Немецкий опыт помощи слабоумным



Отношение к слабоумным, психически ущербным в протес­тантских землях Германии, Швейцарии, Чехии, Голландии фор­мировалось под влиянием идеологии Лютера и Кальвина и не могло быть участливым. Государственных, впрочем, как и частных, психиатрических заведений лечебного типа Германия не имела вплоть до XIX в. Существовавшие «дома для ума­лишенных», являвшиеся, по сути, отделениями при исправи­тельных заведениях, выполняли скорее карательные функции. Почувствовать атмосферу лечебниц позволяет свидетельство (1804) очевидца — немецкого медика Франка: «Ужас охватывает, когда приближаешься к такому злосчастному месту, где нет кон­ца стонам, и когда видишь себя окруженным этими покрытыми грязью и лохмотьями несчастными существами, из которых одни не могут приблизиться к вам, потому что их удерживают оковы, а другие — из-за пинков и ударов надсмотрщиков» [10, с. 2251.

Впечатления, записанные посетителем венской «башни бе­зумных» — пятиэтажного сумасшедшего дома (1843), не менее ужасны: «Самый худший из зверинцев производит более об­разное впечатление, чем этот дом, предназначенный для боль­ных людей» [10, с. 225]. Пациенты голодали, многие из них умирали от истощения, надсмотрщики же активно применяли физические наказания. Таковы заведения для умалишенных и слабоумных начала XIX столетия в Пруссии и Австрии.

В те же годы в Саксонии открывается образцовая (по фран­цузской модели) лечебница Зонненштейн (1811) — красивое здание на высоком берегу Эльбы, «живая противоположность сырым подвалам и темным казематам, которые по всей осталь­ной Германии продолжали безмятежно существовать» [10, с. 231]. Устроенная по рекомендациям Пинеля лечебница в ско­ром времени стала центром психиатрических знаний в немец­ких землях. Однако потребовалось еще несколько десятилетий, дабы немецкие психиатры отказались применять болевую и шоковую терапию в лечебных целях. Это произойдет в середи­не XIX в., да и то не повсеместно.

Во Франции открытие лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых детей, как мы знаем, явилось следст­вием реформы психиатрической службы, которая, в свою оче­редь, стала возможной благодаря Великой французской ре­волюции, принесшей идею естественного права. Пионерами олигофренопедагогики во Франции выступили психиатры, в Германии подобное случиться не могло: практическая (тем бо­лее теоретическая) психиатрия там находилась на этапе ста­новления, в силу чего немецкие медики, в отличие от париж­ских коллег, не могли выдвинуть из своей среды лидера борьбы за улучшение положения глубоко умственно отсталых. Не сто­ило ждать появления альтруистов и из бюргерской среды: в со­знании немецкого общества сохранялось презрительное отно­шение к слабоумному как к существу, бесполезному для общества. Государство по тем же соображениям не предполага­ло инициировать организацию социальной опеки этих людей.

Встать на защиту изгоев в Германии мог только христиан­ский подвижник, в душе которого евангельские ценности одо­лели архаические, — только тот, кто оказывался способным ви­деть убогого (слабого перед Богом) в буйном сумасшедшем, отталкивающем слабоумном. В XIX в. конфессиональная при­надлежность крещеного благотворителя уже не имела решаю­щего значения, им мог стать и протестант, и католик. Реформа­торская церковь на протяжении двух с лишним столетий занималась социальными проблемами и накопила немалый опыт попечения об инвалидах. Преуспела на поприще призре­ния и деятельной благотворительности и Католическая цер­ковь, чья официальная позиция в отношении людей с физиче­скими и умственными недостатками претерпела существенные изменения, напомним, папа Пий IX благословил подвижниче­скую деятельность французского психиатра Вуазена.

Действительно, поначалу убежища и приюты для идиотов возникают в немецких землях по инициативе духовных лиц, пионером движения считают клирика Хальденванга, основав­шего частное заведение в Вильденберге (Бавария, 1835). От­метим почти точное хронологическое совпадение инициативы Хальденванга с папским признанием богоугодности Парижско­го ортофренического института. Поскольку внутриполитиче­ская ситуация в Баварии тех лет была напряженной, у власти в стране находилось реакционное клерикальное1 правительство Карла Абеля, желание священнослужителя открыть приют для идиотов получило поддержку. Эта инициатива соответствовала политике католических конгрегации.

