Этническая и народная культура



Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так ска­зать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнитель­но узком социальном пространстве (племя, общи­на, этническая группа) — основные черты этой культуры. В ней господствуют сила традиции, при­вычки, раз и навсегда принятые обычаи, пере­дающиеся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации является здесь неинсти­туциональное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы на­родной культуры — обряды, обычаи, мифы, пове­рья, легенды, фольклор — сохраняются и переда­ются в границах данной культуры посредством ес­тественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного му­зыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая куль­тура не нуждается для своей трансляции и в пись­менности, является в значительной мере допись-менной культурой.


Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хо­зяйству, имеющему непосредственно-коллектив­ный, общинно-групповой характер: она самодо­статочна, находится на полном самообеспечении и ей нет никакого дела до другой культуры. Прин-

ципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение и противопоставление «своего» и «чужого». Такая культура лишена вме­сте с тем и именного авторства, она безымянна, анонимна (никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества). Источник : Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитар­ных специальностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межу-ев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 39-40

33 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 343-349.

84

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Поэтому считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культу­ры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической куль­туры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных, действующих на протяжении нескольких лет или деся­тилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы);

межпоколенных, существующих на про­тяжении исторически длительного вре­мени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей из поколения к по­колению34.

Если этнос указывает на социокуль­турную общность людей, то нация обо­значает территориальное, экономиче­ское и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структу­ру и политическую организацию.

Структура национальной культуры  сложнее этнической. Национальная культура включает наряду с традици­онно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав нацио­нальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гете-рогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культу­ры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осоз­нали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благо­дарения. Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осоз­нание большими социальными группами своей приверженности к терри­тории своего расселения, общенациональному литературному языку, на­циональным традициям и символам составляет содержание национальной культуры35.

34 Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Ба­
бакова, Э.В. Быкова и др. М., 1994. С. 352-353.

35 Там же. С. 356-357.

85

В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, жи­вущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнород­ственными отношениями. Обязательным условием появления националь­ной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популяр­ность среди грамотной части населения36.

Таким образом, национальная культура базируется на фундаменте пись­менной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной лите­ратуры. Вот почему национальная культура изучается преимущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этнографией, антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой37. Творцов национальной культуры — интелли­генцию — называют часто «мастерами культуры», поскольку именно они несут главную ответственность за духовное состояние нации. Они же фор­мируют эталоны и образцы для массового подражания, определяют культур­ную стратегию общества. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается прежде всего культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией.

Субкультура и контркультура

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — раз­личные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство де­талей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные куль­туры, а не субкультуры.

Субкультура— часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной суб­культуре, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профес­сиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

36 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­
альностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М, 1995. С. 40.

37 Там же.

86

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующая­ся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующ­ей культуры. Субкультура отличается от последней языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия мо­гут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые, характерные только для нее.

Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсме­нов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориенти­руются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детиш­ки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они ни взаимодей­ствовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка — этой праматерии культуры.

Контркультура — обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хип­пи, битники, контркультурное движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархиз­мом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни про­никнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличает­ся от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит че­ловеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, ко­торые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведе­нием, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привиле­гий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют дру­гих. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и со­ветники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или по-

87

вышение статуса носит, как правило, острый конфликтный характер и личается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Кон* ликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко при нимают форму самоубийства или членовредительства.

Культура богемы и хиппи — это субкультура большой социальной группы и контркультура , противопоставляющая себя официальным ценностям

Примером контркультуры, по мнению известного американского соци­олога Н. Смелзера, служит культура богемы и хиппи. «Среди других ценно­стей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить се­годняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства муж­чин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограниче­ние в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами»38.

Термин «контркультура» введен в научный оборот Г. Маркузе и Т. Роз-заком39для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных груп­пировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968 г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблишмента выступление одного поко­ления против другого. Они считали, что контркультура — порождение сред­него класса, а субкультура — рабочего класса. В развитом капиталистичес­ком обществе так оно и есть, поскольку компетентный политический вы­зов властям могут бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический

38 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63.

39 Roszak Th. The Making of Counterculture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful
Opposition. N.Y., 1969.

88

захват власти, способна рабочая молодежь40. В то же время другие исследо­ватели полагали, что субкультура рекрутируется из разных классов.

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контр­культура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны домини­рующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой

эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков. Контр­культурными были движения киников в античности, романтиков в конце эпо­хи Просвещения в Европе.

Контркультура появляются там, где господствующая культура уже не в пол­ной мере соответствует реалиям нового времени. Она возникает как отрицание устаревших культурных форм и утверж­дение новых. Социологи и культуроло­ги убеждены, что рождение контркуль­туры — свидетельство о двух одновре­менно происходящих в корпусе доминирующей культуры процессов: разложения старых ценностей и возникновения новых. Когда она возникла, это значит, что острая фаза кризиса уже миновала и новое поколение (а ра­дикальные ценности выдвигает только молодежь, она же и совершает все на свете революции) выдвинула некую культурную альтернативу. Она может быть приемлемой или неприемлемой для большинства населения, но она существует. Э. Тирьякян еще в середине 1970-х гг. разглядел в контркультур­ных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. В 1950-е гг. наметились признаки очередного кризиса западной культуры. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опро­кидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом «разбитого поколения» («битников») стал роман Джека Керуака «На дороге», воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили об­щепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли. Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского дви­жения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьет­наме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, превращался в протест культурный.

Напротив, возникновение субкультуры ни о каком кризисе чаще всего не свидетельствует. Это нормальный, где-то даже будничный и рутинный про­цесс жизни любой культуры: появилась группа или общность, которая хо-

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприя­тия и социальная болезнь). М., 1980.

