Лекция 15. Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо–даро



 

Археологические данные о культуре и быте городов в долине Инда в III – II тыс. до н. э.: отсутствие дворцов и храмов, «алтари огня», возможно, культ священных деревьев. Регулярная планировка городов и её мифологическая символика (квадрат как символ земли).

Хараппские печати как источник сведений о письменности и мифологии.

 

Мифология Хараппы

 

Культ рогатой Богини–Матери и её связь с культом дерева как женского начала. Изображение Богини под деревом в сопоставлении с легендой о рождении Будды и изображениями девушек, обнимающих дерево, в буддийских храмах. Культ священных животных, звери–божества (змееголовый бык, рогатый тигр, трехголовый козёл и др.). Хараппский бык – Бог Земли, супруг (или противник) Богини Матери. Изображение рогатого бога («Прото–Шива») и его символика: головной убор в виде мирового древа, рога и браслеты, символизирующие отрезки времени, три лика в сопоставлении с тремя ликами Шивы, обнажённый фаллос в связи с почитанием Шивы Лингамурти, поза, напоминающая позу лотоса, – и Шива как покровитель йоги; животные вокруг трона в сравнении с образом Шивы Пашупати – Владыки Зверей. Изображение мирового древа как двуединства пространства и времени, трактовка этого изображения М. Ф. Альбедиль.

 

Дравиды как наследники протоиндийской цивилизации

 

Культ Богини–Матери у дравидов, его отражение в культе Дурги–Кали и в шактизме. Неарийские черты в культе Рудры–Шивы. Вопрос о протоиндийских корнях йоги. Вопрос о протоиндийском происхождении многоруких божеств.

Гибель Хараппы и её причины. Несостоятельность версии о разрушении арийцами протоиндийской цивилизации.

 

Литература

 

Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. М., 1991.

Бонгард–Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1983. С. 4–18.

 

 

Лекция 16. Ведическая мифология и религия

 

Арии , их культура, быт, образ жизни и религия. Четыре основные касты арийского общества.

Веды , их состав, время возникновения, структура, назначение. Ригведа как главная из священных книг. Устное существование Вед на протяжении полутора тысячелетий.

 

Культ времён Ригведы.

 

Отсутствие стационарных храмов. Жертвенный столб (символ мировой оси), огонь (бог–посредник) и священный напиток сома как главнейшие составляющие ритуала. Молитва, гимн как «цедилка», очищающая просьбы к богам. Напиток сома: его состав, приготовление, воздействие на человека и бога. Вопрос о растении сома.

Противопоставление яджны как арийского кровавого жертвоприношения, совершаемого коллективно, неарийской пудже как жертвоприношению бескровному, эстетическому, индивидуальному.

Стилистические особенности Ригведы. Поэтическое вдохновение как непосредственное переживание мифа; отсутствие связного изложения мифов. Представление о круговом времени; актуальность, сиюминутность мифа. Возвеличивание воспеваемого бога, перенос на него функций других богов. Миф как эпитет бога.

 

Ведические боги.

 

Дэвы и асуры: происхождение названий классов божеств, процесс их дифференциации. Пара Дьяус и Притхиви (Небо и Земля) как наиболее архаические боги.

Боги грозы. Индра как глава ведического пантеона. Индоевропейский образ Громовержца. Победа над Вритрой как акт «доделывания» мира, «основной индоевропейский миф». Освобождение коров из пещеры Вала как добывание света и дождя; индоевропейские параллели к мифу. Индра и его ваджра как символ мужской силы. Ярость Индры и враждебность к своим в мотиве похищения сомы у Тваштара; бой в опьянении.

Маруты – божества грозы, свита Индры. Их атрибутика в связи с образом молний и грома.

Неантропоморфные боги грозы Парджанья, Ваю и Вата. Индоевропейские корни их имён. Особенности их образов в противопоставлении Индре.

 

Боги света.

 

Бог солнца Сурья: тождество Сурьи и его коня (коней) как черта архаического мышления. Спорадическое отождествление Сурьи и Индры как победителей тьмы.

Савитар как бог света, его руки–лучи. Пара Савитар–Сурья в сопоставлении с Аполлоном и Гелиосом, Дажьбогом и Хорсом.

Ашвины – защитники людей, боги предрассветных и закатных сумерек. Индоевропейский близнечный миф, дуальность конского божества света. Архаические формы брака в мифе об Ашвинах и дочери солнца.

Богиня зари Ушас, её антропоморфный облик. Красота Ушас в связи с представлением о свете как красоте. Ушас как мать коров, т. е. туч; подательница жизненных благ.

 

Боги ритуала.

 

Агни как посредник между людьми и богами. Слабая антропоморфность. Место гимнов к Агни в структуре Ригведы и причины этого. Мифы о трояком рождении Агни и их символика. Связь Агни и поэтических размеров. Агни как жрец. Отождествление Агни с большинством богов из–за посреднических функций огня. Тенденция к возвышению Агни в позднейших гимнах.

Сома Павамана (Очищающийся) и IX мандала Ригведы. Сома как деифицированный напиток. Символика очищения сомы, уподобление процесса приготовления сомы молитве. Миф о добывании сомы орлом и его индоевропейские параллели.

 

Боги–космические принципы.

 

Понятие мирового закона «рита» как основной силы, на которой зиждется мир и которая движет мир. «Рита» как время, как истина. Варуна как страж мирового закона, владыка мировых вод, грозный судия; последующая трансформация Варуны в морского бога, владыку загробного мира для демонов. Трон Варуны и символика мировой оси. Варуна как творец вселенной, как царь–соперник Индры; Варуна как сакральный правитель мира в противопоставлении военному вождю.