Двумя десятилетиями позже пастор Иозеф Пробст (1816— 1884) учреждает приют в Энсберге (1852), чему способствова­ло его знакомство со швейцарским убежищем Гуггенбюля. Среди тех, кто оставил наиболее яркий след в деле развития христианско-благотворительного призрения, необходимо упо­мянуть пасторов Диссельхофа (1827—1896) и Карла Бартхольда (1829—1904). Страстная книга Диссельхофа «Современное положение кретинов, слепых и идиотов в христианском мире» (1857) заставила многих религиозных деятелей активнее зани­маться судьбами обездоленных детей.

Развивались приюты по традиционной схеме: клирик, в чьем приходе оказывалось несколько слабоумных детей, собирал их вместе и обеспечивал на собственные средства уход и некоторое воспитание. Прихожане, воодушевленные примером духовного лица, помогали кто деньгами, кто личным участием как волон­тер, со временем почин обретал известность, приток пожертво­ваний возрастал. Частный приют, начинавшийся с приема трех — пяти детей, превращался в благотворительное заведение, в стенах которого получали помощь десятки, а то и сотни нуждающихся. Одновременно росла численность персонала, формировалась ад­министрация учреждения, для обеспечения его жизнедеятель­ности создавалось общество попечителей. По подобной схеме возникло одно из известных немецких убежищ в местечке Альтерсдорф неподалеку от Гамбурга. Пастор X. Зенгельманн сумел за сорок лет из маленького частного приюта вырастить лечеб­но-воспитательное учреждение для детей-идиотов, где к началу XX в. находилось около 400 воспитанников. Убежище не только обеспечивало призрение подопечных, 120 детей посещали клас­сы, еще 170 были признаны способными к работе. Масштабы уч­реждения побудили его устроителей организовать целенаправ­ленную подготовку кадров.

« Сделать ребенка полезным для себя и других, т. е. научить обходиться без посторонней помощи и, есливозможно, приучить к ручному труду или ремеслу»

гак формулировалась цель лечебно-воспитательного воздейст­вия в Альтерсдорфе и подобных ему заведениях.

Активисты благотворительных организаций вели большую пропагандистскую работу среди населения, чтобы привлечь внимание сограждан к тяжелой участи слабоумных, разбудить их совесть. Положительно оценивая влияние подвижников-фи­лантропов на общественное мнение, не станем обольщаться от­носительно масштабов поддержки, которую обрели модельные учреждения для слабоумных детей среди населения. Пла­менные призывы пастора Диссельхофа, как и пример Вильденбергского и Альтерсдорфского убежищ, не сразу подвигли практичных немцев к организации всеобъемлющей сети лечеб­но-воспитательных учреждений для умственно отсталых детей. Впоследствии Е. X. Малеревская, не без иронии, напишет об этом: «В Германии, где аккуратность и умеренность составляют национальную особенность, учреждения для болезненных и от­сталых детей носят на себе следы экономии и бережливости в расходах на поставку и улучшение средств» [5, с. 92].

Справедливости ради следует сказать, что в Германской империи духовенство находилось в зависимости от светской вла­сти и не могло всерьез управлять общественными инициативами. Уголовный кодекс в редакции 1871 г. включал антицерковную статью, клирикам запретили высказываться во время религиоз­ных служб по вопросам государственной политики «в манере, способной причинить ущерб общественному спокойствию». Дей­ствия отдельных пасторов являлись их частной инициативой, ве­дущей силой Церковь быть не могла.

Закон 1870 г. изменил ситуацию. Он наделил ребенка пра­вом на общественное попечение, признал бесспорное право бедного', невменяемого или больного на государственное при­зрение. Как следствие, в стране возникают все новые формы деятельной благотворительности, в организационную работу вовлекаются разнообразные общественные силы. Церковная филантропия не сокращается, но лидирует уже светское, част­ное, муниципальное и государственное призрение. Согласно литературным источникам, в 1899 г. в Германии существовало около 74 приютов, а число находящихся в них воспитанников достигало 10 тыс. [18]. Открываются интернаты для детей с девиантным поведением, для правонарушителей, растет число мест в психиатрических лечебницах. По данным Е. В. Герье и Н. В. Чехова, к концу XIX в. общее количество призревае­мых детей достигает 50 тыс. [5].

Причина неторопливости в деле организации вспомогатель­ных школ связана, прежде всего, с неуверенностью властей в целесообразности обучения слабоумных, которую усугубили психиатры, начав профессиональную дискуссию о теории деге­нерации, подтолкнувшую общество задуматься о том, нужно ли вообще тратить средства на обучение «вырожденцев».

