ДЕДОВЩИНА КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН




Дедовщина в наши дни приобрела угрожающие размеры как по охвату армейских частей , так и по числу жертв


941


Воинская субкультура включает в себя традиции и обычаи, сформировав­шиеся как в мирное, так и в военное время среди служащих всех рангов и родов войск, устный и вещевой фольклор, многочисленные обряды и риту­алы, как формальные, так и неформальные, и многое другое. Основой, на которой произрастает специфическая субкультура, выступает армейская иерархия и характер уставных отношений. Воинская субкультура имеет две стороны — «лицевую», или формально-административную, и теневую, или неформальную, возникшую на базе неуставных отношений в войсках и по­лучившую название дедовщины.

В самом общем виде они сводятся к неформальной иерархии военнослу­жащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Как и в большинстве армий мира, ново­бранцы первое время не имеют практически никаких прав, которые они еще должны «заслужить». Они «не имеют права» на питание, личную гигиену, отдых и сон, им нельзя болеть и даже вести счет времени. Соответственно, дозволенными считаются любые связанные с этим ограничения. Жизнь «молодого бойца» сводится к услужению тем, кто прослужил уже достаточ­но долго (обычно это год или больше). Старослужащие, или «деды», имеют

над «духами» практически неограни­ченную власть. Оставаясь вне рамок уставов и других официальных норма­тивных документов, они могут прика­зать молодым исполнить любую при­хоть, вне зависимости от степени уни­зительности или абсурдности приказа, а за неподчинение — подвергнуть лю­бому наказанию, вплоть до крайней степени насилия.

Международная правозащитная ор­ганизация Human Rights Watch проводит многолетние исследования в россий­ской армии49. Полевые исследования проводились в 2002—2003 гг. в семи ре­гионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Новосибирске, Челябинске и Волгограде. Были проинтервьюированы более стасолдат-срочников, их родителей, долж­ностных лиц, адвокатов, специалистов из неправительственных организаций и тех, кто уже отслужил срочную службу. Выборка-нерепрезентативная, так как информация получена только от тех респондентов, кто добровольно со­гласился дать интервью. Они проходили службу в более 50 воинских частях, расположенных примерно в 25 из 89 субъектов РФ. Были также подробно изу­чены архивы нескольких организаций по защите прав военнослужащих.

Исследователи пришли к следующим выводам. Неуставные отношения присутствуют в воинских частях по всей территории России. Сотни тысяч российских призывников в первый год службы становятся жертвами жес­токого произвола со стороны старослужащих. Отличительными чертами «дедовщины» являются право силы, насилие и безнаказанность. В россий­ских вооруженных силах сложилась устойчивая практика, когда старослу­жащие на целый год фактически превращают молодой призыв в крепостных, жестоко наказывая за малейшее отступление от уставных требований и не­уставных «традиций» и беспричинно издеваясь над первогодками.

«Дедовщина» тесно связана с циклическим воздаянием. Пережив первый год, военнослужащие срочной службы получают «право» на «компенсацию», и начинают точно так же издеваться над очередным молодым призывом. В течение всего первого года службы новобранцы живут под страхом под­вергнуться насилию за невыполнение бесконечных «приказов» старослужа-

49 Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы. 2004 г. (www.hrw.org).

942

щих. У многих исполнение прихотей и приказов «дедов» занимает почти все время от подъема до отбоя: это могут быть как «мелкие» обязанности вроде чистки обуви и заправки кроватей, так и более серьезные сервильные по­винности: обеспечение старослужащих продуктами питания за счет соб­ственного рациона или добывание для них денег, алкоголя и сигарет (лю­быми законными и незаконными способами).

