Законодатель предписывает гражданам умерщвлять физически неполноценных детей.
Малофеев Н. Н.
М19 Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009. — 319 с.
Предисловие
Вам предлагается новый подход к пониманию того, как складывалась практика помощи детям с нарушениями развития. История становления системы специального образования впервые рассматривается в широком контексте развития европейской цивилизации. Такой подход выводит тему специального образования за рамки чисто педагогической проблемы, но именно это позволяет по-новому выделить значимые аспекты в сфере педагогики. Возникают вопросы, маловероятные при ином подходе, например: насколько пряма связь между накоплением научного знания, совершенствованием педагогических технологий и их широким применением. Почему появляющиеся в разные исторические периоды удачные опыты педагогической помощи таким детям далеко не всегда переносятся в повседневную практику? Чем можно объяснить, что теория обучения появляется в одной стране, а популярность обретает в другой? Конечно, это вопросы, касающиеся не только педагогики: мы часто недоумеваем, почему в старых южно-американских культурах не используется колесо, хотя известно, что оно присутствует в тамошних детских игрушках; почему в Древнем Китае порох активно применялся лишь для фейерверков; почему книгопечатание появляется так поздно, если личные печати известны с самых давних времен? Автор показывает, что ответ на подобные вопросы можно получить только при рассмотрении явления как феномена своей культуры, как ее неотъемлемой части, закономерно соответствующей целому и меняющейся в процессе его развития. Вам предлагается рассматривать становление специальной педагогической помощи особым детям в логике смены ценностной ориентации культуры и изменения отношения общества и государства к инвалидам, представления об их судьбе. Отсюда название «Специальное образование в меняющемся мире». В этой логике автор выстраивает свою периодизацию становления специальной педагогической помощи: исходно она получает возможность зарождения лишь с утверждением в сознании общества самого права инвалида на жизнь, и, пройдя долгий путь, обретает свои современные формы в соответствии с признанием равных прав, стремлением обеспечить равные нозможности социального развития обычным и особым людям. 11 мы получаем возможность проследить и осмыслить этот путь, поскольку автор опирается не на формальную хронологию, а на внутреннюю логику развития системы специального образования, это и позволяет глубже понять сложность и неоднозначность ее современного состояния, рассмотреть возможные тенденции развития.
|
|
Первый том посвящен Западной Европе, продолжением его станет рассказ о России. Здесь же впервые предлагается сравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Выявляются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и методов специальной помощи.
|
|
Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволяет при всех различиях выделить общие тенденции — прохождение одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призрения; права на специальное образование и обретение особой социальной ниши, где инвалид может быть по возможности независимым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сообщество разных, но равных людей.
|
|
Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на сухой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, задумываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не удается. Представляется, что это тоже очень важно для учебника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удивлением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.
Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых факторов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоятельств и изменения понимания людьми, что составляет общественное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми своими возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помощи инвалиду, намного опережающие заданное время, как милосердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженсравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Выявляются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и методов специальной помощи.
|
|
Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволяет при всех различиях выделить общие тенденции — прохождение одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призрения; права на специальное образование и обретение особой социальной ниши, где инвалид может быть по возможности независимым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сообщество разных, но равных людей.
Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на сухой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, задумываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не удается. Представляется, что это тоже очень важно для учебника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удивлением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.
Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых факторов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоятельств и изменения понимания людьми, что составляет общественное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми своими возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помощи инвалиду, намного опережающие заданное время, как милосердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженных соплеменников, пытающихся, вопреки практичному обычаю, спасти и вырастить своих «особых» детей.
Резюме заключающее каждую главу, позволят Вам остановиться и обобщить новый материал, вопросы и задания заставят размышлять, рефлектировать, анализировать прошлое и настоящее прогнозировать будущее. Вам предстоит увлекательная работа: писать сочинения-фантазии и эссе, анализировать карты, строить схемы, создавать портретные галереи подбирать эпиграфы к главам и многое другое.
Это учебное пособие необходимо не только студентам осваивающим специальную психологию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, тифлопедагогику, специальную дошкольную педагогику и психологию, социальную педагогику, оно необходимо всем, кто предполагает работать в области педагогики и детской психологии.
Введение
Отсчет первого периода эволюции отношения европейцев к лицам с отклонениями в развитии начинается от законов Ли-курга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида архаичным миром. Таким образом, хронологически нижняя граница первого периода — VIII век до нашей ары. Период оказался наиболее длительным по своей временной протяженности, его верхней границей можно считать XIII век, которым датируется появление на континенте первых государственных убежищ для слепых. Создание упомянутых приютов (благотворительных заведений) по воле монархов является прецедентом осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи некоторым категориям инвалидов. Это свидетельство изменения отношения власти к людям с физическими недостатками.