Вслед за автором теории дегенерации психиатром Морелем многие специалисты начали воспринимать слабоумных как зако­номерное звено вырождающейся семьи. По Морелю, умственная отсталость есть свидетельство наступления четвертой стадии прогрессирующего вырождения фамилии. Соотечественник Мореля психиатр Тюлье предложил обозначать термином «дегене­раты» всех умственно отсталых. Сходную позицию занимал дру­гой сторонник теории Мореля — французский психиатр Маньян (1897). Немец Клаусснер в 1893 г. проанализировал судьбу по­томства слабоумной нищенки 1740 г. рождения; по данным врача из Дюссельдорфа, через три поколения потомство умственно от­сталой матери составило 834 человека. «Исследование судьбы 709 из них показало, что 100 человек родилось вне брака, 181 — занимались проституцией, 142 — нищенствовали, 46 — со­держались за счет общин, 76 человек были уголовными преступ­никами, в их числе 7 убийц» [8, с. 34].

Знакомясь с выкладками о фатальной обреченности, обыва­тель приходил в ужас и легко находил простое и «справед­ливое» решение: если закон запрещает уничтожать умственно отсталых, их надо подвергать стерилизации. Сторонники по­добной меры нашлись и среди специалистов, и среди законода­телей. На рубеже XIX—XX вв. многие образованные немцы всерьез начали обсуждать результаты исследований в области евгеники; заговорили о патологической склонности умственно отсталых к криминальным действиям; население оказалось го­товым увидеть в этих людях преступников. Приходится еще раз вспомнить, сколь долог и сложен процесс эволюции отно­шения к людям с отклонениями в развитии, как трудно укоре­няется традиция гуманного отношения и с какой легкостью не только обыватель, но даже образованный европеец конца XIX в. падает в пропасть архаичного неприятия слабоумных. К счастью, нашлись среди современников Клаусснера и те, кто не принял теорию фатальной обреченности некоторых семей на вымирание. Они выяснили, что «в процессе проводившихся ранее исследований неблагополучных семей... понятие „слабо­умие" смешивалось с понятием „низкая культура", „малая образованность; преступность, аморальность отождествлялись с бедностью, нищетой» [8, с. 73].

В контексте создания народных школ для бедноты и возни­кает необходимость создать специальную школу для умственно отсталых детей. Германия стала родиной вспомогательной шко­лы. Приступая в начале XX в. к созданию сети учебных заведе­ний для умственно отсталых детей, многие страны мира за об­разец возьмут немецкую модель, а потому столь важно понять мотивы, которыми руководствовались ее создатели. В поисках истины обратимся к классической работе Б. Меннеля «Школы для умственно отсталых детей» (1910), вышедшей в русском переводе в 1911 г.

В главе «Причины возникновения школ для умственно отсталых детей» Меннель пишет: «Считалось само собой понятным и не требу­ющим доказательств, что в тех же самых учебных заведениях, кото­рые давали детям минимум знаний, необходимых для детей наиболее низших слоев населения, должны обучаться и те ученики, которые со­вершенно не могли поспевать за своими товарищами. <...> Препода­ватели свыклись с мыслью, что в начальной школе не нужно выделять особо отстающих учеников. Проникнутые верой в учебную силу кате­хизиса и чудодейственное значение школьной дисциплины, учителя были твердо убеждены, что они могут всегда успешно содействовать умственному развитию всех вверенных им детей. <...>

Вскоре, однако, на пути законных стремлений выполнить учебный план возникали серьезные затруднения. <...> Наконец, учебный год заканчивался. Как счастлив учитель, если он может перевести своих учеников в следующий класс и отделаться от тех, которые причиняли ему одни огорчения. С характеристикой „неисправимый лентяй" и „тяжелый балласт" они переходят к новому учителю, и начинается новый год страданий для учителя и ученика. <...>

Начальной школе предоставляется лишь двоякая возможность освободиться от совершенно негодных и обременительных уче­ников: с одной стороны, исправительное заведение, которое от­крывает свои двери только для неисправимых бродяг, и с другой стороны — приют для идиотов, который принимает только детей совершенно беспомощных и вследствие своей невменяемости опасных для общества. <...>

Что же делать с большею частью тех, от которых начальная шко­ла не может освободиться? Так как она не имеет никакого права исключать из школы детей за их недостаточные способности, то ей приходится ждать, пока не наступит конфирмационный возраст, ко­нечный срок пребывания в школе. <...>

В Германии в настоящее время дети не выходят прямо в жизнь из младшего класса начальной школы, но, к сожалению, остается еще немало покидающих школу с недостаточным трехклассным об­разованием, которое они в положении „школьных подонков" прохо­дят целых 8 лет.

