Дж . Ленски , Г . Ленски Палеолитические нововведения
Помимо захоронения мертвых заслуживает внимания еще две инновации (нововведения) среднего палеолита. Первым из них было развитие одежды. Хотя нет прямых доказательств того, что неандерталец носил одежду, многие археологи полагают, что это было существенным по причине холодного климата, которому неандерталец был подвержен в течение всего своего существования. Найденное в районе неандертальских поселений изобилие кремня подтверждает эту гипотезу; с начала его использования люди начали носить шкуры животных.
Следующая, заслуживающая внимания инновация, — это открытие неандертальцем рукояти орудия труда, которая с этого времени начала увеличивать эффективность орудия в несколько раз. В бьющих орудиях труда она увеличивала силу удара путем увеличения радиуса размаха. Насколько нам известно, неандерталец не использовал древесину для изготовления рукояти орудия, зато он открыл преимущества при использовании длинной кости животного в качестве уже готовой рукояти.
С появлением современного человека ( Homo sapiens ), приблизительно 35 тыс. лет назад, темп технологических нововведений значительно увеличился. Освоение в огромных количествах новых видов орудий труда и оружия заставляет нас признать появление нового типа общества, которое заметно выше в масштабах технологического прогресса, чем все известные предшественники раннего и
|
|
среднего палеолита. Мы отнесем их к передовым обществам охотников и собирателей, которые отличаются от более примитивных групп ранних периодов. Со времен инноваций прошло более 25 тыс. лет и переход от примитивного общества к передовому носил постепенный характер. Наиболее важным нововведением было изготовление оружия. Хотя люди пользовались копьем, со времен раннего палеолита для его усовершен -ствования не было сделано ничего вплоть до
позднего палеолита, когда появились различные модификации копья. Одним из первых было металлическое копье. Используя принцип рычага, оно увеличивало расстояние, на которое могло бы быть брошено копье. На конец копья люди позднего палеолита поместили остро заточенную кость, а позднее зубец.
Самым важным нововведением было изобретение стрелы и лука. Используя принцип сохранения энергии, человек позднего палеолита создал оружие чрезвычайно полезное и эффективное. Его эффективность приблизительно в четыре раза больше, чем копья.
158
модели культуры передаются от населения А населению С через население В при отсутствии прямого контакта между An С.
Благодаря распространению, миграции и многонациональным объединениям многие культурные черты и образцы действуют во всем мире. Католики разных стран имеют одни и те же опыт, символы, верования и ценности, передаваемые их церковью. Современные Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Австралия имеют одинаковые культурные черты, которые они унаследовали от общих языковых и культурных предков в Великобритании.
|
|
Культуры также могут быть меньше по количеству представителей, чем нация. Хотя люди в одном и том же обществе или нации имеют одинаковые культурные традиции, все культуры содержат также и различия. Индивидуумы, семьи, деревни, регионы, классы и другие подгруппы внутри одной культуры имеют наравне с общими и отличные, собственные знания. Субкультуры — это различные, основанные на символах модели и традиции, присущие подгруппам внутри одного составного общества. В составных нациях, таких как современные Соединенные Штаты и Канада, субкультуры возникают на основе этноса, класса, региона и религии. Религиозное
И, наконец, по сравнению с копьем стрела и лук позволяют охотнику увидеть мишень на уровне глаза, что увеличивает точность попадания в цель.
Развитие орудий труда имело также не меньшее значение. Нововведения в этой сфере включали такие разные орудия труда как булавки и шило, иголки с ушком, вилки, инструменты для шлифовки, топоры, каменные пилы, молотки, лопаты и ковши, точильные плиты и мотыги. Этот период также охарактеризован точным доказательством существования жилья, построенного человеческими руками. В районах Чехословакии и Сибири были найдены разбросанные поселения охотников, чей высокоспециализированный образ жизни заставил их жить в убежищах, малопохожих на пещеры, даже зимой.
|
|
Исследования таких поселений чрезвычайно важны по многим причинам, поскольку они снабжают нас информацией о размерах людских общин в тот период. В основном такие поселения были малочисленные, от 6 до 30 человек. Самое большое поселение насчитывало не больше 60 человек.
