Лекция 4. Египетская мифология



 

Следы тотемических верований в культах номовых божеств

 

Сокол – символ Верхнего Египта, богов света; змееборчество богов–соколов; сокол как заместитель Громовержца.

Коршун (Нехбет) как богиня–покровительница Верхнего Египта.

Кот как воплощение бога Ра, богини Баст; почитание и бальзамирование кошек.

Лев, его связь с пустыней, богиня Тефнут–Сохмет как львица; образ сфинкса.

Волк (Упуат, или Вепуат) и шакал (Анубис), их связь с миром мёртвых. Павиан и ибис как ипостаси бога Тота.

Баран как воплощение бога Хнума, а также души «Ба».

Амбивалентность змеи. Благие змеи: Уаждет (богиня–покровительница Нижнего Египта), Рененут(‑ет) – богиня плодородия, Меритсегер – покровительница фиванского некрополя; их связь с миром мёртвых как источником изобилия. Змея «урей» на челе фараона как его божественная защита. Змеи–враги: Апоп, еженощно повергаемый Ра, Сет в некоторых мифах и другие враги солярных богов. Мифологическое тождество змея, бегемота, крокодила.

Бык Апис: переплетение культа быка с культом фараона, умерщвление Аписов по аналогии с ритуальной казнью царей (через утопление, т. е. без пролития крови) и их бальзамирование. Апис как бог плодородия. Связь Аписа с Птахом, Ра, Осирисом, позднейшая трансформация в Сераписа.

Священная корова как Богиня–Мать: миф о корове, рождающей солнце (т. е. творящей мир); корова как прародительница и поглотительница фараона. Нут: священная Корова, небо, океан и крыша мира одновременно. Миф о разделении земли и неба. Причины представления неба женщиной, а земли – мужчиной. Родство имён Нут и Нуну (изначальный океан, хаос).

 

Космогонические системы

 

Гелиопольская Эннеада (девятка богов). Творение мира как творение земли. Общемировой мотив порождения мира братом и сестрой. Боги как первопредки. Р. Антес о связи гелиопольской космогонии с ритуалом интронизации в Древнем царстве. Отождествление фараона и Гора; Гор и Осирис как живая и мёртвая ипостаси одного и того же бога.

«Мемфисский теологический трактат». Птах как бог, творящий силой Слова; источником мира является мысль, порождённая в сердце. Близость трактата к учению Филона Александрийского и евангельским представлениям о Логосе.

Гермопольская космогония. Абстрактная Эннеада богов и богинь (символизирующих первозданный океан, бесконечность пространства, мрак, невидимое) во главе с Тотом. Тот как бог–демиург, победитель мрака. Тот как бог мудрости, магии, отсюда Тот как писец богов, «Владыка Истины». Позднейший Тот–Гермес.

 

Солярные сказания.

 

Возвышение культа Ра. Ра как бог света. Отождествление Ра с Атумом. Дальнейшее слияние образов Ра и Амона. Амон–Ра как верховный бог.

Змееборчество солнечных богов. Миф о Горе Бехудетском, повергающем врагов Ра. Трансформация змееборчества в мифе «Ра и змей почтённый»; имена Ра как описание его функций, а также отождествлённых с ним богов. Инициатические мотивы в «Бое Ра с Апопом»; общемифологический образ змея–поглотителя воды.

Мифы об удалении Ока. Око как символ жизненных сил бога и всей страны; удаление Ока приводит к владычеству смерти. Утрата Осирисом своего Ока и возвращение его ему Гором, благодаря чему Осирис воскресает для жизни в царстве мёртвых. «Возвращение Тефнут–Хатхор из Нубии» и «Истребление людей», где богиня Тефнут в образе львицы покидает Ра, что приводит (прямо или косвенно) к гибели людей, возвращение богини‑Ока возвращает жизнь. Миф об удаляющемся и возвращающемся Звере как первая ступень мифа об умирающем и воскресающем боге.

 

Литература

 

Матье М. Э. Мифы древнего Египта. Л., 1940.

Антес Р. Мифология в Древнем Египте // Мифология древнего мира. М., 1977, с. 70–78.

Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Рак И. В. Мифы Древнего Египта. СПб., 1993.

 

 

Лекция 5. Египетская мифология (окончание)

 

Осирис как царь мира мёртвых. загробные представления египтян

 

Ритуальное убийство царя. Культ вождей как воплощения жизненных сил страны, откуда необходимость убивать состарившихся царей без пролития крови (ср. утопление Осириса в гробу). Ритуал хеб–сед как магическое обновление жизненных сил фараона. Строительство кенотафов (пустых гробниц) и их возможная связь с хеб–седом. Бог Вепуат («Открыватель путей») как патрон хеб–седа.

Формы погребения и их историческая трансформация. Мумификация, её технология. Возможность замены мумии скульптурой. Казнь разорителей гробниц через сожжение как лишение возможности загробного существования. Забота живых об умерших, формы «кормления» мёртвых.

Загробное бытие. «Души» – двойники умершего: Ка – двойник человека, его странствие по гробнице как отражению загробного мира; Ба – душа–птица, оживляющая человека, пребывающая у Ра; сердце – вместилище человеческого сознания, свидетель на загробном суде; Сах – тело умершего, его посмертная жизнь в гробнице и т. д.

Загробное странствие обычного человека. Анубис – бог–проводник. Загробный суд и его этапы. «Исповедь отрицания». Взвешивание сердца умершего. Посмертная жизнь фараона в ладье Ра.

Развитие этических представлений о посмертном блаженстве: первоначально загробная жизнь определяется правильностью погребения, затем становится возможной передача посмертных благ от неправедного богача благочестивому бедняку. «Сказка о Са–Осирисе».

Гробница и саркофаг как отражение структуры загробного мира. Ритуальное назначение «Текстов Пирамид» и «Текстов Саркофагов».

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!