Невыполнение влечет за собой жестокие побои или другие физические наказания, которые обычно происходят после отбоя в отсутствие офицеров. Старослужащие поднимают молодых посреди ночи и заставляют их до из­неможения выполнять отжимания и приседания, иногда одновременно из­бивая. Военнослужащие первого года службы по ночам также постоянно подвергаются беспричинным издева­тельствам со стороны пьяных «дедов», вплоть до жестоких побоев и издева­ тельств сексуального характера. Не­редко молодых избивают табуретками и дужками от кроватей. При этом наказание за невыполнение неуставных требований часто не ограничивается конкретным «провинившимся», а рас­пространяется на весь молодой призыв. Сотни солдат-первогодков совер­шают самоубийство или пытаются покончить с собой, тысячи оставляют часть, несколько тысяч получают тяжелые физические или психические травмы50.

В солдатской среде вырождение уставных взаимоотношений уже лише­но всякой, даже извращенной, рациональности: вместо того чтобы превра­щать новобранцев в настоящих солдат, старослужащие используют систе­му неуставных отношений в основном как средство получения компенсации за собственные унижения в первый год службы и как инструмент максималь­ной эксплуатации новобранцев по всем направлениям.

Основу российских вооруженных сил составляют примерно 800 тыс. военнослужащих срочной службы, большинство из которых, как и в других странах с призывной армией, относится к рядовому составу. При этом в России, где на профессиональной основе служат только офицеры, младшие командные должности также комплектуются призывниками. Поскольку даже младшие офицеры, обремененные значительным количеством канце­лярской работы вне подразделения, не принимают заметного участия в по­вседневной жизни своих подчиненных, уклад жизни в воинских частях очень во многом определяется самими военнослужащими-срочниками.

Большинство призывников составляют выходцы из социально незащи­щенных и пассивных слоев общества, поскольку молодые люди из семей со средним и высоким достатком из года в год находят законный или незакон­ный способ избежать крайне непопулярной военной службы. Статистика Минобороны свидетельствует о том, что каждый второй призывник до служ­бы в той или иной степени страдал алкоголизмом, а каждый четвертый упо­треблял наркотики51. Военное руководство также сетует на снижение уров-

50 Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы. 2004 г. (www.hrw.org).

51 Grani.ru. 2002.07.03.

943

ня образования призывников и рост среди них числа судимых52. В сентябре 2002 г. министр обороны С. Иванов прямо назвал прошлогодний призыв «жалкой кучкой страдающих от наркозависимости, психических рас­стройств и недоедания»53.

Подавляющее большинство командиров и начальников предпочитают не замечать неуставных проявлений или даже поощряют «дедовщину», видя в ней эффективное средство поддержания дисциплины. Во многих частях предусмотренные уставом механизмы предупреждения нарушений сводят­ся к пустой формальности. В мае 2003 г. Всероссийский центр по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос среди 300 кадровых воен­нослужащих. Заслуживают внимания ответы офицеров на вопросы о дедов­щине. Вопреки широко распространенному в обществе мнению, кадровые военнослужащие вовсе не считают неуставные взаимоотношения главной напастью армии и флота. Офицеры сходятся во мнении, что эта проблема весьма серьезна, но далеко не главная среди всех остальных бед Вооружен­ных сил России. Основной проблемой в армии и на флоте дедовщину счи­тают всего 9% респондентов (табл. 20)54.

Таблица 20

Насколько серьезна , на ваш взгляд , для нынешней российской армии проблема дедовщины ( в % из числа опрошенных )?

 

Главная проблема 9
Одна из главных проблем 26
Довольно серьезная, но хватает и других проблем 42
Не слишком серьезная проблема 16
Такой проблемы нет 6
Затруднились ответить 1

Существование благополучных и неблагополучных с точки зрения нали­чия «дедовщины» частей позволяет сделать вывод о том, что при заинтере­сованном отношении со стороны офицерского состава с неуставными от­ношениями можно вполне успешно бороться. В благополучных частях их командиры последовательно доводили до подчиненных понимание недопу­стимости неуставных отношений, поддерживали контакт с солдатской сре­дой, неукоснительно следовали уставам и решительно пресекали малейшие неуставные проявления. Анализ положительного опыта воинских частей может дать ценные сведения об эффективных методах предупреждения не­уставных отношений, считают эксперты Human Rights Watch.