Митра – светлый, благосклонный бог. Пара Митра–Варуна как отражение дуальности мироздания, как воплощение этико–правовых норм в награждающем и карающем аспекте, как символ справедливости.

Вишну, его связь с Индрой. Три шага Вишну – аналог творения мира; Вишну как мировая ось. Солярность и благость Вишну. Вопрос о неарийском происхождении Вишну. Причины последующего возвышения бога.

Особенности образа Рудры. Ярость, воплощение деструктивного начала. Решительная противопоставленность Рудры другим ведическим богам. Архаическое беззаконие, беспричинность гнева. Власть над жизненными силами, в том числе силами дикой природы; функции убийцы, охотника, целителя людей и животных, защитника и подателя скота – как проявление этой власти в позитивном и негативном аспектах. Рудра как предшественник Шивы.

 

 

Поздние гимны Ригведы

 

Вытеснение традиционных богов деифицированными абстрактными понятиями. Возрастание роли ритуала. Деификация молитвенной Речи. Бог Брихаспати – владыка молитвы. Вач – Божественная Речь, её универсальные функции; Вач как корова.

Агни Вайшванара как универсальное космическое божество, творец мира. Космический жар как изначальная творческая сила.

Философские вопросы в «гимне–загадке». Непознаваемость бога, породившего других богов. Образ Пуруши, из тела которого сотворён мир; параллели в мировой мифологии.

 

Литература

 

Ригведа. Гимны I,6, I,32, I,130 (Индра), I,85 (Маруты), V,83, X,168, (боги грозы), I,50 (Сурья), IV,53 (Савитар), I,124 (Ушас), 118,157 (Ашвины), I,1, II,1, III,1, X,88,191,190 (Агни), IV,27, IX,1 (Сома), V,62,85, VII,61,82 (Митра–Варуна), I,154–156 (Вишну), II,33 (Рудра), I,164 (гимн–загадка), X,81,82,90,121,129 (поздние гимны). В изд.: Ригведа. Избранные гимны. М., 1972 или Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989.

Бонгард–Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. С. 19–35.

Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» – великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Мандалы I–IV. М., 1989.

 

Семинар

 

Анализ гимнов Ригведы.

 

 

Лекция 17. Индуизм

 

Пураны и тантры, их место в индийской литературе. Трансформация ведического пантеона. Формирование концепции Тримурти. Особенности образа Брахмы, его негативное восприятие в системе ценностей, где проявленное состояние мира (бытие) является страданием.

 

Шиваизм

 

Шива и Рудра: вопрос о неарийском происхождении культа. Связь со смертью, севером, демонами и т. п., покровительство Парашураме, Раване и др. разрушителям. Шива как бог уничтожения, восприятие разрушения как блага. Противопоставленность Шивы другим богам, яростность нрава. Космический танец Шивы Натараджи (Владыки Танца) как символ сотворения и разрушения мира. Оргиастичность культа Шивы, почитание Шивы Лингамурти в образе фаллоса. Лингам и йони, ваджра и лотос как первичные начала вселенной. Шива Махайогина (Великий Аскет), его связь с Гималаями, покровительство йогам и аскетам. Медитация Шивы как космогонический акт. Ритуальные самоистязания шиваитов. Шива как покровитель индийского театра, священных танцев, а также фокусников–факиров.

Двуединство благого и вредоносного начал Шивы в мифах о его сыновьях: Ганеша – бог мудрости, Сканда – предводитель небесного воинства; Андхака и Джаландхара как враги богов и самого Шивы. Способность Шивы к порождению детей без супруги как черта великого архаического бога; Шива в сопоставлении с другими рожавшими богами.

 

Шактизм

 

Шактизм – почитание женской ипостаси бога. Шактизм и культ Богини–Матери; неарийские истоки шактизма. Амбивалентность Богини и двуединство жизни и смерти в образе супруги Шивы. Дурга, поражающая Махишу, её связь с хараппской богиней. Кали как богиня смерти, черты каннибализма в её атрибутике. Человеческие жертвоприношения Кали. Влияние изображений Кали на тибетский иконографический канон. Сати и обычай самосожжения вдов. Ума–Парвати как благая ипостась супруги Шивы.

Дэви (Богиня) как вселенское божество, первопричина мира. Дэви превыше Шивы. Тантрическое учение о тождестве микрокосма (женское и мужское начало в человеке) и макрокосма (мудрость и метод как вселенские принципы). Тантра правой (индийская) и левой (тибетская) руки. Индийский тантризм в связи с эротической храмовой скульптурой. Танцовщицы «девадаси».

 

Вишнуизм.

 

Вопрос о неарийском происхождении некоторых мотивов культа Вишну. Циклизация тотемических мифов в концепции аватары. Традиционный список аватар Вишну: рыба (миф о потопе), черепаха (миф о добывании напитка бессмертия амриты), вепрь, человеколев, карлик (освобождение мира из–под власти асуров; последняя – трансформация ведического мотива трёх шагов), Парашурама («Рама с топором», освобождающий брахманов от гнёта кшатриев), Рама, Кришна, Будда и грядущий истребитель зла Калкин – всадник на белом коне. Вишну как творец и защитник мира.

Вишну Нараяна как абсолютное божество. Концепция мировых периодов (юга). Мир как грёза бога. Мифологические мотивы в образе Нараяны, возлежащего на змее в вечных водах.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!