Культурная статика : сущность и структура



Страницы расположены сверху, т.е. текст находится под страницей

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ

Москва

ИНФРА - М

2007

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМ XI

Москва

ИНФРА - М

2007


КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

Д55

Добренькое В.И., Кравченко А.И.

Д55    Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. — М.:

ИНФРА-М, 2007.- 1104 с: ил.

ISBN 5-16-002796-3 (т. 11) ISBN 5-16-001547-7

Одиннадцатый том 15-томной «Фундаментальной социологии» посвящен одной из самых важных сфер общества — культуре. Наряду с ней рассмотре­на религия — важнейшая составляющая любой культуры и любого общества. В качестве составной части культуры особое внимание уделено субкультуре, включающей ряд ценностей доминирующей культуры.

В первом разделе подробно рассмотрены основополагающие понятия, касающиеся культурной статики, типологии культур, взаимоотношению ци­вилизации и культуры, культурной макро- и микродинамики, функций и дисфункций культуры, а также феномены массовой и поп-культуры.

Во втором разделе детально рассматриваются сущность религии и ее роль в мире, дан обзор религиозных воззрений классиков социологии, представ­лен анализ мировых религий, а также перечень и содержание основных ин­ститутов религиозной практики, взаимоотношений церкви и государства, затронуты проблемы язычества.

В третьем разделе дан краткий анализ наиболее значимых на сегодня суб­культур — уличной, воинской и армейской, наркотической, а также субкуль­тур мафии и тюремной.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологиче­ских факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто инте­ресуется фундаментальными проблемами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК60.5я73

ISBN 5-16-002796-3 (т. И) ISBN 5-16-001547-7

© Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Из четырех сфер общества, о которых говорилось в предыдущих томах «Фундаментальной социологии — экономической, политической, социаль­ной и культурной, — только последняя своими достижениями позволяет нам гордиться своей страной. Экономика архаична и неконкурентоспособна на мировом рынке. Она целиком зависит от экспорта сырья. Политика всегда строилась на базе авторитарных и тоталитарных режимов, которые внуша­ли миру страх и ужас. Даже военные успехи — превосходное вооружение, экспортируемое в десятки стран мира, — результат труда ученых, а не поли­тиков. Отличительной чертой социальной сферы является низкий уровень жизни населения и крайне неэффективные социальные реформы правитель­ства. И лишь культурные достижения страны — литература, живопись, му­зыка, балет, народное искусство — тот брэнд, который признан во всем мире, не знает себе равных. Но задача социологов, в отличие от культурологов, изучать не успехи и достижения в области культуры, а выявлять ее пробле­мы и противоречия.

Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так­же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «куль­тура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура тру­да, политическая культура, художественная культура); в более узком смыс­ле — сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результа­ты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, про­изведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззре­ние, способы и формы общения людей).

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений куль­туры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обы­чаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры пра­вил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые пони­мали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для неко­торой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубля­ется в тонкости политических процессов или детали экономических отно­шений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отно­шения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явле-

V

ние или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияние на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не только как система верований и специальных обрядов, но прежде всего как общественный институт, оказывающий воз­действие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает так­же под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К ди­намике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распро­страняется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевоз­можных метаморфоз.

Потребность в культуре — результат двух- или трехмиллионнолетней эво­люции человеческого рода, в течение которой произошли очень важные из­менения в строении тела. И первым среди них был переход к прямохождению, освободивший руки для упоаребления орудий труда. Последние разнообра­зили употребляемую пищу, а та в свою очередь вызвала серьезные изменения в строении челюстей, органов пищеварения и мозга. Прямая походка изме­нила структуру гортани и открыла возможности возникновения речи.

Слабость человеческих детенышей компенсировалась удивительной гиб­костью и адаптивностью. Волк, носорог или слон способны существовать только в том климатическом поясе, в каком они были рождены. Человек мог жить везде. И все это благодаря тому, что жесткую программу инстинктов, задающих один-два варианта действий, заменила совокупность навыков — система обученных практических умений, приобретенных путем передачи знаний и их практической тренировки. Недаром многие антропологи так и определяют культуру — как совокупность социальных навыков и умений.