Жуткие истории о «дедовщине» каждый год заставляют десятки тысяч российских семей всеми правдами и неправдами «спасать» сыновей от ар­мии. Нежелание идти в армию многие мотивируют царящей в настоящее время в армии «дедовщине». Проводимые социологические опросы пока­зывают, что от 50 до 70% солдат (матросов), проходящих службу в армии по

52 Utro.ru. 2001.10.01.

53 The Moscow Times. 2002.09.12.

54 Независимая газета. 2003.06.27.

944

призыву, подтверждают наличие в частях (на кораблях) случаи неуставных отношений. Больше половины опрошенных считают дедовщину не лично­стным, а групповым явлением, называя ее «мафией в армии».

По результатам опроса ВЦИОМ, желание видеть своих близких в рядах вооруженных сил в 2004 г. высказывал только один из пяти опрошенных. И это несмотря на то, что армия неизменно остается одним из наиболее доверя­емых институтов. Объясняя свое нежелание, люди в большинстве своем ссы­лаются на «дедовщину» и другие проявления насилия (42%) или на возмож­ность гибели, ранения в конфликтах типа чеченского (42%). На угрожающие

здоровью тяжелые бытовые условия, плохое питание указывают 24%, на бес­правность и унижение военнослужа­щих — 23%. О развале армии в резуль­тате безответственной политики влас­тей говорят 21% опрошенных. Вопреки таким довольно плачевным заключени­ям о положении в армии, большинство россиян (60%) полагают, что армия спо­собна защитить страну в случае реальной военной угрозы со стороны других государств55.

Социологические исследования, проведенные фондом «общественное мнение» и компанией «ROMIR Monitoring» (всего опрошено 3 100 респонден­тов), свидетельствуют о росте у населения патриотических настроений. За пять лет количество граждан, уверенных, что Вооруженные силы способны обеспечить безопасность страны, увеличилось с 35 до 55% (по данным «ROMIR Monitoring» — до 74%). Более 2/3 опрошенных заявили, что готовы с оружием в руках защищать родину. Среди наиболее болезненных армейских проблем по-прежнему лидирует дедовщина (62%), далее следуют плохое питание солдат (38%), коррупция и воровство командиров (34%)56.

Тем не менее многие россияне по-прежнему считают службу в армии «школой жизни» (58%). Вместе с тем для 31% опрошенных — это «потерян­ные годы». По мнению 65% респондентов, профессия военного сегодня непривлекательна. Противоположной точки зрения в целом придерживают­ся лишь 23% россиян (ФОМ, ноябрь 2000).

Поданным ВЦИОМ (янв. 2000 г.), потерянным временем считают годы, проведенные в армии, 12% респондентов. Хотели бы, чтобы сын (брат, муж или другой близкий родственник) служил сейчас в армии лишь 19% респон­дентов. В ряду причин негативного отношения к службе в армии в первую очередь называют опасность гибели (или ранения) в военных конфликтах типа чеченского (48%), а также указывают на развал армии и безответствен­ную политику властей по отношению к ней (21%).

Поданным ВЦИОМ, доля желавших, чтобы их «сын, брат, муж или дру­гой близкий родственник служил сейчас в армии», составила в январе 2002 г. менее четверти населения (22%). Нежелание служить или посылать своих близких на службу в армию объясняется несколькими причинами (табл. 21).

55 Источник: Polit.ru . 2004.02.24.

56 Московский Комсомолец. 2004.02.25.

