Религиозное мировоззрение эпохи Августа



 

Представление о наступлении нового «золотого века», возвращение к «традициям предков». Возрождение старых культов при Августе в соединении с культом его гения (божества–покровителя). Развитие императорского культа (не столько сверху, сколько снизу, из народа). Август как живой бог. «Энеида» Вергилия» как художественное выражение мировоззрения эпохи Августа: непосредственная преемственность начала и вершины римской истории, «экскурсы в будущее». «Римский миф» – вера в богоизбранность Рима, суждённое ему величие.

 

Верования римлян при Империи

 

Формализация императорского культа. Проникновение в Рим восточных богов (преимущественно через греческое посредство). Переход религии с общего плана в индивидуальный.

Римские мистерии как воплощение индивидуального стремления к богу, забота о собственном посмертном бытии. Мистерии умирающих и воскресающих богов (Диониса, Митры, Аттиса и др.). Психологическая подготовка принятия христианства.

 

Литература

 

Вергилий. Энеида. М. – Л., 1933.

Плутарх. Ромул. Нума // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961.

Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.

 

Семинар

 

Ромул и Нума как ипостаси культурного героя.

«Энеида»: Вергилий в состязании с Гомером.

 

 

Лекция 9. Скандинавские боги. Творение мира

 

«Старшая» и «Младшая Эдда»

 

Снорри Стурлусон и его «Эдда» как учебник поэтики. Возможные этимологии слова «Эдда». Вопрос об относительной хронологии «Старшей» и «Младшей Эдды». Композиция и стиль обоих памятников. Особенности скальдической поэзии, отношение «Эдды» к поэзии скальдов.

 

Космогония и космография

 

Представление о центре мира как средоточии блага: Мидгард – мир людей, Асгард – мир небесных богов. Ясень Иггдрасиль как мировая ось, задающая вертикальное членение мироздания (Асгард–Мидгард–Хель). Олени и карлики как воплощение четырёх сторон света; олень как ипостась Бога Земли. Утгард (Ётунхейм) – мир великанов, находящийся «за пределами», внешний. Север и восток как области смерти, обитель инеистых великанов (хримтурсов). Муспелль – страна огненных великанов. Тождество противоположностей в представлении о мире великанов. Ванахейм – обитель богов плодородия ванов. Противопоставление асов и ванов как небесных и хтонических богов; общеевразийский сюжет о победе небесных сил над хтоническими. Карлики–альвы и их мир (Альфархейм, Свартальфархейм).

Разделение представлений о мире мёртвых: противопоставление Хель и Вальхаллы. Богиня Хель: тождество хозяйки смерти её владениям. Черты богини смерти у Фрейи. Бог Один как предводитель мёртвых воинов.

Типологическое тождество скандинавских космогонических мифов архаическим сказаниям народов Сибири. Великан–первопредок Имир («близнец») как двуполое существо, типологический аналог порождающей пары близнецов. Происхождение богов, кровное родство и вражда асов и турсов в сопоставлении с греч. олимпийцами и титанами, инд. дэвами и асурами и т. п. Сотворение асами мира из тела Имира как общемифологический мотив.

«Доделывание» богами людей как более архаический мотив, чем создание. Дерево как жизненная сила.

 

Один как бог вождей и воинов

 

Жертвоприношения воинов Одину; Один как губитель тех, кто ему служит; Один как повелитель валькирий. Один как бог смерти: волки и вороны Одина; его одноглазость как аналог слепоты богов царства мёртвых. Вальхалла. Германские представления о Водане – главе Дикой Охоты. Ярость и мудрость Одина: одновременно и бешенство, и поэтический экстаз, вдохновение. Берсерки. Неразрывная связь понятий «мудрость» и «поэзия» в архаическом обществе; Один, говорящий стихами. «Женовидность» Одина, проявляющаяся в колдовстве: колдовство как женское занятие; «женовидность» как показатель сверхмогущества бога.

 

Один и синий цвет

 

Синий цвет как символ нижнего мира, севера, смерти. В исландских сагах синюю одежду носит либо идущий на убийство или праведную месть (а также подстрекающая к тому или другому), либо колдунья, либо явившийся среди людей Один. Общеевропейская традиция изображать волшебника в синем.

 

Один и шаманская инициация

 

Мудрость как вода в мифе об Одине, отдавшем глаз за право испить мудрости; одноглазость Одина как знак всеведения (анормальное выражение признака означает его сверхпроявление). Один, повесившийся на Иггдрасиле ради постижения мудрости, – типологическая аналогия с шаманскими инициатическими мифами. Мотив принесения богом себя в жертву и его трактовка. Индоевропейские мотивы в похищении Одином мёда поэзии, сопоставление с мифом о Прометее.

 

 

Фригг

 

Супруга всеведущего бога как богиня судьбы; царица богов как покровительница свадеб и замужних женщин (ср. Гера). Отголоски полиандрии (многомужества) в образе Фригг.

 

Тюр

 

Оттеснённый на второй план индоевропейский верховный бог. Однорукость Тюра в связи с одноглазостью Одина.

 

Тор как защитник мира людей

 

Черты архаического героя у Тора. Змееборчество Тора в сопоставлении с «основным индоевропейским мифом». «Песнь о Трюме» и «Песнь о Хюмире»: трансформация мифа о культурном герое, добывающем волшебные предметы из иного мира. Эпические и сказочные мотивы в «Поездке Тора в Утгард».

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!