Нетрудно подсчитать, что от момента принятия античного закона, требующего избавляться от хилых и больных младенцев, до первых официальных акций призрения слепых прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с физическими и умственными недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно стало меняться? Найти убедительные ответы на подобные вопросы невозможно, если рассматривать факты вне контекста развития европейской цивилизации, так как в нем кроются социально-культурные детерминанты произошедших перемен. Прежде чем перейти к анализу первого периода эволюции, напомним хронологию исторических событий, оказавших влияние на изменение отношения государства и общества к лицам с физическими и умственными недостатками.
Хронологические ориентиры ( VIII в. до н. э. — III в.)
IX—VIII вв. до н. э. Зарождение античной цивилизации.
ок. 750 г. до н. э. Начало Великой греческой колонизации и распространение эллинской культуры на территории Европы (прежде всего по всему Средиземноморью и Причерноморью).
ок. 700 г. до н. э. Ликург реформирует социальное устройство Спарты.
Законодатель предписывает гражданам умерщвлять физически неполноценных детей.
683 г. до н. э. В Афинах устанавливается демократический порядок правления. Гражданским статусом обладает небольшая часть мужского населения полиса.
594—593 гг. до н. э. Афинский правитель Солон проводит гражданские реформы, направленные на развитие рабовладельческой демократии. Кодекс Солона предполагает участие народа (демоса) в управлении страной. Демократические преобразования затрагивают только тех, кто имеет статус гражданина.
510 г. до н. э. В Афинах провозглашено равноправие граждан, что не меняет положения женщин, детей и других лиц, не имеющих статуса гражданина.
493 г. до н. э. Латинские города попадают в зависимость от Рима. В республике идет борьба за представительство в органах власти между плебеями и патрициями, ок. 450 г. до н. э. В Риме на двенадцати таблицах записываются законы, защищающие плебеев от злоупотреблений патрициев. Закон XII таблиц устанавливает политическое равноправие плебеев и патрициев — граждан, принадлежащих к разным сословиям. Закон XII таблиц — первый юридический документ, в котором объектом внимания становятся права людей с грубыми физическими и умственными недостатками. Закон признает их недееспособными.
IV в. до н. э. Великий греческий врачеватель Гиппократ обосновывает сверхъестественную природу глухонемоты.
334—323 гг. до н. э. Всемирная империя Александра Македонского подчиняет себе все греческие полисы, однако греческая культура продолжает распространяться в государствах Средиземноморья. Греческий язык остается языком образованных людей, интеллектуалов. Греческая наука, в том числе медицина, достигает выдающихся результатов.
II в. до н. э. Рим начинает военную и политическую экспансию греческих городов, одновременно попадая под влияние греческой культуры, науки, в том числе философии и медицины.
I в. до н. э. Растет могущество и территория Римской империи. Действующий в метрополии и провинциях закон (римское право) по-прежнему относит глухонемых, слабоумных и сумасшедших к категории недееспособных и, несмот1.1 Отношение к инвалидам в дохристианском мире
Истоки отношения к носителям физических и умственных недостатков таятся в глубинах архаичных времен. Люди Древнего мира следовали неписаным законам — обычаям. В первобытном (доправовом) обществе физически неполноценный соплеменник, тем более хилый от рождения ребенок, близкими отторгался. Несмотря на кровное родство, ребенок-инвалид воспринимался всеми, включая его родителей, нежеланным чужаком, которому отказывали в праве на общую еду и кров. Подобное отношение, характерное для сообществ с первобытно-общинным укладом жизни, являлось строгой, непререкаемой нормой, обусловленной природной необходимостью. Выживание и дееспособность рода (племени) зависели от здоровья и физической силы его членов, каждый новорожденный оказывался лишним ртом, претендующим на ограниченные запасы пищи, а потому любой младенец мог быть по воле родителей (в силу житейских резонов) умерщвлен или оставлен без помощи. Его будущее зависело от удачной охоты, урожайного сезона, холодной зимы или засушливого лета, многих прочих внешних обстоятельств. Вождям и старейшинам не приходило в голову размышлять о том, как поступать в случае рождения хилого или уродливого малыша, жестокая борьба за существование издревле задала суровые правила примитивной системы социального регулирования. Жизнь болезненного младенца или ребенка-калеки всецело находилась в руках родителей, а те строго следовали обычаю. Наравне с прочими сородичами и соплеменниками избавление от неугодных детей они считали правильным решением, диктуемым «естественным правом». При благоприятной ситуации инвалид от рождения, возможно, и мог бы выжить, но если он впоследствии не обретал навыков добывания пищи, то, лишенный заботы окружающих, все равно был обречен на гибель.