89

чет заявить о себе, в том числе с помощью оригинального культурного кода И ничего более.

Контркультура выдвигает свою систему ценностей: отказ от активности минимализация деятельности и потребления. Ее еще называют культур,^ протеста, «выпавшей» культурой, альтернативным движением, экстерналь-ной (от лат. extemus — чужой) культурой, маргинальной, андерграундной культурой, например, субкультура хиппи. В СССР первым и самым мощным видом контркультуры явились так называемые «стиляги» 1950—1960-х гг (о них мы говорили в предыдущих томах «Фундаментальной социологии») Их отличительная черта — умение стильно, со вкусом и на западный манер одеваться и ходить по улице. На прозванных «бродвеями» центральных ули­цах крупных городов днем или вечером можно было встретить группки нео­бычно одетых юношей и девушек. Стиляги носили яркие пиджаки в клет­ку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьяна­ми, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку. Они не участвовали в политической жизни страны, многие не со­стояли в комсомоле, игнорировали официальные мероприятия, за что пре­следовались милицией и порицались общественным мнением. Это был са­мый настоящий и самый радикальный вызов советскому истеблишменту за всю историю его существования. Но вызов культурный, а не политический, как случилось, скажем, с движением диссидентов в 1970-е гг.

Контркультура — культура молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых. Экстернальные культуры и контркультуры существуют и существовали в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в России — раскол.

Организующий принцип любой контркультуры — не вокруг чего-то (идеи, ценностей), а против кого-то. Чаще всего этим кем-то выступает го­сударство, правительство, министерство культуры, местная администрация, чинящие произвол, запрещающие неформальную деятельность, разгоняю­щие протестующую молодежь. Вот почему лозунг всех контркультур — от большевиков и хиппи до панков и нацболов — «Мы протестуем против дей­ствительности и категорически ее не принимаем». Панки 1970-х гг. отрицали ценности таких институтов как культура, семья, работа, образование, рели­гия, монархия и т.д. Любой институт, связанный с поддержанием статус-кво, был предметом их нападок. Их контр- или субкультура была культурой вы­зова общественным нравам, даже надругательством над ними. Невероятные прически, волосы, выкрашенные в разнообразные цвета и выстриженные в самых неожиданных местах, составляли непременную часть индивидуаль­ного дизайна любого панка. Обсценная (ненормативная) лексика, ругатель­ства, примитивный язык и вульгарные манеры отталкивали и шокировали приличную публику. Панки — деструктивная сила, желающая изменений ради изменений, но без альтернативного видения будущего.

Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает раз-

90

личать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являю­щиеся крестьянами, и т.д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяй­ственным трудом и проживает на селе)41. Когда говорят о сельской культу­ре, то речь должна идти о крестьянах и только. Они — носители этой куль­туры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года — сверхнапряжение в летнее и весенне-осеннее время, минимальное нап­ряжение зимой. «Чрезмерная напря­женность труда в период сева, сено­коса, уборки, не знающего выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основ­ном на зиму и период межсезонья. По­этому такую большую роль в старой де­ревне всегда играла праздничная куль­тура»42.

2. Персонификация межличностных отношений, т.е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т.д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина — его труд, досуг, семейная жизнь, воспитание детей, сватовство и знакомства, дружеские связи, куль­турные предпочтения — проходят на глазах всей деревни. Постепенно фор­мируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степе­нью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями). Нера­ботающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители нахо­дятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективно­му обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Об­ращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обра­щение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполня­ют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосудар­ственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над офици­альной государственной.

Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. 42 Там же. С. 43.

91

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, далеко покидал гра­ницы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловече­скими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное ураль­скими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже просмотр телепе­редач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, не­доступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существу­ющих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивает культурные запросы и куль­турный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение вы­бирать среди нескольких фильмов или передач. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар вклю­чают то, что не идет в городе, или что там давно уже не в моде.

Культурныйлаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город43. Когда закрытая деревенская культура, после многих лет отставания, вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 1990-е гг. в деревню широким потоком хлынула низко­пробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключен­ческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры. Однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы эко­номических реформ никаких препятствий на этом пути нет.

10.     Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало
иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнитель­
ными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога,
аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере те­
ряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально
подходить к затратам времени, своему здоровью.

Городская культура

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбани­зированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяй­ственных поселений, обычно крупных индустриальных и административ-

43 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 46.

92

ных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбани­зации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по свое­му культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Го­рода различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Самары, другое —

200—300-тысячные города с полупро­винциальным укладом жизни) и разме­рами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промыш­ленности (Тольятти), города науки, или «наукограды» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы мор­ского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Сергиев Посад) и т.п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городской культу­ры, отличающими ее от сельской, высту­пают такие признаки, как высокая плот­ность застройки городской территории; наличие большого числа транспорт­ных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и ресто­раны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); на­личие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отно­шений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раско­ванным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской черты выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься со­мнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряжен­ным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, посто­янным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцеро­генных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, зага-

93

зованный из-за многочисленных машин и заводов городской воздух, повьк шенный шум и запыленность атмосферы. Такая среда более искусственная и непривычная для человеческого организма, чем традиционная деревец, екая. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологиче­ски человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Ур0, вень медицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающих­ся физкультурно-оздоровительными мероприятиями людей в городе суще, ственно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригород­ный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

/ ородская культура — это многообразие предложений больших городов и ограниченные возможности малых

Если для сельской культуры характерно триединство: места работы, ме­ста жительства и места отдыха, — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса со­средоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называе­мых спальных районах на окраине. Поэтому ездить в общественном или лич­ном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!