Сопоставление циклов Сигурда и Гудрун с «песнью о Нибелунгах»



 

Трансформация сюжета и её причины. А. Хойслер об эволюции сюжета.

 

Литература

 

Старшая Эдда: Песни о героях.

Гуревич А. Я. «Эдда» и сага.

Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

 

 

Лекция 12. Древнейшие верования славян

 

Проблемы изучения русского язычества : отсутствие фиксации высшей мифологии, которая лишь реконструируется по поучениям против язычества, спорадическим упоминаниям богов в летописях и «Слове о полку Игореве», данным сравнительно–исторической лингвистики и фольклора. Несостоятельность представлений о «русских Ведах», «Велесовой книге» и т. п.

 

Тотемические верования.

 

Культ волка («лютого») как прародителя: племена лютичей; Геродот о неврах (славянах), превращающихся на зимнее солнцестояние в волков (т. е. рядящихся в шкуры). Волколак (ю. – сл. вурдалак) – волк–оборотень, языческий жрец. Этимологическая близость слов «волк» и «волхв». Волк как пожиратель чертей. Волки в свите светлого бога Ярилы (позднее – св. Георгия; ср. греч. Аполлона Ликейского–Волчьего).

Медведь как хозяин иного мира. Табуированность его имени («медведь» – «медоед», другая форма имени – «бер», т. е. «бурый» в слове «берлога»). Медведь как воплощение жизненных сил природы (в частности, по материалам сказок типа «Медвежье Ушко»), медвежья лапа в хлеву как оберег скота. Черты медведя у лешего и бога Велеса.

Рогатая олениха (лосиха) как воплощение солнечного света: общеевропейский миф о двух оленихах, подательницах света и жизненных благ. Миф об оленёнке, приводимом оленихой на заклание, в сопоставлении с греческим мифом об Артемиде и Ифигении. Оленьи рога как оберег на кровле дома или в сенях. Рогатая кика (кичка) русских женщин – уподобление себя богине.

Конь–солнце, его отражение в убранстве русской избы: «конёк» на крыше символизирует полуденное солнце, подкова в сенях как оберег. Амулет в виде двух конских голов, означающий дневное и ночное движение солнца, защита в течение всех суток. Белый конь Ярилы и св. Георгия.

Бык как общемифологический символ мужской силы, новогодняя игра «в бычка»; бык как ипостась Громовержца, «ильинский бык».

Петух, его соотнесение с огнём и любовной страстью.

Заяц – «женишок», заяц в «Повести о Петре и Февронии»; заяц как воплощение злого духа, черта.

Собака, её связь с миром мёртвых и мудростью, приобщение к мудрости через её мясо («собаку съел»).

Заимствованный из финно–угорской мифологии образ утки как творца мира и его отражение в белокаменной резьбе.

Противопоставление сокола и ворона как света (молнии) и тьмы, молодости и старости (смерти), военной силы и мудрости.

Белая лебедь как символ девушки, невесты; лебединые крылья русалок–вил, Девы Обиды в «Слове о полку Игореве».

 

Малые божества.

 

Домовой как обобщённый образ умерших предков. Чуры как изображения умерших, их типологическая связь с гермами и Шивой Лингамурти (см. лекции 6 и 17); мольба к предку «чур меня (защити)!». Место обитания домового – печь, подпечье; роль печи как канала между миром живых и иным.

Другие малые божества дома; особенности образа овинника–сварожича. Банник, его связь с навьями, заложными покойниками, т. е. умершими преждевременной, неестественной смертью. Д. К. Зеленин о заложных покойниках и русалках.

Б. А. Рыбаков о символике мироздания в серебряных уборах русских княгинь XII в., о резьбе на фронтоне русской избы.

Б. А. Рыбаков о славянских капищах, их расположении, устройстве и проводимых ритуалах.

 

Литература:

 

Баркова А. Л. Верования древних славян // Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. I. М., 1996. С. 266 – 278.

Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.

Клингер В. П. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

 

 

Лекция 13. Боги древних славян

 

Бог подземных вод Ящер.

 

Изображение в женском уборе двуглавого Ящера – поглотителя солнца; следы человеческих жертвоприношений Ящеру в детских играх. «Болотные городища» – святилища Ящера; особенности его культа. Связь Ящера с заложными покойниками. Типологические параллели к образу Ящера в мировой мифологии. Б. А. Рыбаков об отражении культа Ящера в былине о Садко и новгородских летописях. Капище Перынь и культ Ящера.

 

Род и рожаницы.

 

Дискуссия о сущности Рода: от домового до верховного бога. Б. А. Рыбаков о Роде как языческом аналоге Саваофа в поучениях против язычества, как о небесном боге, посылающем дождь и грозу, предшественнике Перуна. Сварог («небесный») и Стрибог («Бог–отец») как аналоги или эпитеты Рода.

Рожаницы: общемифологическая дуальность женских божеств–охранительниц. Рожаницы и оленихи. Слияние рожаничного культа с богородичным. «Трапезы Роду и рожаницам» как праздник урожая. Изображение рожаницы в русской вышивке и кружеве.

 

Славянские богини.

 

Пара Лада и Леля в сопоставлении с божественными оленихами и рожаницами. Лада и Леля в сопоставлении с Фригг и Фрейей, Герой и Гебой: богиня–мать покровительствует замужним женщинам, богиня–дочь – девушкам. Общеславянский и балтийский культ Лады. Имя Лады в свадебной терминологии и детских играх, изображающих земледельческие работы и свадьбу. Имя Лели в понятиях, связанных с младенчеством и девичеством; девичий «ляльник».

Различные трактовки образа Макоши–Мокоши: «мать урожая», богиня плодородия – или богиня родников, покровительница ткачества. Макошь как богиня женских рукоделий. Празднование двенадцати пятниц в её честь. Макошь как богиня судьбы.

Морена–Марена–Мара как наследница образа Богини–Матери. Индоевропейский корень Mr/Nr в её имени. Морена как богиня смерти в масленичном ритуале и в былине «Добрыня и Маринка». Морена–Марья Моревна как воплощение жизненных сил земли. Реконструкция мифа о браке Морены и Купалы на летнее солнцестояние.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!