Следующим многозначительным нововведением была лампа, самая старая была найдена в пещерах Западной Европы. Первые лампы были похожи на каменное блюдце. Современные эскимосы используют похожие лампы. Значение культурных останков очень важно, так как они помогают нам понять жизнь человека периода позднего палеолита. Изображения человека, переодетого в животное, говорят о магической или религиозной практике, особенно о вере
|
|
в магию, которая, по-видимому, использовалась для влияния на плодородие. Это наиболее подходящее объяснение большому количеству найденных женских фигурок с признаками беременности. Многие ученые полагают, что нет никакого совпадения в том, что художник сознательно игнорировал черты лица и уделял внимание символам плодородия. Многие примеры искусства позднего палеолита указывают на развитие ритуальных церемоний. Доказательством этому служат рисунки, изображающие мужчину, замаскированного под животного, а рядом с ним выгравирована процессия людей, стоящих около животных. Их головы качаются, а оружие лежит на плечах в неугрожающей позиции. Это говорит о том, что эти люди следовали практике современных им охотников, и что они просили прощения у животных, которых собирались убить. Искусство позднего палеолита обнаруживает рост человеческого сознания и усилия человека понять и взять под контроль окружающую его среду, а также обнаруживает наличие бездны в развитии самого человека и остального животного мира.
Искусство того периода также говорит о первых проявлениях профессиональной специализации. Некоторые думают, что часть пещерных рисунков является ранними достижениями человека позднего палеолита в области шаманства и медицины, а на самом деле он просто изображал обычных охотников, вовлеченных в ритуальные действа. Сокращено по источнику : Lenski G., Lenski J. Human societies: an introduction to macrosociology. N.Y, 1974. P. 153-158 (Пер. О. Перфильевой)
159
происхождение евреев, баптистов и католиков создает субкультурные раз^ личия между ними. Хотя у северян и южан в США одна и та же национальная культура, им присуши различные убеждения и традиционное поведение, что является результатом региональных субкультурных разновидностей. Фран, коговоряшие канадцы на субкультурном уровне отличаются от англоговорящих представителей той же страны. Этнические традиции итало-амерц. канцев отличаются от традиций ирландских, польских или африканских американцев6.
Неолитическая революция ознаменовала переход от охоты и собирательства к земледелию
Источником культурных открытий могут служить даже мифы и магия, которые вовсе не ориентированы, с точки зрения науки, на истинное знание. Известно, что компас был изобретен китайскими предсказателями судьбы. Астрологи вроде Тихо де Браге и Кеплера, верившие, что судьбу человека можно узнать по звездам, своими наблюдениями и расчетами помогли открыть истинные законы движения планет.
КУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Немирными могут быть такие способы, как шпионаж, военные трофеи, колонизация.
Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Для каждого типа антропологи устанавливают своеобразный культурный атлас, в котором обозначают страну, где получено нововведение (изобретено, выращено, синтезировано), и страну, куда впоследствии оно распрост-
6 Kottak СР . Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. R 44-51.
160
ранилось (кем было заимствовано). География культурных растений такова: просо, гречиха и редька вышли из Китая, рис, лимоны, апельсин, манго, сахарный тростник и мандарины — из Индии. Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, где впервые появились также горох, чечевица, хлопчатник, морковь, фисташки, абрикос. Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, грушу, гранат, инжир, черешню, миндаль, грецкий орех, а Центральная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец. Все, что мы едим или пьем, чем постоянно пользуемся в обиходе, имеет источник. К примеру, кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло начали изготовлять в Древнем Египте, там же замесили первый дрожжевой хлеб. Помидоры пришли из Южной Америки, а майонез распространился из Франции. Еще одним примером служит «Своя игра» — русский аналог американской телепрограммы « Jeopardy » («Рискуй»). Она распространена в десятках стран мира и существует более 20 лет.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т.е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т.е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в распоряжении.
В X в. Русь заимствовала у Византии особую систему религии — православие, и это кардинально сказалось на дальнейшей истории нашей страны. В XX в. советские разведчики «позаимствовали» у американцев некоторые секреты изготовления атомного оружия, сэкономив 3 года и миллиарды рублей. И это радикально повлияло на дальнейший ход мировой истории. Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.
Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.
Культурный отбор работает по принципу культурного фильтра. Иными словами, такой механизм пропускает одни чужеродные элементы и задерживает другие.
