Образ бога земли и его преемники



 

Крон и титаны как воплощение стихии «низа». Общемифологический мотив борьбы старшего божественного поколения, сил земли (титаны) с младшими небесными богами (олимпийцы).

Основные черты Бога Земли: хозяин мёртвых, хранитель неистощимых благ (жизненных сил земли, сокровищ и т. п.), владыка мудрости и магии, поэзии и музыки (что в архаическом обществе неразрывно связано). Бог Земли обычно либо статичен, тождествен своим владениям (Аид), либо является владыкой дорог, водя мёртвых за собой (ср. европейского Дикого Охотника).

Архаический Гермес как бог дорог. Предводитель душ умерших (позднее – препровождающий их в Аид), он покровительствует всем странникам, в том числе торговцам и разбойникам (архаическая амбивалентность), ему ставятся на перекрёстках гермы (столбы с изображением бородатого мужчины в шапке, типологически сходные с изображением умерших предков–покровителей). Перекрёсток – вообще место контакта с миром мёртвых и предводителем сонма мертвецов (позднеантичная Геката). Как бог преисподней Гермес выступает в мифе о похищении коров Аполлона: коровы бога света символизируют тучи и свет, они заперты в пещере, т. е. в преисподней, их выход возможен благодаря музыке (общемифологический мотив открытия врат иного мира музыкой); ср. древнеиндийский миф Вала.

Миф о хромом Кузнеце (Гефест и Дедал в сопоставлении со сканд. Вёлундом): хромой кузнец заточен на острове, откуда совершает побег, взлетев. Хромота Кузнеца (так же, как общемифологическая уязвимость ног) есть черта, восходящая к образу Змея; родич Змея является змееборцем, откуда распространённый мотив змееборчества кузнецов. Близость Гефеста к циклопам – как знак архаичности образа.

Триада Аид–Посейдон–Зевс как боги «низа» в архаике. А. Ф. Лосев о Критском Зевсе как Боге Земли в образе быка.

 

Олимпийская семья: особенности образов

 

Старшие – Аид и Гестия – неотделимы от своих владений (царство мёртвых и его владыка; огонь каждого очага и его хозяйка), они практически неантропоморфны («Аид» означает «невидимый»; Гестия – скорее персонифицируемый огонь, чем богиня); это очень глубокая степень архаики. Противопоставление: огонь очага – сила жизни, Аид – владыка смерти.

Средние – Посейдон и Деметра – боги, властвующие над стихией, с которой они неразрывно связаны; они антропоморфны и обладают индивидуальным характером (бунтующий Посейдон, скорбящая Деметра); хозяин стихии решительно абстрагирован от стихии. Дуализм жизни и смерти сохранён: земля – сила жизни, бесплодное море – смерти.

Младшие – Зевс и Гера – боги, не связанные с физической стихией, не только обладают антропоморфностью и индивидуальностью, но и активно действуют, не будучи ограничены стихией; это максимальная степень абстрагированности.

А. Ф. Лосев об историческом развитии образов Аполлона и Диониса. Мифы о Дионисе–Загрее и их связь с евангельскими сюжетами. Противопоставление аполлонического и дионисийского начал в европейской философской мысли конца XIX – начала XX веков как начал разума, цивилизации, порядка – и иррациональности, стихии, хаоса. Слияние аполлонического и дионисийского начал в античном театре.

 

Смена архаической мифологии классической

 

Торжество Афины как богини разума – её победы над Посейдоном в споре за Афины (разум торжествует над природной стихией), над Аресом в битвах (справедливая война торжествует над беспощадным истреблением). Афина и утверждение патриархата в «Эвменидах» Эсхила.

 

Литература

 

Гесиод. Теогония. // Эллинские поэты. В пер.В. В. Вересаева. М., 1963.

Гомеровские гимны. // Там же.

Лосев А. Ф. Античная мифология в историческом развитии. М., 1957.

Ницше Ф. Происхождение трагедии из духа музыки // Полное собр. сочинений. Т. I. М., 1909.

 

 

Лекция 7. Историческая трансформация древнегреческой героики

 

Геракл как архаический герой

 

Геракл как архаический герой : сочетание силы с безумием, яростью и т. п.; архаичность оружия. Отсутствие доспехов как знак неуязвимости; львиная шкура как наследие представления о герое получеловеке–полуживотном. Шкура и ядовитые стрелы как знак львино–змеиной иномирной «половины» Геракла, то же – детские подвиги (удушение змей, Киферонский лев).

Архаические мифы и подвиги Геракла. «Немейский лев» как первый подвиг: структура боя соответствует «архаическому поединку», являющемуся в архаике первым боем героя; два выхода из пещеры льва – след представлений о льве как двуглавом владыке преисподней, тождественном своим владениям. «Лернейская гидра» как второй подвиг: менее чётко выраженная структура «архаического поединка», гибель бессмертной головы через камень (общеэпический мотив); «доделывание» оружия (ядовитые стрелы). Два первых подвига – победа змее–львиного героя над своими иномирными сородичами.

Порядок остальных подвигов (за исключением последних четырёх) произволен. «Керинейская лань» – трансформация мифа о приведении к людям богини света (золотые рога как лучи). «Эриманфский кабан»: связь архаической ярости и пьянства в эпизоде боя с кентаврами; враждебность архаического героя к своим (Хирон и Фол гибнут от стрел Геракла). Кабан как ипостась стража иного мира, зооморфная ипостась Бога Земли; эпический мотив приведения стража смерти в мир людей (см. ниже; ср. также былину «Илья и Соловей»). «Скотный двор Авгия» – отражение мифа об освобождении коров из пещеры (см. выше о Гермесе), где силой, рушащей пещеру, является река; символика света у быков. «Стимфалийские птицы» – общемифологический образ железноперой гром–птицы, гибель гром–птиц от грохота трещоток (мотив смерти через себя). «Критский бык» – бык как страж нижнего мира, общеэпический мотив опасности для мира людей приведения такого стража; враждебность архаического героя к миру людей – он позволяет быку истреблять все живое. То же – «Кони Диомеда». Девятый подвиг «Пояс Ипполиты» («9» как женское число) – отголосок мотива брака с хозяйкой иного мира (пояс как символ женственности), сочетание в образе Ипполиты черт благожелательной и враждебной иномирной владычицы.

Последние три подвига – странствия в иной мир с нарастанием удалённости. «Коровы Гериона» – опять миф о добывании света и дождевых туч для мира людей; Геракл, пытающийся поразить стрелой бога Гелиоса, – преемник образа культурного героя, отстреливающего «лишние» солнца во время творения мира; финальное принесение коров–туч в жертву Гере, чьими ипостасями были корова и туча. «Яблоки Гесперид» – странствие одновременно к мировой оси и к мировой ограде: братья–титаны Атлант и Прометей как антропоморфное воплощение мировой оси, их человеческо–каменная природа (Прометей прикован к горе) – однако «ось» раздвоена, и братья находятся на краях мира (тождество оси и ограды); идя к одному, Геракл неизбежно приходит к другому. Яблоки Гесперид – общемифологический образ яблок жизни, а также поэзии и музыки. Я. Голосовкер об одиннадцатом подвиге Геракла. «Кербер»: катабасис (нисхождение в царство мёртвых) как высшая ступень героизации. Образ двух – (или четырёх‑) голового Кербера как двуглавого владыки царства мёртвых, которое находится у него во чреве. Превращение владыки мира смерти в стража (ср. русск. Яга).

Отрицательные поступки Геракла и их трактовка в религиозно–этических учениях Древней Греции (киники и др.). И. Тренчени–Вальдапфель о Геракле.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!