Мифы о создании современного облика мира (космогонические)



Александра Леонидовна Барковская

Мифология. Крус лекций

 

Александра Баркова. Мифология.

 

Мифология. Авторская программа

 

«Вообще на свете только и существуют мифы»

А. Ф.Лосев

 

Мифологическая наука – одна из старейших, но в современном университетском образовании этот предмет появился совсем недавно. Это обстоятельство и делает столь важной задачу создания программы данного специального курса, которая могла бы быть использована как в вузе (в полном объёме), так и в школе (в сокращении; например, только раздел славян или античности).

Принципиальное новшество предлагаемой программы заключается в целостном подходе к мифологии. Иными словами, мы исследуем не истории про битвы богов, а мифологическое мышление человечества как единое целое и его проявление у каждого конкретного народа. Методом нашего изучения является не столько сравнительно–исторический, исследующий мифологию родственных народов, сколько историко–типологический, базирующийся на представлении о единых для человечества законах развития мышления, благодаря чему мифология более архаических народов может служить объяснением представлений высоких цивилизаций.

Из необъятного моря мифологических систем мы избираем лишь семь, наиболее важных, на наш взгляд, для понимания культуры человечества. Это мифология Средиземноморья (Египта, Греции и Рима), Скандинавии, славян и Индии. Разбирая теоретические аспекты мифологической науки, мы касаемся мифологии ХХ века; этому специально посвящён заключительный семинар.

Мы утверждаем: человечество едино, и мифологическое мышление его едино. Меняются времена – и меняются внешние формы проявления мифологии, однако глубинные структуры мифологического мышления сохраняются всегда и везде. Эти основные категории мифологического мышления живы и поныне, вот почему, изучая мифологию, мы изучаем не седую древность и не заблуждения далёких предков, а наше собственное мышление.

 

Лекция 1. Мифологическое мышление

 

Миф – представление человека о мире и своём месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени. Основной признак мифологического мышления – противопоставление «своего» и «чужого»: все «своё» воспринимается благим, все «чужое» – загадочным и опасным (без различия, лучше оно или хуже, чем «своё»). Мир «своего» – мир упорядоченный, структурированный этически, социально, религиозно и т. д., мир, бытие которого основано на законах (греч. «Космос»). Мир «чужого» (Хаос) – неведомый, колдовской, потенциально враждебный – это все, что находится за пределами территории данного племени или народа: миры богов, страна мёртвых, леса и моря, где обитают духи, или же соседнее племя (например, у австралийцев каждый иноплеменник воспринимается как потенциальный враг и колдун). Мир «чужого», иной мир, выглядит либо ослепительно великолепным, либо донельзя отвратительным; эти крайности легко переходят одна в другую, воспринимаясь равно негативно. Тождество противоположностей – основополагающая черта мифологического мышления.

Миф имеет свой особый хронотоп – мифологическое пространство–время. Время мифа лишено протяжённости – это либо вечное настоящее, либо эпоха первотворения, т. е. период, когда времени не было; возраст мифических героев не меняется (вечная юность, вечная старость). При мифологическом восприятии реального времени возникает представление о счастливых и несчастливых периодах. Так, священные дни – это время контакта с иным миром; то же происходит при мифологическом восприятии физического пространства.

Мифическое пространство воплощает представление о «своём» мире как о центре, со всех сторон окружённом иным миром (исланд. Мидгард – «мир людей», буквально: «срединное огороженное пространство»). Необходимость мифологической защиты от «чужого» мира порождает образ «мировой ограды» как воплощения сил Порядка в противоположность иномирному Хаосу. «Мировая ограда» может представляться горами, но чаще всего – рекой, отделяющей мир живых от мира мёртвых, или мировыми водами – неиссякаемыми запасами пресной воды и дождя. Бог–хранитель мировых вод (месопотам. Энки, Эа; греч. Океан; инд. Варуна) – бог–мудрец и помощник людям, он является воплощением сил Космоса.

Ещё более значимый мифологический образ – «мировая ось», «утилитарное» назначение которой – поддерживать небо. Наиболее часто «мировая ось» имеет вид мирового древа, крона которого образует верхний мир, ствол находится в срединном, а корни – в подземном мире. Как воплощение сил Порядка мировое древо является древом судьбы – у его подножия богини определяют жребий людей (сканд. миф), кузнец куёт судьбу людям (русск. былина). Поскольку мировое древо проходит через все миры, то оно является своеобразной лестницей, по которой мифологический герой странствует в иной мир. Другие формы «мировой оси» – мировая гора, на вершине которой обитают боги (греч. Олимп; инд. Меру), а также великан (греч. Атлант, ведич. Вишну).

«Мировая ограда» и «мировая ось» могут отождествляться; путешествие героя к краю земли одновременно оказывается и путешествием к центру мироздания (например, Геракл, идя за яблоками Гесперид, сначала приходит на крайний восток греческого мира – к прикованному Прометею, а затем на крайний запад к человеку–горе Атланту, причём титаны являются братьями, и каждый из них может быть сопоставлен с образом великана – «мировой оси»). Аналогичное тождество центра и границы имеет место в представлениях об ином мире: например, в русских сказках изба хозяйки иного мира Бабы Яги расположена либо в центре мира смерти, либо на его краю.

 

Мифы о создании современного облика мира (космогонические)

 

Мифы о создании современного облика мира (космогонические) являются основными в мифологии, причём в наиболее архаических из них говорится не о сотворении, а о доделывании мира и человека. Главные образы таких мифов: первопредок – прародитель человечества, культурный герой, добывающий предметы природы и культуры (солнечный свет, пресную воду, священный барабан, первый лук и т. д.) и демиург – бог–мастер, изготовляющий элементы мироздания и человека. Образ первопредка–культурного героя нередко сливается с образом тотема – зооморфного прародителя племени. Черты получеловека–полузверя сохраняются и у образов, генетически восходящих к первопредку.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!