Любая культура стремится не только заимствовать нужные ей черты и элементы, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее. Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной, либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:
161
♦ культура еще не созрела для заимствования данных изобретений-
♦ новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культу
♦ идеология запрещает заимствование новых элементов как «вра>кл ных», «чуждых», «плохих»; "~
♦ члены общества не считают, что новые элементы нужны им.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом
страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. В XV в. на Пе'а вого великого князя всея Руси Ивана Третьего работала итальянская команР архитекторов. Главный кремлевский собор, Успенский, построил италь нец, второй по значимости, Архангельский, ставший усыпальницей русски царей, —другой итальянец. Крепостные стены —тоже итальянские. Русска национальная архитектура веками создавалась не только русскими, нсп руками десятков итальянцев, швейцарцев, англичан, французов, немцев Процесс прервался в XX в., в послереволюционную эпоху.
История японской культуры знает периоды изоляционизма и активного взаимодействия с соседями Японии, у которых она многое переняла — у Китая, Кореи и других материковых стран. Восприняв основные элементы буддийского зодчества и скульптуры, китайской и корейской живописи, ремесла, японцы внесли в них либо существенные изменения, либо на основе их создали новые, порою более совершенные образцы, в результате чего японская материальная культура приняла своеобразные национальные формы, отвечающие историческим традициям японского народа. Приняв за основу китайские иероглифы, позднее японцы создали и свою азбучную письменность — кана (в двух графических разновидностях: катакана и хира-гана), в результате чего сложилась смешанная иероглифо-слоговая национальная письменность, а японский язык по лексике и грамматическому строю сохранил в полной мере свою национальную самобытность. Расположение пересекающихся пучком кронштейнов на оси колонны заимствовано у китайских архитекторов — строителей храмов Юньган и Лунмынь. Четкая, детально разработанная планировка города также заимствована из Китая, где в эпоху Тан городская архитектура была строго регламентирована7.
Но вот парадокс: при мощном влиянии китайской культуры на японскую человеческие контакты между китайцами и японцами (и в Японии, и в Китае) никогда не были велики, а в некоторые эпохи даже запрещались.
Как пишет один из западных исследователей, «гений японцев» заключается не в изобретении, а в адаптации тех или иных элементов культуры сначала из Кореи, потом из Китая, потом из Европы и США; в отличие от многих стран этот процесс большей частью шел не под давлением извне, а по собственной инициативе; в результате заимствованные элементы укоренялись и жили самостоятельной жизнью, часто меняясь до неузнаваемости по сравнению с оригиналом8. Адаптация новых элементов культуры в Японии никогда не означала отказа от исконных культурных основ, новое не вытесняло старое, а накладывалось на него.
7 См.: Воробьев М.В. Древняя Япония. М., 1958; Григорьева Т.П. Японская художественная тради
ция. М, 1979; Иофан Н.А. Культура древней Японии. М, 1974; Лазарев Г.З. Сравнительный ана
лиз развития архитектуры Китая и Японии в VI—XII вв. М., 1972; Сладковский МИ . Китай и Япо
ния. М., 1971.
8 Tobin J.J. Introduction: Domesticating the West. // Re-Made in Japan. Everyday Life and Consumer Taste
in a Changing Society. New Haven; London, 1992.
162
Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые культурное новшество распространять, внедрять и защищать. Когда в середине 1980-х гг. в СССР началась перестройка, советская интеллигенция оказалась той самой силой, которая готова была воспринять западные культурные ценности, следовать им на практике, перестраивать под них общество и широко пропагандировать их в массы. Правда, для успешной защиты западных ценностей (рыночная экономика, демократический режим власти, частная собственность) интеллигенции потребовалось существенно укрепить свои позиции — свергнуть монополию КПСС и привести к власти свое правительство. Если бы она этого не сделала, то судьба культурных заимствований была бы поставлена под угрозу.
Как только ситуация оказалась переломной и западным странам стало ясно, что Россия твердо намерена двигаться по пути либеральных реформ, они начали оказывать на нее политическое и экономическое давление с целью закрепить достигнутое и ускорить модернизацию страны. Международный валют ный фонд превратился в самое эффективное средство давления. Можно считать, что 1990-е гг. — это качественно новый этап культурных заимствований. На первом этапе (горбачевская перестройка) наша страна как бы выспрашивала культурные новшества, на втором этапе (ельцинские реформы) их уже навязывали.