945

Таблица 21 Причины нежелания молодых россиян служить в армии (% от числа опрошенных )

 

Причины Доля
Дедовщина, издевательства со стороны «старослужащих» и офицеров 60
Угроза отправки в Чечню или другие «горячие» точки 51
Тяжелые бытовые условия, плохое питание 26
Изнеженность, страх перед тяготами и испытаниями армейской жизни 17
Отсутствие сознания своего долга перед Родиной 16
Дискредитация армии средствами массовой информации 11
Потеря двух лет для учебы, профессионального роста 10
Оторванность от дома, от друзей и близких 9
Распространение в обществе пацифистских настроений 6
Оторванность от женского общества, подруг и невест 3
Другое 4
Затрудняюсь ответить 6

Источник: ВЦИОМ, февр. 2002 г., возможны были несколько ответов, сумма более 100% (Ежене­дельный журнал. 2002. 17 сент.)

Хорошо видно, что причины непопулярности военной службы общество склонно видеть в недостатках самой армии. Все причины, которые армей­ское начальство, пытаясь отвести от себя ответственность за дискредита­цию армии в обществе, выдвигает как главные — отсутствие у молодежи надлежащего отношения к долгу, моральная слабость призывников, коз­ни прессы, — общество, как видим, считает как минимум втрое менее важ­ными, чем то, что армия превратилась в институт систематического мо­рального уничтожения молодых личностей. Армейских издевательств рос­сияне боятся больше, чем даже возможной гибели от чеченской пули. Впрочем, перспектива участия в кавказской кампании тоже мало кого вдохновляет57.

«Дедовщина» в своих проявлениях во многом сходна с классической си­стемой инициации новичков, и не исключено, что именно из такой систе­мы она и начала развиваться несколько десятилетий назад. Ритуалы посвя­щения, существующие в самых различных социальных институтах во мно­гих странах (школы, спортклубы и, естественно, вооруженные силы), действительно могут играть определенную позитивную роль в воспитании сплоченности и чувства локтя. В любой замкнутой группе процедура ини­циации направлена на частичное подавление индивидуальности, причем это почти во всех случаях предполагает унижение достоинства личности.

Не исключено, что в свое время неуставные отношения выполняли функ­цию инструмента инициации, однако за последние два десятилетия они эво­люционировали в самовоспроизводящуюся систему, где старослужащие, сами прошедшие через произвол и жестокость, пользуются неограниченной властью над первогодками. Результатом, соответственно, становится не ук­репление духа боевого братства, а полное беззаконие и вопиющее попрание

57 Левинсон А. Неизбывный атрибут. Россияне ценят армию как символ страны, но не более того // Еженедельный журн. 2002. 17 сент.

946

человеческих прав, причем это уже воспринимается как норма и в солдат­ской, и в офицерской среде58.

Большинство обрядов и правил, по мнению специалистов, были привне­сены в армию из тюремной субкультуры, поскольку на военную службу при­зываются лица, имевшие до призыва непосредственные дружественные контакты с лицами, отбывавшими сроки заключения в местахлишения сво­боды, либо сами отбывали срок. В середине 1950-х гг. в связи с сокращени­ем армии военного времени и уходом из нее ветеранов, призванных еще в довоенные и военные годы, в войска стали набирать всех без разбора, в том числе и вчерашних заключенных.

Сегодня возможностями избежать воинской службы, уплатив взятку в во­енкомате, обладают представители со­стоятельных и образованных слоев об­щества, призывной контингент все бо­лее формируется за счет выходцев из социально отсталых и малообеспечен­ных групп населения и все большее чис­ло новобранцев к моменту призыва страдают от недоедания, заболеваний,  алкоголизма или наркозависимости. По словам Н. Безбородова, заместителя председателя комитета Госдумы РФ по обороне, «мы пожинаем плоды поли­тики последних десяти лет. Армия оказалась в чем-то криминальной, и это неудивительно, потому что среди людей, ставших солдатами, 12% устойчиво употребляют алкогольные напитки и 8% хорошо знакомы с наркотиками. Невысок образовательный уровень нынешних солдат: около 7% военнослу­жащих — с начальным образованием, более 30% не имеют среднего, а 40% до армии вообще не работали и не учились». Более 17 тыс. человек уклоняются по всей России от военной службы. Об этом в 2004 г. объявил представитель Генерального штаба генерал Василий Смирнов.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!