В архаичном мире на первый план выходят задачи выживания индивидуума и племени в целом. Для этого мира значимы ценности благополучной жизни тела человека и его рода, установления порядка, предсказуемости во взаимодействии природных ритмов жизни человека и среды его обитания. Традиционное сознание защищается от всякого сбоя в установленном порядке вещей, от всякой инакости .
Отторжение слабого или увечного ребенка, нежелание родственников заботиться о нем — то, что сегодня у нас вызывает недоумение и неприятие, а современным законодательством расценивается как преступление, — на протяжении тысячелетий являлось социальной нормой. Архаичный (первобытный) мир отказывал инвалиду в праве на жизнь.
Рис. 1. Гомер |
Что изменилось с появлением античного государства? «Древние правовые обычаи, в значительной степени основывавшиеся на религии, были в VII в. до н. э. заменены расширенными и кодифицированными правовыми нормами, которые заложили основу для господствующего положения закона как позитивного права по сравнению с обычаем и естественной справедливостью» [18, с. 453]. Античный языческий мир исповедовал культ тела, физического здоровья, военного искусства, свято веря в то, что жизнеспособность полиса является производной от физической силы его граждан. По закону только гражданин обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей. Численность полноправных граждан в эпоху Античности строго регулировалась законом, например, в Римской империи подобным статусом обладало не более десяти процентов от общей численности населения метрополии и римских колоний. Гражданские права напрямую связывались с земельной собственностью и обладанием оружием, а потому ребенок-инвалид априори не мог обрести статус отца-гражданина. Официальному суду правовые притязания калеки представлялись столь же нелепыми (безосновательными), как претензии умершего, античный суд приравнял инвалида к мертвому, то есть к человеку несуществующему и бесправному. Милосердие не входило в перечень моральных ценностей Античности, отторжение калек и уродов признавалось «естественной справедливостью». Исповедуемая античным обществом система ценностей, сохранив традиционное недоброжелательное отношение к калеке как к неполноценному человеку, как к чужаку, усугубила его положение, признав его опасным для полиса.
Легендарный основатель и первый законодатель Спарты — Ликург предписал убивать младенцев-мальчиков, родившихся килыми или уродливыми (VIIIв. до н.э.), ибо понимал жизнь Как дар. Дети, признанные государством «неполноценными», лишались этого дара по закону: «Воспитание ребенка не зависело от поли отца, — он приносил его вместо, где сидели старшие члены, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу... но слабых и уродливых детей кидали в... пропасть возле Тайгета» [13]. Что же заставило властителя Спарты, вводя закон на смену обычаю, обратить внимание на хилых и уродливых младенцев? Почему человек, наделенный высшей государственной властью, задумался о тех, кого предшественники — египетские фараоны, шумерские и вавилонские властители, да и современники Ликурга вниманием не удостаивали? Почему введенная Ликургом норма отношения к болезненному малышу оказалась столь безжалостной и категоричной?
Ответы на эти и подобные им вопросы напрасно искать, обращаясь к идеалам милосердия, любви и сострадания, столь же неправомерно обвинять древнего правителя в пренебрежении к таким идеалам и ценностям. Царю Спарты духовные ценности, признанные таковыми много позднее, просто не были известны, он исходил из современных ему представлений о долге граждан-спартиатов. Ликург мечтал превратить подвластную ему страну в мощное военизированное государство, что потребовало кардинально реформировать социальное устройство общества. Во имя успешного решения военно-политической задачи государство взяло на себя контроль даже над таким личным аспектом жизни граждан, как деторождение. То, что не беспокоило облеченных властью предшественников и современников — физическая полноценность новорожденных, — озаботило царя, видевшего в каждом мальчике воина. Понимая, что из хилых и болезненных детей невозможно вырастить солдат, законодатель предпочел избавляться от них как от материала, негодного для строительства военизированного государства. Подчеркнем, законодатель «заботился» о детях из фамилий граждан, т. е. из семей, принадлежавших к властной элите. Жизнь прочих (девочек, женщин, подростков и взрослых рабов) не представляла интереса для главы рабовладельческого военизированного государства, а потому не нуждалась в дополнительной регламентации. В силу названных причин указ Ликурга оставил без внимания хилых и слабых младенцев-девочек (женщина не могла претендовать на статус гражданина), а также граждан, получивших увечья во взрослом возрасте, — их жизнь продолжала регулироваться обычаем и вверялась провидению.
Интерес античного государства к людям с умственными и физическими недостатками вновь обострится в V в. до н. э., че-
му причина — кодификация Римом устаревших правовых актов. Борьба граждан разных сословий (плебеев и патрициев) за представительство во властных структурах и личные привилегии принудит Сенат законодательно защитить плебеев от злоупотреблений патрициев. В результате принимается Закон XII таблиц (451—450гг. до н.э.), который устанавливал политическое равноправие плебеев и патрициев — граждан, принадлежавших к разным сословиям, — одновременно он станет и первым евро-иейским юридическим актом, упоминающим о правах граждан, получивших увечье или сошедших с ума. Фиксация норм частного права ( jus privatum ), действующего «к выгоде отдельных .пиц», потребовала рассмотреть вопросы, прежде не привлекавшие внимание суда. Частное право наделяло граждан значительной правовой и хозяйственной автономией, в силу чего пришлось вводить юридические нормы, регулирующие имущественные и личные отношения в обществе.