Когда общество решает, стоит ли ему заимствовать те или иные ценности, научные достижения, культурные образцы, социальные институты, оно взвешивает плюсы и минусы. Если доходы, получаемые культурой-реципиентом от внедренного новшества, превысят расходы, то она пойдет по пути культурного заимствования. Если новшество не облегчает, а затрудняет решение проблем, то от него следует отказаться. Иными словами, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки.
Когда российская интеллигенция в 1990-е гг. пошла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась намного сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономические реформы или нет.
153
Культурные заимствования могут быть: стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; целенаправленными и сознательными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии:
♦ создание проекта заимствования и его критическая проработка;
♦ отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;
♦ практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.
Западные рецепты «шоковой терапии» при заимствовании способствовали лишь развалу экономики
Первый этап: новшество задумывают и критически оценивают. Если оно полностью несовместимо с местной культурой, его отбраковывают. Если его признают удачным, то посылают «ходоков» за поиском претендентов называться культурным новшеством. Первоначальный замысел обычно формируется как туманная идея: интеллигенция смутно ощущает, что жить по-старому нельзя, а что именно новое необходимо, пока точно не знает. Перед ее мысленным взором проплывают несколько западных демократий, у которых можно позаимствовать демократические институты и ценности, которые могут выполнить роль культуры-«донора».
На втором этапе организуется поиск практических образцов: российское правительство делегирует специалистов или депутатов парламента в западные страны для перенятия положительного опыта в деле организации работы банковской системы, выборов, парламента, кабинета министров и т.п. Из огромного множества собранной в разных странах информации специально созданная комиссия отбраковывает заведомо противоречащие нормам местной культуры, оставшиеся принимаются условно, т.е. на период испытательного срока и экспериментальной апробации: новшество, скажем, компьютерную систему голосования в парламенте, запускают в практику и наблюдают результаты.
164
Третий этап: за внедрение новшества борется заинтересованная в нем общественная сила, группа, партия. Институт президентства в России утвердился лишь потому, что в новшестве была заинтересована вся прогрессивно настроенная демократическая общественность страны. Президент действительно стал символом групповой принадлежности. Иными словами, те, кто выступал за учреждение поста президента в России, имели право причислить себя к демократам, а противники президентства относились к лагерю консерваторов-коммунистов. Если бы позиция демократической общественности в начале 1990-х гг. в России была слабой, новшество не прижилось.
С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культу-ра-«донор» оказывает давление на культуру-реципиента. США и Западная Европа поставили предоставление денежной помощи России в прямую зависимость от быстроты демократических преобразований, т.е. успешности внедрения в практику западных институтов и ценностей.
С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту. В середине 1990-х гг. в России начало проявляться недовольство грубым насаждением инокультур-ных ценностей. Отношение к США из заинтересованного переросло в нейтральное, а затем в прохладное. В конце 1990-х гг. большинство населения уже откровенно высказывалось против иностранного засилья, за возрождение национального наследия и открытое противостояние Западу. Чем больше отступали западнические настроения в культуре, тем активнее заявляли о себе почвеннические, или славянофильские.
Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления9. Когда Г. Зиммель исследовал кризисное состояние западной культуры, он обратил внимание на то, что культура, не меняющая своих форм, пребывает в состоянии стагнации. Однако когда процесс заимствования и внедрения ценностей чуждых культур начинает преобладать и в какой-то период достигает критического рубежа, культура утрачивает присущую ей стабильность, начинается процесс деградации, вступает в силу дезинтеграционная тенденция. История дает тому немало примеров. Так, например, у А. Тойнби отмечено, что эллинистическая цивилизация окончательно распалась именно в результате тесного контакта с современными ей цивилизациями: сирийской, которую она разложила, и христианской, которая пришла ей на смену10. Он подчеркивал, что по мере
Дианова В.М. Культурный плюрализм в условиях глобализации // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума. Вып. 1. СПб., 2003. С. 93-103. 10 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 561—574.
165
распада цивилизаций непременно увеличивается стремление к стабильности, к некоторой стандартной форме, однако это уже осуществляется на ином материале. Именно так, вследствие культурного взаимодействия с Египтом, Вавилонией и Индией образовалась в свое время некая «культур, ная смесь», или «культурный компост» — согласно его терминологии, благодаря которым возникла греческая цивилизация. Сегодня для обозначения подобного процесса применяют термин «культурный плюрализм».
