Ю . В . Бромлей , Р . Г . Подольный История одежды



При раскопках древних поселений археологи об­наружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спали, на­крывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Среди находок оказались комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена раскрашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Возможно, они обмазывались охрой с головы до ног, защищая кожу от холода и укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африкан­ские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей. После наступления ледника племена, ушедшие на север, вынуждены были проявить недюжин­ную изобретательность, чтобы приладить поудоб­нее звериные шкуры на своих плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, перед­ник, набедренная повязка из коры или сплетен-


ной травы. Одежду придумали, чтобы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра. Какую-то роль могли и играли половые табу, строго со­блюдавшиеся в родовом обществе. История одежды показывает, что одну и ту же задачу можно решить множеством разных спосо-

бов. Вот как описал одежду английских кресть­ян XII в. Вальтер Скотт в «Айвенго»: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, ме­хом вверх. Чтобы куртка плотнее прилегала к те-

1 Hess В.В., Markson E . W ., Stein P . J . Sociology/ Forth edition. N.Y., 1991. P. 49.

146

мы произошли от одного корня, никакая теория о превосходстве одной расы или нации над другими не имеет научной основы. Отныне тело и мозг су­щественно не продвинулись вперед. Зато насколько более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась че­ловеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершен­ствоваться биологически.

Дробление родоплеменного общества, дарообменные и военные походы вели к накоплению топографических и географических знаний. Появились первые карты — обозначения маршрутов, нанесенные на древесную кору, дерево или кожу, и пиктография, с помощью которой делались сложные записи. Такие записи известны у американских индейцев. Записываться могли сообщения, предназначенные как для передачи на расстояние (пред­ложения дарообмена, установления мирных отношений, любовные посла­ния), так и для сохранения во времени (фиксация важных преданий и па­мятных событий). Существовали целые пиктографические хроники, напри­мер знаменитая «Валам олум» («Красная запись») делаваров, изобразивших 164 рисунками на древесной коре исторические предания от начала миро­здания до появления европейских колонизаторов. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, пере­дававшие мысль формой, цветом и расположением узелков («узелковое письмо») или раковин.

Соперничество из-за женщин или борьба за власть уже в первобытном обществе породили обычай соревнования в песнях, иногда в форме полушут­ливой перебранки. В песнях всегда присутствовал музыкальный элемент, до-

лу, она была перетянута широким кожаным по­ясом с медной застежкой». Костюм зажиточного ремесленника XV в. состо­ял из узких штанов, поверх которых надевалась юбка, полукафтан, а верхней одеждой служил плащ-епанча. Вообще в Европе довольно долгое время мужчины и женщины ходили в юбках. Еще в IX-XI вв. крестьянам в некоторых западноевро­пейских странах запрещали носить штаны, они считались принадлежностью туалета господству­ющего класса — дворян. Юбка и сегодня — рас­пространенная мужская одежда в Южной и Юго-Восточной Азии. В Европе штаны в мужском кос­тюме вытеснили юбку лишь в XVII в. Археологи считают, что люди, жившие в суровом кли­мате, вблизи великого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одежду, в част­ности штаны. У людей, живших в более теплых ме­стах, этот вид одежды появился после одомашнива­ния лошади, когда человек начал ездить верхом. Этнографы делят всю одежду на сшитую и несши­тую. Сшитой считается одежда, при изготовлении которой куски ткани или кроя одного куска соеди­няются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та,


которая держится на человеке благодаря его уме­нию правильно располагать ткань на своей фигу­ре. Сшитая одежда делится на глухую и распаш­ную. Эскимос свою глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотни­ки тайги — эвенки носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме произошли распашные халаты, которые стягивались в талии кушаком. Это преобладающий тип одежды в Сред­ней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней. У степняков-кочевников некоторые народы, в том числе китайцы, вьетнамцы, оседлые жители Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока заим­ствовали штаны. Одежду населения Древнего Египта составляли передники и юбки. Юбки были в ходу у древнейшего населения Месопотамии. Куртки и штаны в мужском костюме появились много позже. Древние греки и римляне носили хитоны, туники, представлявшие собой длинные рубахи и тоги — длинные полосы материи, в ко­торые драпировались древние римляне. Адаптировано по источнику : Бромлей Ю . В ., По - дольный РГСоздано человечеством. М., 1984.