Активное внедрение в повседневную жизнь информационных техноло­гий несоизмеримо расширило возможности человека и радикально измени­ло облик современной культуры. Благодаря им миллиардам людей на пла­нете удалось получить доступ к культурному опыту других народов, позна­комиться с традициями и обычаями иных обществ.

Подобные процессы, получившие название информационной и культур­ной глобализации, формируют в сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к мировому сообществу.

Встреча с чужой культурой может происходить на чужбине и у себя дома. В одних случаях люди едут в качестве эмигрантов, беженцев, туристов или гастарбайтеров на встречу с чужеземной культурой, пытаясь с ней познако­миться, адаптироваться к ней, ассимилироваться в ней или каким-то иным способом сделать ее своей родной. В тех случаях, когда люди остаются на месте, иностранная культура приходит к ним сама, захватывая их (завоева­ние, колониализм). В более мягких формах это культурная глобализация, иногда именуемая вестернизацией, американизацией, макдональдизацией. Люди оказываются в мире, совершенно чуждом их родной культуре. Чаще всего вторжение чуждой культуры и насильственная ассимиляция вызыва­ют у населения то, что социологи описывают понятиями культурного шока, стресса аккультурации и культурной травмой.

VI

ется от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Вторая часть настоящего тома посвящена религии. В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духов­ной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм). Рели­гия в узком смысле слова (конкретная религия) — это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к бо­лее крупным организмам такого же характера.

Религия — составная часть любой культуры и любого общества, суще­ствующих ныне или когда-то существовавших на земле. Как нет общества без социальной стратификации, так нет и общества без религии. Только везде они разные — как общества, страны и культуры. Но всех их объеди­няет вера в сверхъестественные силы, которые могут принимать образ ду­хов предков, богов и божеств, Бога и дьявола, ангелов и демонов и т.п. Человеческая культура построена на иерархическом принципе разделения высших и низших, всемогущих и беспомощных. Человеку, как правило, отводится роль последнего, а таинственным небесным силам — роль пер­вых. Отсюда вторая особенность любой религии — преклонение низших перед высшими, беспомощных перед всемогущими. Иерархия — небесная или земная — лежит в основании как социальной стратификации, органи­зующей и упорядочивающей социальную структуру общества, так и рели­гии, которая выступает источником и стержнем человеческой культуры.

Религия — один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древний) институтов человеческого общества. Однако науч­ное изучение этого института началось, практически, лишь со времени воз­никновения социологии. Причина тому — идущее от эпохи Просвещения представление об изначальном и извечном антагонизме религии и науки. Многие философы видели важнейшую культурную миссию науки в унич­тожении религиозного мировоззрения, замене его системой взглядов, объяс­няющей все действием материальных законов и причин. Своеобразие же социологического подхода к исследованию религии выражается в призна­нии того, что наша наука не вмешивается в мировоззренческие споры о бытии или же небытии Бога, а, значит, об истинности или же ложности ре­лигиозных учений. Выражаясь афористически, социология говорит не о том, что сделал с человеком Бог, а о том, что с ним делает человек — в сво­ей повседневной жизни и во всемирной истории.

Последние 15 лет отмечается возрастание роли религиозного фактора в общественной жизни России. Множится число верующих, открываются восстановленные и вновь построенные храмы. Как показывают многочис­ленные исследования, церковь является общественным институтом, вы­зывающим наибольшее доверие и уважение со стороны населения России. Активно осуществляется свободная, все расширяющаяся деятельность Церкви в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской.

Авторы благодарят за помощь в работе студентов и преподавателей рос­сийских вузов: СВ. Трофимова, А. Беседину, К.В. Смоляр, Д.Ю. Дученко, М.А. Симонову.

VIII

РАЗДЕЛ I

СТАТИКА

И ДИНАМИКА

КУЛЬТУРЫ

Культурная статика : сущность и структура

Типология культур

Цивилизация и культура

Культурная макродинамика

Культурная микродинамика


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!