Нередко заимствованный культурный комплекс прививается легко и прочно потому, что его структура имеет параллель в местной культуре. «В Японии, например, широко распространен следующий комплекс одежды: черная
визитка, полосатые брюки, манишка. Этот костюм используется для траурных церемоний. Он согласуется с привычным черно-белым костюмом типа рэйфуку (кимоно, сшитое из ткани, украшенной черно-белыми гербами; хакама из той же ткани и хаори с белым бантом), с давних пор служившим церемониально-траурным костюмом. Оба комплекса в настоящее время равноправны, но по практическим соображениям превалирует европейский вариант»". Из европейской мебели в Корее наиболее распространены низкие столики типа журнальных, которые по своим размерам ассоциируются с традиционными столами папсан. Журнальным столикам отдается предпочтение в интерьере помещении, предназначенных для официальных встреч и приемов.
В других случаях заимствованные культурные нормы со временем неузнаваемо трансформируются либо вытесняются местными образцами. «В среде японской буржуазии одно время предпочтение отдавалось европейской кухне и европейскому жилищу. Однако в дальнейшем европейская кухня стала ассоциироваться преимущественно с буфетами, где закусывают на скорую руку, а европеизированное жилище — в основном с данти, районами массовой стандартизированной застройки»12.
Если чужестранные образцы продолжают сохраняться наряду с аборигенными нормами, то возникает новая ситуация, которую специалисты называют бикультурализмом — параллельным функционированием в стране двух культур как равных. «В качестве примера бикультурализма можно привести поведение японского или индийского студента: оно будет строиться по канонам местной культуры при домашней трапезе и скорее всего по канонам урбанистической (европеизированной) культуры в университетской столовой или большом городском ресторане, не говоря уже о зарубежной поездке. Культурные различия будут затрагивать не только состав самой
" Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 183. 12 Там же.
186
трапезы, способ и манеру сидеть за столом и есть, но, вполне вероятно, даже определенные пищевые и поведенческие запреты, которые, будучи весьма действенными в домашней обстановке, могут вполне потерять свою действенность вне дома: для индийца такими запретами могут оказаться употребление мяса, алкогольных напитков, касание пищи левой рукой. В то же время определенное взаимовлияние двух культур или систем поведения может проявиться во всех рассмотренных ситуациях: в домашнюю трапезу могут быть включены приправы и соусы, которые характерны для европейской кухни, она может проходить с использованием европейской посуды и мебели (стола, стульев). В трапезе европеизированного типа влияние местной традиции может проявиться в повышенной потребности в чае или воде для заливания, в отказе от некоторых блюд и продуктов»13.
Яркие примеры бикультурализма приводит X. Эйдхейм, описывающий, как саамы, работающие на отгрузке тары из склада, переключаются в разговоре между собой с саамского на норвежский, каждый раз выходя из склада и наоборот (в складе работают только саамы, а снаружи, на причале, присутствуют матросы-норвежцы). Индийцы, владеющие английским языком, в описанном случае могут продолжать говорить на родном языке и перейти на английский только тогда, когда начинается общение с иностранцем.
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ
Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую.
Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. В археологии, имеющей дело с материальными артефактами, диффузия — это процесс, результатом которого было распространение идей, технических приемов, человеческих сообществ, одомашненных растений и животных. Этот процесс мог иметь форму торговли на небольшие расстояния, контактов, постепенного перемещения населения (такие мнения существуют относительно передвижений ранних земледельцев из Передней Азии в Европу), но мог быть и очень быстрым — так растения Нового Света, подобные табаку и картофелю, в течение нескольких столетий после Колумба распространились по всему миру.
Специалисты различают три основных варианта диффузионизма: а) ин-вайзионизм (от англ. invasion — вторжение), считающий успехи в развитии собственной культуры исключительно или преимущественно результатом чужеземного вторжения диких племен, военных завоеваний или мирных миграций, принесших с собой более высокий уровень культуры и техники; б) теории культурного центра, изображающие распространение культуры в виде последовательных волн рассеяния норм и ценностей передовой культуры, зародившихся в центре, по периферии.
13 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 120—121.
G 7
Диффузионизм как теоретическое направление в изучении культур По явился в конце XIX в. Представители этого направления считают главны содержанием исторического процесса контакт, столкновение, заимствовя ния и перенос культур. Диффузионизм был распространен в скандинавски странах в виде историко-географического направления, в Германии — уц* ния о «культурных кругах» (культурно-историческая школа), в США э/ направление существовало под названием « age - and - area » (возраст/время и пространство). Основателем диффузионизма был немецкий исследоватепк Ф. Ратцель. В его работах сформулированы основные положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования — предметы материальной культуры (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг).