Весьма важную роль в жизни античной фамилии играло завещание, в частности, забота о престарелых родителях и их душах после смерти целиком зависела от размеров наследства, доставшегося детям. В случае отсутствия наследства закон освобождал детей от любых обязанностей по отношению к родителям. Назначая правопреемников, завещатель заботился не только о сохранении имущества, но и о собственной загробной жизни. Выбор наследника представлялся весьма важным и для завещателя, и для фамилии, и для государства, вот почему, совершенствуя и детализируя имущественное право, законотворцы предусматривали выяснение правоспособности наследника. Так возникала необходимость судебного подтверждения факта недееспособности претендента на наследство в силу имевшихся у него физических или умственных недостатков. Гражданина, утратившего слух в зрелом возрасте, — глухого [ Surdi ], но способного говорить, — суд мог признать лицом с ограниченной правоспособностью и разрешить ему вступить в наследство либо быть завещателем. Так же обстояло дело с гражданами, потерявшими способность говорить, немыми [ Muti ]. Суд признавал их «больными», ограничивал правоспособность, но разрешал выступать в роли завещателя или наследника. Тех же, кто изначально не слышал и не умел говорить, — глухонемых от рождения — закон наравне со слабоумными [ Dementes ] и сумасшедшими [ Furiosi , Mente capti ] признавал недееспособными.
Внимание римлян к соблюдению частного права обусловило рождение института попечительства, опекунства [ Curatio ]. Оно устанавливалось над людьми, которые из-за длительной болезни или физического недостатка не могли вести свои дела, распоряжаться имуществом, а также над гражданами, утратившими способность говорить или слышать. Попечителя глухому [ Curator surdi ] или немому [ Curator muti ] назначали (с учетом конкретной ситуации и специфики случая) городские власти. Со временем слабоумным [ Dementes ] и сумасшедшим [ Furiosi , Mente capti ] также начинают назначать попечителей. Институт опекунства, получивший юридическое оформление в римском праве, впоследствии будет позаимствован законодательством европейских стран.
Итак, античное государство заботило здоровье детей мужского пола, претендующих на обретение во взрослом возрасте статуса гражданина и воина, а потому оно предписывало избав-ё ляться от хилых и уродливых младенцев — сыновей граждан, законодательно закрепив свои военно-политические интересы. Римская юрисдикция заложила основы различия гражданских состояний людей, до того относимых в общественном сознании к одной категории. Утрата взрослым гражданином слуха, речи или зрения обрекала его на частичную потерю правоспособности, но не лишала прежнего статуса, глухонемых же от рождения, наравне со слабоумными и сумасшедшими, римский закон признал для суда «мертвыми»!
Отношение к ребенку-инвалиду со стороны античного общества, включая родителей и членов фамилии, строилось в согласии с архаичным обычаем — право на жизнь являлось привилегией, дающейся далеко не всем. Это представление будет поколеблено в эпоху императора Августа благодаря тому, что в недрах находившейся в зените своего могущества греко-римской цивилизации (63 до н. э. - 14 гг.) возникает иное миропонимание — христианство.
Христианство: новая картина мира, новые ценности, новый взгляд на немощного человека
Хронологические ориентиры ( I—VI вв.)
I 8. Рождение новой религии — христианства. В языческом античном мире возникают христианские общины (первоначально в Сирии, Греции и Малой Азии), к IV в. они появляются во всех провинциях Римской империи.
III в. Упадок Римской империи. Последовательные гонения на хрис-
тиан.
313 г. Эдикты римских императоров (Константин и Лициний) о веротерпимости. Христианство находит все больше сторонников и приверженцев.
325 г. Первый Вселенский собор (Никея) принимает христианский Символ веры.
324—337 гг. Император Константин Великий строит на месте города Византии христианскую столицу империи — Константинополь, противопоставляя ее Риму — столице языческой.
381 г. Второй Вселенский собор (Константинополь) фактически завершил формирование государственной христианской Церкви.
ок. 369 г. Открывается первый хоспис — странноприимный дом при монастыре (митрополит Василий Великий, Кесария Каппадокийская, Малая Азия).
IV в. Зафиксированы факты заботы православных христианских по-
движников о калеках и слабоумных (епископ Николай, Ликия, Малая Азия), о слепых (епископ Лимнеус, Сирия). Отдель-
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!