Этих детей, не проявляющих успехов, можно разделить на сле­дующие школьные группы:

1) дети, больные расстройством речи, зрения и слуха, и эпи­лептики; один год их бывает поразительно мало, в другой год — опять значительное число. В какой степени они тормозят препода­вание — это понятно само собою. Тем не менее, и эти ученики тре­буют, чтобы школа гармонически развивала их способности. По­этому для таких детей современная педагогика ставит задачей организовать особую помощь в виде специальных курсов для стра­дающих расстройствами речи, специальных классов для детей с плохим слухом, с плохим зрением и для эпилептиков; <...>

2) вторую группу составляют те из хронически отстающих уче­ников низших классов начальной школы, которые имеют нормаль­ные органы чувств и речи, но лишены способности правильно пере­рабатывать впечатления внешнего мира и синтезировать их в высшие психические образования. <...>

Было бы несправедливым, если бы такого ребенка, поместив в нормальную школу, лишили возможности развиваться. <...> Появи­лись точные исследования психиатров и психологов... создалось общепринятое воззрение о ненормальном развитии ребенка, раз­витии, которое требует особого к себе отношения в семье и шко­ле. <...>

Причины основания [вспомогательных] школ лежат в налично­сти таких учеников, которые в начальной школе не могут получить правильного образования. Этих учеников нельзя назвать слабоум­ными, это дети, у которых вследствие самых разнообразных причин неправильно функционируют ум, чувство и воля и которые вследст­вие этого не способны к регулярной школьной работе. Наоборот, нормальная школа с ее дисциплиной и с ее программой будет слу­жить для них лишь местом мучения, где подавляются даже и немно­гие хорошие задатки их слабой души, ко вреду для общества, чле­нами которого они впоследствии могут стать. Поэтому для всех более или менее крупных городов, где в начальных школах имеется известное число охарактеризованных выше детей, является неот­ложной необходимостью устройство особых классов для обучения этих детей» [14, с. 29—43].

Итак, к концу XIX столетия в Германии вопрос о судьбе «неспособного» ученика не мог решаться путем его волюнтари­стского исключения из школы, закон об обязательном образо­вании не допускал этого. Именно всеобуч заставил педагогиче­ское сообщество и городские власти признать наличие среди общей массы учащихся начальной школы учеников, чье разви­тие отличалось от нормы, — ненормальных детей — и начать искать способы исполнения закона в отношении умственно от­сталых. Возможным способом освободить народную школу от «тяжелого балласта» и при этом помочь умственно отсталым детям стать полезными членами общества представлялось от­крытие вспомогательных классов.

В Германии проблема обучения умственно отсталых тесно увязывалась с организацией начального образования детей бедноты, а потому стратегия помощи им строилась с учетом со­циального положения семьи и низкого культурного уровня родителей, с осознанием ограниченности объема финансирования вспомогательных классов.

Предложение Керна и Штецнера открыть учебное заведе­ние нового типа — вспомогательную школу — встретило полное сочувствие как среди практиков-педагогов, так и в педагогиче­ских и научных обществах, но официальные лица не спешили с решением. Три раза городская управа направляла проект в Ду­му и трижды получала отказ, мотивированный сложностью диагностики и большими затратами. Педагоги-теоретики тре­бовали создания самостоятельных школ, а Дума предлагала от­крывать «добавочные» классы.

Отчет берлинской городской управы за 1898/1899 учебный год включает развернутое обоснование причин, в силу которых столичные чиновники противились организации особых учеб­ных заведений: «Во-первых, в Берлине детям пришлось бы ежедневно проделывать длинный путь из дома в школу; во-вто­рых, окончательный перевод ученика в такую школу наклады­вал бы на него на все времена штемпель не вполне нормально­го человека. Мы... рассматриваем такого ребенка как ученика, которому община обязана дать образование; мы хотим дать ему возможность развиваться в менее переполненном классе и воз­вратить его снова, насколько возможно скорее, в общество дру­гих детей» [14, с. 8]. И все же на рубеже XX в. исполнение закона о всеобуче принудило прусское Министерство образова­ния и большинство городских управ открыть вспомогательные школы. Первоначально обучение умственно отсталых детей осуществлялось в «добавочных» классах девяти городов стра­ны, в 1881 г. в Лейпциге открылась первая вспомогательная школа, с 1892 г. появление вспомогательных классов и школ приобрело лавинообразный характер, через двадцать лет по­добные школы работали в 275 населенных пунктах Германии. «Местные школьные управления, а затем и Министерство народного просвещения признают движение вспомогательно­го обучения во всех отношениях здоровым и законным и да­ют этому делу возможность вполне свободно развиваться» [18, с. 12]. Понять, насколько глубоко идея организации специ­ального обучения умственно отсталых детей проникла в ад­министративное сознание, помогают статистические данные, представленные в таблице 3.

