2007 года губернатором в отношении культивирования наркотиков».[2114]

Употребление конопли теперь запрещено даже в Индии. Впрочем, похоже, этот закон действует только для иностранцев.[2115]

Однако воевать с травой, убивать из-за травы, придумали лишь в XX веке. Люди вообще часто воюют, даже не замечая этого:

«Гигантские крысы острова Тимор вымерли совсем недавно. Радиоуглеродный анализ костей, которые еще даже не успели окаменеть, показывает возраст 1–2 тысячи лет. Видимо, основной причиной вымирания гигантских крыс стали люди — они охотились на грызунов из-за их мяса, а кроме того, распахивали земли под свои поля и уничтожали естественные места обитания грызунов. Сейчас на острове Тимор, разделенном между Индонезией и недавно отделившимся от нее государством Восточный Тимор, сохранилось лишь 15% лесов, покрывавших территорию острова чуть более века назад».[2116]

Впервые Тимор упоминается в XIV веке, когда его население выплачивало дань яванской империи Маджапахит. В 1979 г. в Восточном Тиморе погибло 120000 человек.[2117]

Или вот пострадали от людей американские крысы, сопровождавшие коренных обитателей Америки: неотомовые хомяки (Neotominae) — подсемейство североамериканских грызунов семейства хомяковых. Неотомовые обитают в Северной Америке от Аляски и северной Канады до Панамы, населяя самые разнообразные ландшафты — от различных лесов до прерий и пустынь. В Международную Красную книгу занесены как уязвимые 9 видов, 13 видов как вымирающие и 2 вида как находящиеся в критическом состоянии: мексиканские Peromyscus slevini и Peromyscus pseudocrinitus. Кроме того, один вид по состоянию на 2004 г. признан вымершим — Peromyscus pembertoni с мексиканского острова Сан Педро Ноласко.[2118]

Троянцы были тоже вымирающим видом: их несчастья сродни несчастьям крысиного вида. Эней сознает высокий долг, возложенный на него судьбой — ему предстоит основать в Италии новое государство. Подчиняясь воле богов, Эней подавляет свои личные желания. Это — герой, плодами трудов которого воспользуются только потомки. «Учись у меня трудам и доблести, сын мой, // Быть счастливым учись у других», — говорит он сыну Юлу перед поединком с Турном.[2119] Олицетворяя собой мучительный процесс рождения будущей великой державы, Эней покорный року, является воплощением послушания и истинно римского благочестия (pietas).

Образ Энея обладает логической завершенностью и своеобразной художественной выразительностью. На этой фигуре — явно господствующей в поэме — сходятся все сюжетные нити. Можно сказать, что Энеида — поэма страстей и разногласий, а в центре их — ее главный герой. Благодаря постоянному присутствию Энея достигается композиционное единство поэмы, в противном случае она превратилась бы в собрание хоть и прекрасных, но разнородных фрагментов, сцен и описаний и, конечно, потеряла бы большую часть своих достоинств:[2120]

«Даже такой необходимый персонаж, как Турн, непримиримый противник Энея в Италии, мог быть подан в другой манере. Но только не Эней. Он — орудие рока, его участь — повиновение. Герой поэмы — царь. Эней — царь, но он и обыкновенный человек со своей горестной судьбой. В нем соединяются глубокая древность и живая современность, потому что он — герой освященной временем традиции и вместе с тем творец новой формы политического устройства. Когда Вергилий писал Энеиду, легенда об Энее в целом была сформирована, более того, существовало множество ее вариантов. Уже в гомеровской Илиаде содержится упоминание об Энее как о вожде, которому после гибели Трои предстоит царствовать над оставшимися в живых троянцами.[2121] Трудно сказать, когда именно легенда о прибытии Энея в Италию утвердилось в Риме, во всяком случае в III в. до н. э. троянское происхождение римлян уже не вызывало сомнений. Таким образом, Вергилий, взявшись за Энеиду, располагал весьма обширным материалом, в котором он должен был произвести отбор, сделать соответствующие изменения и добавления, не нарушая при этом сложившейся традиции».

«Оказавшись на твердой земле, Эней и его спутники знали цену времени и знали свои возможности относительно времени им отпущенного. И потому с таким прилежанием, усердием, радостью они делали свое дело, как бы компенсируя вынужденные простои. И все, что они делали, было попыткой вернуть себе "земную" Трою, воплотить ее зримо по тому образу, что жил внутри каждого из изгнанников... У Энея есть одно важное преимущество перед другими — теми, кто, как Дидона или Турн, верит, что судьба открывает себя раз и навсегда: он, кажется, догадывается, что судьба открывает себя по частям, что она позволяет себе делать это в нужный момент и при определенных обстоятельствах, которые оказываются ключевыми и для него, и, следовательно, вопрос и ответ неким таинственным образом сходятся в одном и том же месте и времени (и это отсылает к еще более глубокой тайне связи человека и судьбы), что у судьбы свои особые планы самораскрытия».[2122]

Своим приятием судьбы Эней напоминает русского.[2123] «Русский хоть и движется, но по кривой линии, которая не ведет к цели, и он подобен маленькому ребенку, который не умеет думать правильно».[2124]

Ф. Меллентин: «Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских... Никогда нельзя заранее сказать, что предпримет русский: как правило, он шарахается из одной крайности в другую. Его натура так же необычна и сложна, как и сама эта огромная и непонятная страна. Трудно представить себе границы его терпения и выносливости, он необычайно смел и отважен и тем не менее временами проявляет трусость. Бывали случаи, когда русские части, самоотверженно отразившие все атаки немцев, неожиданно бежали перед небольшими штурмовыми группами. Иногда пехотные батальоны русских приходили в замешательство после первых же выстрелов, а на другой день те же подразделения дрались с фанатичной стойкостью. Русские очень непоследовательны: сегодня они не проявляют никакого беспокойства об обеспечении своих флангов, а завтра мысль о том, что их флангам угрожает опасность, приводит их в ужас. Русский солдат с пренебрежением относится к общепринятым тактическим принципам, но в то же время старается полностью следовать букве своих уставов... Однако русский настолько полон противоречий, что было бы ошибкой не учитывать даже этого качества, которое, вполне возможно, находится у него в скрытом состоянии. Умелая и настойчивая работа коммунистов привела к тому, что с 1917 года Россия изменилась самым удивительным образом… Им удалось создать в русской армии то, чего ей недоставало в первую мировую войну, — железную дисциплину. Подобная, не знающая жалости военная дисциплина — которую, я уверен, не выдержала бы ни одна другая армия — превратила неорганизованную толпу в необычайно мощное орудие войны. Дисциплина — главный козырь коммунизма, движущая сила армии. Она также явилась решающим фактором и в достижении огромных политических и военных успехов Сталина… Не может быть сомнений, что у русского все больше развивается навык самостоятельных действий, а уровень его образования постоянно растет. Вполне возможно, что за долгий период подготовки в мирных условиях у него разовьется и личная инициатива».[2125]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!