147

стигавшийся ритмизацией или инструментальным сопровождением. В чис­ле музыкальных инструментов появились струнные инструменты, мембран­ные барабаны, многоствольные флейты. Танцевальный фольклор усложнился при переходе к земледелию и скотоводству. Появились так называемы й «бес­стыдные танцы» плодородия. Существовали и сидячие танцы с колебатель­ными движениями. В мужских домах при инициации исполнялись мужские танцы. У ирокезов-сенека насчитывалось более 30 одних только основных танцев, в том числе 11 мужских, 7 женских, 14 общих, 6 в масках. Устный, музыкальный и танцевальный фольклор вместе с изобразительным искусст­вом сливался в театрализованных пред­ставлениях2.

Итак, культурная эволюция — спе­цифическая особенность человека, от­личающая его от всех других видов живых существ. Богатая и разнообраз­ная информация, накопленная в ходе этого процесса, не только способство­вала выживанию человека, но исклю­чительно повысила его шансы в борь­бе за существование. Если сформули­ровать в одной фразе причины этого успеха как природного явления, то можно сказать: с помощью культурной эволюции человек выработал такое поведение, которое постоянно повышает его приспособленность к жизни. За очень короткий отрезок времени человечеству удалось освоить — и даже усовершенствовать — большинство специфических навыков, которыми дру­гие организмы овладевали на протяжении всей биологической эволюции. Мы летаем выше птиц и умеем передвигаться по воде быстрее любой рыбы. С по­мощью приборов мы усиливали наши органы чувств и теперь не уступаем, а часто и превосходим в этом отношении остальных животных. Мы использу­ем практически все существующие в природе способы получения пищи. Мы научились защищать себя лучше, чем любые другие живые существа3.

Знаменательно, что нынешний внешний облик человека на протяжении длительного времени остается практически неизменным. Культурная эво­люция, усовершенствовав поведение человека и тем самым обеспечив ему высокую конкурентоспособность в борьбе за жизнь, сделала ненужными любые изменения человеческого организма, не относящиеся к мозгу и нервным клеткам.

Факты свидетельствуют о том, что биологическая эволюция закончилась с окончанием последнего ледникового периода. Если человека верхнего па­леолита подстричь, причесать и одеть в современную одежду, то его навряд ли удастся отличить от нас. Окончание эволюции человека означает, что по­явившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, не­имоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, на­чавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмо­ции уравновесились обычаем и мыслью.

2 См.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990.

3 Кууси П. Закономерности эволюции культуры // Кууси П. Этот человеческий мир М, 1989.

148

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Исторически первым и самым древним типом человеческой культуры была первобытная.

Первобытная культура — архаичная культура, которая характеризует веро­вания, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (напр., затерянные в джунглях племена), которые существу­ют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Культу­ра первобытного общества охватывает самый протяженный по времени и, возможно, наименее изученный период мировой культуры. Первобытная культура — это до- и бесписьменная культура, охватывающая преимуществен­но искусство каменного века. Первобытное искусство — только часть перво­бытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Раскопки на местах стоянок людей верх­него палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и прон­зали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников.

Первобытная культура сгусток верований , культов , традиций и обрядов

Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оста­вили на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искус­ства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. В глубокой древности человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами. Она удобнее в переноске. Глина и посуда из нее — признак постоянных земледельческих

149

..делении, если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тьш
лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого
уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся та°
называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см обычно по ,
черкнуто массивных форм.                                                            ' "ими И°Д~

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных пи сунков. Это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичное эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись деревьями и растениями - только любовались. И зоологические и антпо поморфные изображения предполагали их обрядовое применение- они вы" подняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех кот изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности

Врезка


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!