Зная, что в 1910/1911 учебном году страна насчитывала 62 тыс. народных школ, легко посчитать, что вспомогательные составляли 2,5% от их общего числа. Сопоставимых по масшта­бам показателей большинство стран Европы не достигло и ко второй половине XX столетия.

В отличие от Франции и других западноевропейских стран, в Германии права и обязанности земельных и городских органов управления народным образованием, администрации специаль­ных школ, педагогов, учащихся и их родителей были законода­тельно закреплены. Нормативно-правовые акты регулировали взаимоотношения всех участников процесса специального образования.

 

Таблица 3 Динамика роста числа вспомогательных классов и школ в городах Германии

 

Учебный год Число городов Число классов Число школ Число учащихся
1893/94 32 110 - 2290
1897/98 52 202 - 4281
1902/03 138 575 - 12 000
1904/05 143 700 230 15 000
1907/08 210 921 324 20 151
1910/11 275 1542 454 35 000

Вспомогательные школы не могли упраздняться или возникать по чьей-то прихоти, число учебных мест росло по мере выявления нуждающихся в специальном обучении. Обязанность организации вспомогательного обучения вменялась городским управам. Таким образом, строительство сети вспомогательных школ в Германии явилось результатом совместной деятельности центральной и муниципальной властей. «Признавая, что в разви­тии этого нового дела руководящая роль должна быть сохранена за опытом педагогического персонала, который только с течени­ем времени может привести к выработке основных положений, они отказываются от какого бы то ни было предварительного регламентирования школьных мероприятий в этой специальной области. Отдельными циркулярами министерство должным об­разом оценивает готовность городов на жертвы, которых от них требовало устройство вспомогательных школ, и выражает одоб­рение и согласие со всем, что в этой специальной области было ими предпринято» [18, с. 12].

В 1892 г. выходит нормативный акт, предписывающий от­крывать классы для ненормальных детей, которые не настоль­ко беспомощны, чтобы направляться в приюты, но не могут учиться в обычных школах. Циркуляр узаконил официальное наименование классов, отныне они называются «вспомогатель­ные классы для умственно отсталых детей» (1892). Начиная с 1894 г. регулярно выходят распоряжения, «предписывающие производство статистических исследований вспомогательных школ», которые проводятся в 1894, 1896, 1900 и 1903 гг. Воен­ное министерство и Министерство народного просвещения, зе­мельные и городские органы управления образованием, все заинтересованные лица получают достоверную информацию, на основании которой становится возможным планировать и от­крытие новых учебных мест, и подготовку кадров.

Циркуляр 1894 г. содержал подробную инструкцию, касаю­щуюся большого числа вопросов организации вспомогатель­ного обучения, в частности, вводится обязательное ведение характеристик на учащихся. Ужесточаются требования к комп­лектованию дорого обходящихся казне вспомогательных школ, документ требует от специалистов направлять во вспомога­тельные классы только умственно отсталых детей, отсекая тех, кого, несмотря на плохие школьные знания, нельзя признать «ненормальными в умственном отношении», педагогически за­пущенных. Определяется статус вспомогательных школ, по за­кону они «представляют собой отделения народной школы и предназначены для детей всех вероисповеданий». Что же каса­ется целей и содержания образования, то согласно «Новым правилам о вспомогательных школах в Берлине» они формули­руются следующим образом:

«Вспомогательная школа имеет своей целью продвинуть разви­тие тех детей из народных школ, которые вследствие разных физи­ческих или психических причин не показали никаких успехов в нор­мальной школе, или получить в той же вспомогательной школе доступное для них первоначальное образование и подготовку для дальнейшей жизни.

Вспомогательные школы учат главным предметам по той же программе, как нормальные, и считают, кроме того, обязательным предметом для мальчиков и девочек ручной труд. Для детей, стра­дающих недостатками речи, введен специальный курс членораз­дельного произношения» [4, с. 142—144].