В рамках диффузионизма получила развитие теория культурных кругов, представители которой Лео Фробениус (1873—1938), Фриц Гребнер (1877-1934), Грэфтон Эллиот Смит (1871 — 1938) и другие поставили во главу угла не генезис, а процессы распространения культуры14. «Культурный круг» представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Другими словами, элементы одного «круга» могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»)15.
Лео Фробениус был крупнейшим специалистом по культурам народов Африки, куда он совершил более 10 экспедиций. Итогом стали фундаментальные работы, в том числе «Происхождение африканских культур»16, сразу поставившие его в ряд крупнейших африканистов. В этой работе он предпринял попытку выявить в пределах Африки культурные провинции-округи»), каждая из которых характеризовалась наличием ряда признаков, главным образом из сферы материальной культуры. Фробениус понимал культурный круг не как простой набор явлений культуры, а как целостный комплекс. Он впервые в этнографической практике ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенных к книге, до сих пор представляет несомненную
14 Culture: The Diffusion Controversy. N.Y., 1927; Smith E.G. The Migrations of Early Culture. Manchester,
1929; Voget F. W. A History of Ethnology. N.Y., 1975.
15 См.: Воронцова Л.П. Диффузионизм // Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997. С. 176-177.
16 Frobenius L. Der Ursprung der afrikanischen Kulturen. Berlin, 1898.
168
научную ценность. Фробениус рассматривал две формы передвижения культуры: перенос — без значительного движения народа и перемещение — с народами. Культура у него растет сама по себе, без человека, без народа. Человек же, скорее, продукт культуры, чем ее творец. Основное понятие его концепции «культурная провинция» (культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов материальной культуры, которые имеют между собой известное сходство. Л. Фробениус, например, выделял «западноафриканский культурный круг», охватывающий бассейн реки Конго, побережье Верхней и Нижней Гвинеи. Признаки этого культурного круга таковы: прямоугольные дома с двускатной крышей, лук с растительной тетивой, плетеный щит, музыкальные элементы с растительными струнами, барабан в форме песочных часов, маски и пр. Фробениус обратил внимание также на поразительные сходства многих черт «западноафриканского культурного круга» с культурой Новой Гвинеи и других частей Меланезии17. Согласно воззрениям Фрица Гребне-ра каждое явление и материальной, и духовной культуры (лук и стрелы, свайное жилище, земледелие, тайные мужские союзы, культ духов умерших и черепов, лунная мифология и т.п.) возникло в истории лишь однажды и только в одном месте и затем из этого центра распространилось по земле. В Австралии и Океании он обнаружил от 6 до 8 отдельных и самостоятельных «культурных кругов», каждый из которых состоит из некоторого числа (от 5 до 20) элементов культуры. Он расположил их в порядке возникновения: 1) тасманийская (ранненигритская); 2) культура бумеранга (новонигрит-ская, древнеавстралийская); 3) тотемическая (западно-папуасская); 4) двух-классовая (восточно-папуасская); 5) меланезийская культура лука; 6) прото-полинезийская; 7) новополинезийская; 8) индонезийская. К характерным признакам восточно-папуасской культуры он относил: земледелие с возделыванием клубневых растений; рыболовство при помощи ставных сетей; дощатая лодка; хижина с двухскатной крышей; огневая пила; спиральное плетение корзин; тяжелая палица с утолщением на конце; широкий щит, деревянный или плетеный; два экзогамных класса с женским счетом; тайные мужские союзы и пляски в масках; культ духов умерших и черепов; лунная мифология; людоедский миф; пластические изображения духов; круговой орнамент; сигнальный барабан; флейта Пана; однострунный музыкальный инструмент; звучащие дощечки18.
Согласно их взглядам, был только один мировой центр цивилизации — Египет, откуда созданная древними египтянами высокая культура распространилась по всему миру. А по мнению ассирологов Ф. Делича и Г. Винк-лера19, почти все, если не все, цивилизации земли имеют своим истоком ва-
17 Бюттнер Т. Лео Фробениус — исследователь Африки: достижения и заблуждения//Изучение ис
тории Африки. Проблемы и достижения. М., 1985.
18 См.: Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
19 Делич Ф. Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1912; Винклер Г. Вавилонская культура
в ее отношении к культурному развитию человечества. М., 1913.
169
вилонскую. В конечном итоге тезис диффузионистов о том, что культур» распространяется главным образом путем заимствований, исключал созда ние обобщающей генетической теории культуры. Понятие эволюции, а тек. более прогресса, у диффузионистов напрочь исчезло. Совершенно исчезло и понятие общества. Если существование общества и признавалось, то он0 рассматривалось как производное от культуры или как один из ее аспектов Согласно этому подходу, вся история человечества сводилась к явлениям контакта, столкновения, заимствования, переноса культур. Новые культуры возникают в результате соприкосновения, взаимодействия и смешения культур, а не их эволюции.
Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним. Проникновение американской культуры на европейский континент во второй половине XX в. оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный вестернизацией. В свою очередь и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изобретения _ встречается в истории гораздо реже двух первых.
Культурная диффузия — двусторонний процесс : высокая культура проникает из высших страт в низшие , массовая культура распространяется в обратном направлении
Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Огонь, колесо, капкан, корабль, порох были открыты в одном или двух местах, а затем через культурные контакты распространились везде. Распространенный пример диффузии сегодня — потребительские товары: кока-кола, гамбургер распространились из США по всему миру и вошли в другие языки. Так же большинство американцев свои первые контакты с японской культурой осуществили через покупку автомобиля или стерео и их первыми японскими словами были «Тойота» или «Тошиба».
170
Легче усваиваются материальные элементы культуры, если они демонстрируют явное превосходство, например, огнестрельное оружие заменило лук и стрелы. Труднее усваиваются чужие нормы и ценности, так как здесь невозможно доказать, что они эффективней собственных20. Еще одна особенность: чужая технология вряд ли усвоится, если она потребует слишком сильных изменений в других сферах культуры народа.
Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Однако культурные ценности и идеи могут распространяться и без помощи людей. Они остаются на своих местах, а их мысли путешествуют по миру, найдя себе подходящее транспортное средство, например, Интернет. Исследователи давно уже обратили внимание на то, что некоторые явления культуры совершенно не обязательно должны возникать в данном обществе в результате его эволюции, они вполне могли быть заимствованы, восприняты им извне. Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам.
Таким образом, каналом стихийного распространения культуры служат не только люди, но также язык, книгопечатание, радио, телевидение, Интернет. В средневековой Европе греческий и латинский языки служили международным средством общения. Латинский язык во многих европейских государствах был языком литературы, науки, официальных бумаг и религии (католицизма). Научные сочинения вплоть до XVIII в. часто писались именно на латыни. Латинский преподавался как обязательный предмет в школах, на латыни читались лекции в университетах, велось богослужение в католических храмах, создавались литературные произведения, и, конечно же, латинский язык оказал на английский громадное влияние.
Распространение, или диффузия культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона
20 Hess В.В., Markson E . W ., Stein P . J . Sociology. N.Y., 1991. P. 481.
171
пцди w-iFnaiD lupnjuHiajibHbiM распространением, а заимствование арист0
ратией элементов простонародного говора — вертикальным. *v
Культурная диффузия может происходить не только между странами народами, но также между группами (полицейскими и преступниками) ^ классами, например между высшим и низшим. Межгрупповая диффу3 " давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговори, ? язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас иИ России стала походить на стилевые особенности преступной субкультур.6 Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с пре' ступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лек сикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия21 выражается в двустороннем процессе-
Врезка
Д. Моррис Одежда и статус
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального слоя. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. Майор не имеет права носить форму полковника. Однако люди постоянно стремились завысить свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за костюм, а за попытку с его помощью завысить свой статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские
джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать, постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневную одежду высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — использовались клет-
чатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черный фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.
В последние годы на Западе наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов» — она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник : Моррис Д . Одежда и социология // Ровесник. 1990. № 7 С. 12-13
21 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 70.
172
♦ средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;
♦ высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.
Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например, техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса. Знаменитое японское татами вначале появилось у высших слоев знати, затем перешло к самураям, и лишь позднее — в XIX в. — к крестьянству, став общенациональной нормой. В XX в. то же самое произошло с европейской пищей, одеждой и жилищем.
Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х гг. XX в. в США насчитывалось 42 тыс. бильярдных клубов ( poolroom ), но к середине 1960-х их число сократилось до 11 тыс. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно, американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях22.
В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения: представителям низших классов запрещалось носить ту же одежду, что и высшему. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим им всем.
Стратификационная диффузия имеет два направления: восходящее (сверху вниз) и нисходящее (снизу вверх). Первый вариант уже был рассмотрен. Примером второго выступают японские деревянные сандалии на подставках, так называемые гэта, которые были изобретены низшим классом, затем восприняты высшим и, наконец, стали достоянием всех классов23. Другой пример — знаменитый скифский звериный стиль. В ранний период, в VII—V вв. до н.э., он бытовал в воинской среде, выполняя религиозно-магические функции, но в IV—III вв. до н.э. он перекочевал в аристократическую среду, приняв парадно-декоративные функции.
Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь, в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем-спуск-подъем», и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией .
22 Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 84.
23 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 176.
173
Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативны сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низщи страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение ца селения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части, а имен, но активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.
Зрезка
С . А . Арутюнов
Ротация культурных инноваций
Япония по меньшей мере дважды пережила периоды интенсивного заимствования культурных инноваций: первый раз на протяжении VI-VIII вв. под влиянием Китая и Кореи, второй раз в конце XIX — начале XX в. под влиянием западных цивилизаций. В обоих случаях массированный поток инноваций вливался прежде всего в элитарную субкультуру, постепенно проникая в быт господствующих классов. Последние частично старались насадить инновации в массах административным путем. Так было в VII-VIII вв. с внедрением буддизма, так было и в XIX в. с введением европейской форменной одежды и прически. Однако темпы распространения и религии, и одежды, и многих других элементов культуры мало зависели от административных мер. Зато четко проявлялась иная закономерность. Как только в элитарной субкультуре упомянутые элементы становились всеобщим нормативом, они довольно быстро начинали распространяться вниз по социальной шкале, приобретая дополнительное значение, коннотацию престижности. Когда заимствованный элемент уже настолько врастал в быт всего народа, что переставал восприниматься как престижный, начинался обратный процесс. Верхушечные слои, нуждаясь в определенных престижных символах, искали и находили их в тех компонентах традиционной культуры, которые выглядели как полузабытая архаика или во всяком случае не относились к числу повседневно употребляемых. Но получив «права гражданства» в элитарной субкультуре, эти компоненты как бы вновь приобретали давно утраченное ими или даже никогда в них не присутствовавшее престижное значение и в преобразованном виде снова обретали ценность в глазах тех социальных групп, которые ранее готовы были без сожаления их утратить. Так, в частности, произошло в Японии с синтоистской религией, которая к XVIII в. была близка к полному растворению и исчезновению в буддизме. В конце XVII — начале XIX в. возродился интерес к ней в среде реформистски настроенной аристократии. Затем в эпоху «революции Мэйд-
зи» синтоизм не только стал государственной религией, но и вновь прочно вошел на довольно долгое время (в ритуальной сфере даже по сей день) в культуру широких масс. «Тэта», бытовые деревянные сандалии, уже на заре японской государственности были восприняты знатью и стали носить знаковый характер. В средние века они, став очень высокими, использовались знатью для торжественных выходов, чтобы придать фигуре более высокий рост и торжественную осанку. Наконец, в позднем средневековье вместе с рядом других атрибутов феодального быта они проникают в преобразованном
виде в быт сперва горожан, а затем и крестьян и становятся повседневным общеяпонским видом обуви. Со столь же давних времен в японской крестьянской культуре имелись плетеные циновки — подстилки, использующиеся для сидения и спанья на земляном или деревянном полу. В эпоху средневековья в быту класса феодалов и они претерпели изменения: циновками «татами», более плотными и добротными, обшитыми по краям плотной узорчатой тканью, стали покрывать весь пол жилища феодала или рыцаря. Постепенно князьям и самураям в этом стало подражать и городское состоятельное простонародье, а затем и крестьянство. Обычай полностью покрывать пол жилища матами стал общепринятым в крестьянском быту очень поздно — только в XIX в. Таким же путем сверху вниз распространились в средние века и заимствованные извне элементы культуры, например соевые продукты китайского происхождения, а в XIX-XX вв. — европейские элементы: одежда, обувь, мебель и т.д. Источник : Арутюнов С . А . Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 188-190
174
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!