Кстати, официальное предписание уделять внимание нор­мализации произношения умственно отсталых учащихся при­вело к созданию при учебном заведении города Киля (Шлез­виг-Гольштейн) опытной дошкольной группы. Через короткий промежуток времени идея директора Кильской вспомогатель­ной школы Годтфринга была признана городскими само­управлениями Шлезвиг-Гольштейна ценной и получила под­держку и распространение в этой немецкой земле.

Выбор и распределение учебного материала, разработка про­граммы для вспомогательной школы в силу крайнего разнообра­зия умственных способностей ее учащихся оказались задачей далеко не простой. «Вся история вспомогательной школы в Гер­мании, — считают Е. В. Герье и Н. В. Чехов, — есть история борь­бы педагогических принципов с предвзятыми мнениями, с одной стороны, и с неосновательными и несбыточными планами и на­деждами широкой публики — с другой. Следует отметить, что, пройдя через одинаковые заблуждения в течение двух десятиле­тий, последовательно преодолев ряд замедлявших развитие шко­лы препятствий, большею частью откинутых старейшими пред

 
шественниками, в конце концов все различные организаторы школы выходят на одну дорогу. Препятствия возникают как со стороны городских самоуправлений, так и со стороны общества,' и первопричина этих преград — недостаточно установленные раз­личия между отдельными типами дефективных детей, путаница в определении категорий умственной отсталости и вытекающая из этого невозможность сразу ясно поставить цели и задачи вспомогательного обучения» [5, с. 15—16].

На рубеже XX в. вспомогательные школы по-прежнему не имели единой программы, в каждом учебном заведении она ежегодно составлялась общими усилиями педагогического коллектива для каждого класса. Разрабатывая программу, ее составители руководствовались нормативными документами, определяющими цели вспомогательного обучения, и индивиду­альными особенностями учеников класса, для которого и отби­рался учебный материал. По глубокому убеждению Меннеля, «об установлении обязательной программы по отдельным предметам во вспомогательной школе не может быть и речи, однако для того, чтобы можно было достигнуть известных по­ложительных результатов, необходимо иметь план работы, хотя бы намеченный в общих чертах» [14, с, 145].

Невежество или тщеславие родителей подчас мешало на­правлению умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу, из-за чего школьная инспекция вступала в тяжбы с ро­дителями. Циркуляр 1900 г. гласит: «Слабоумных детей в воз­расте 6—14 лет, которые не получают никакого иного подходя­щего для них обучения, необходимо принудительным путем направлять в существующие городские вспомогательные шко­лы, но в каждом отдельном случае эта принудительность до­пустима лишь при наличности медицинского свидетельства о том, что у данного ребенка есть ненормальность, препятству­ющая его обучению в нормальной школе» [18, с. 25].

В 1904 г. правление союза вспомогательных школ обрати­лось к правительству с просьбой издать циркуляр с четкой формулировкой условий перевода детей во вспомогательную школу против воли их родителей. Бавария министерским при­казом 1906 г. установила: «В тех местах, где существуют вспо­могательные школы или классы, родители малоспособных де­тей не имеют права требовать обучения их в нормальной школе, а должны посылать их во вспомогательную школу». Высшие судебные инстанции Пруссии признали такое прину­дительное помещение в школу допустимым.

Книга Б. Меннеля, описывающая немецкий опыт организа­ции вспомогательных классов и школ, пользовалась спросом и издавалась на разных языках, так как Германия первой решила вопрос об обучении умственно отсталых детей, служила приме­ром для подражания большинству стран Европы, США и Авст­ралии.

В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин впервые предложил объединить все формы слабоумия в единую группу под общим названием «задержка пси­хического развития» и ввел термин «олигофрения».

К началу Первой мировой войны Германия обеспечила полный охват умственно отсталых детей школь­ным обучением, параллельно народ­ным школам в стране действовала сеть школ вспомогательных. Соглас­но немецким источникам, из обще­го количества выпускников вспомога­тельных школ 70—80% оказывались в состоянии прокормить себя собствен­ным заработком, 12—20% могли зара­батывать, и только 8—10% оставались полными иждивенцами. Поставлен­ная государством задача вырастить из умственно отсталых де­тей работоспособных, полезных членов общества с успехом ре­шалась.

Ход строительства сети вспомогательных школ в Германии можно кратко охарактеризовать, перефразировав известный не­мецкий лозунг: «Единое государство, единый народ, единое специальное образование».


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!