КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ И КУЛЬТУРНОЕ ЗАПАЗДЫВАНИЕ



Культурный лагописываетситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввел У. Огборн. Он предположил, что ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Ее духовный мир не меняется столь быстро, как материальное положение.

Иногда между культурной динамикой и социальной динамикой проис­ходит разрыв во времени. В обществе уже появились технологические изоб­ретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не про­изошло. Это и есть культурный лаг. К примеру, изобретение пишущей ма­шинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений. Однако влияние нельзя назвать немедленным и прямым. Хотя пишущая ма­шинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американ­ские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели тра­диционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина долж-

186

на сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши46.

Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. Тинейджеры усколь­зали на своих верных друзьях от родительского ока и контроля школьной администрации. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступ­ления в брак, добрачные отношения и связанные сними социальные отноше­ния. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причи­ной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.

Культурный лаг описывает не толь­ко западное общество. У российской молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры в стране отста­ет от западного на столетия.

Культурное запаздывание происхо­дит в тех случаях, когда нематериаль­ная (духовная) культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры, напри­мер научно-технического прогресса. Переход России в конце 80-х гг. XX в. от социалистической стратегии развития к капиталистической повлек за собой образование новой, рыночной финансовой структуры. Однако тради­ции, обычаи, ценностные ориентации и взгляды большинства населения от­ражали предшествующий этап развития.

Подобное запаздывание происходит в любой стране, претерпевающей модернизацию, экономическое и социальное ускорение или переживающей культурную революцию. Примером могут служить реформы Петра I, Лени­на, Сталина, Горбачева, Ельцина и Путина. Всякий раз перед страной вста­вала задача догнать передовой Запад, для чего наращивались экономические бицепсы и перестраивалась нервная система управления страной — ее по­литическая надстройка. Однако нематериальные изменения опаздывали: обычаи, традиционный уклад жизни, ценностные ориентации меняются гораздо медленнее.

Первым с культурным запаздыванием столкнулся все тот же Петр I. Про-европейские намерения царя далеко не всегда совпадали с установками и обычаями патриархального русского общества. Так, в духе своего времени и под влиянием просветительских идей французов в 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Он старался вовлечь их в активную общественную жизнь. Именно так поступали евро­пейские правители. Но допетровская Россия, с которой имел дело царь-преобразователь, жила по домостроевскому укладу жизни, где муж был гос-

46 Lowry R.P., Rankin R.P. Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y., 1972. P. 586.

187

подином и повелителем, а жена оставалась на положении домашней рабы­ни. Реформатору некогда было вникать в женскую психологию и особенно­сти общественного уклада жизни. Он спешил, а потому издал инструкции о том, как следует женщине одеваться, что говорить, как сидеть и вести себя в публичных местах. В первое время на ассамблеях, как отмечает С.Н. Шу-бинский47, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, «за­тянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высо­ких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною причес­кою, с длинными "шлепами", или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть». С.Н. Шубинский также делает замечания по поводу кавалеров, которые были под стать дамам и отличались чрезвычайной неловкостью. Взявшись распо­ряжаться танцами на ассамблеях, царь, отмечал Ф. Берхгольц, часто выде­лывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени48.

КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ

Культурная трансмиссия { Cultural transmission ) — процесс передачи соот­ветствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обыча­ев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии в американской социологии признано образование, благодаря которому культурные ценности передают­ся от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школь­ников младших классов до студентов) через узаконенные государством фор­мы и механизмы обучения.

Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преем­ственность культуры, ее непрерывность во времени. Она исследуется в на­уке в синхронном (происходящем в одно и то же время) и диахронном (ис­торическом, происходящем в разное время) аспектах. Вторая получила также название вертикальной трансмиссии, например, протекающей между дву­мя поколениями (межпоколенная, межпоколенческая). О синхронной трансмиссии говорят в тех случаях, когда двое или более лиц обмениваются (передают) культурной информацией в процессе беседы, лекции, танцев, визуального или мимического контакта и др. Она имеет и другое наимено­вание — горизонтальная трансмиссия, например, происходящая как обмен знаниями в группе ровесников.

Основные методы, каналы, средства, механизмы культурной трансмис­сии между поколениями в диахроническом срезе классифицируют так: 1) импритинг; 2) имитация и исследование (игра); 3) образование и обуче­ние; 4) инициация (посвящение во что-то, приобщение к знаниям или де­ятельности). Импритинг объясняет трансмиссию знаний и навыков между младенцем и его матерью (рис. 12), имитация и исследование (игра) харак­теризуют особенности социализации человека в подростковом возрасте (на-

47 Шубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864. 4S БерхгольцФ.В. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721-1725. М, 1902-1903. Ч. 1-4. Ч. 1.С. ПО.

188


пример, игры мальчиков с элементами риска), образование и обучение включает школьное и университетское приобщение к культурным нормам и знаниям, а инициация касается скорее племенного и традиционного об­ществ.


Рис 12. Импритинг — форма культурной трансмиссии знаний и навыков между матерью и младенцем

Последовательная смена циклов развития культуры в рамках одного на­рода или страны должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались базисные элементы культуры, а видоизменялись лишь второ­степенные. Преемственность обеспечивается непосредственным контактом живых носителей культуры, выступающих в роли учителей и учеников. Для этого надо, чтобы в исторических катаклизмах (революциях, войнах, кон­фликтах) не погибали те, кто считается хранителем культурных ценностей — народы, сословия, большие группы (об этом говорилось в связи с пробле­мой геноцида). В противном случае происходит разрыв культурной цепи.

Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняет­ся на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей — носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность, или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 г. в России произошел полный разрыв с прошлой культурой и она искусственно подавлялась в те­чение 75 лет. Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям про­шлой, дореволюционной культуры. Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники матери­альной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и эмигранты из русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

В зарубежной науке разрабатываются экономические, социологические, антропологические и биолого-эволюционистские модели культурной транс­миссии. Особенно популярны ныне такие темы, как культурная трансмис­сия и Интернет, культурная трансмиссия и искусственный разум, роль био­логического наследования и генов в культурной трансмиссии, роль семьи и семейного воспитания в культурной трансмиссии, культурная трансмиссия и преступность. Первыми внимание к преступности проявили сторонники знаменитой Чикагской школы Клиффорд Шау49 ( Clifford Shaw ) и Генри Маккей50 ( Henry McKay ), изучавшие в 1930—1940-х гг. юношескую делинк-

49 Shaw С . Brothers In Crime. Chicago, 1938; Idem. Delinquency Areas. Chicago, 1929; Idem. The Jack Roller.
Chicago, 1930.

50 Shaw С , McKay H. Social Factors In Juvenille Deliquency. Washington, 1931; Idem. Juvenile Delinquency
and Urban Areas. Chicago, 1942.

189

вентность в городских районах. Как однажды заметил К. Шау, «я никогдаце встречал, чтобы преступники действовали в одиночку». Проведя ряд эмпи­рических исследований51, он и Г. Маккей обнаружили, что одни и те же рай­оны Чикаго, независимо оттого, какие этнические группы их заселяют или выселяются из них, служат очагом делинквентности. Действительно, дан­ные о приводах в полицию Чикаго, собранные социологами в периоды 1900-1906, 1917—1923, и 1927—1933 гг., показали: пик миграции, выпадающийна указанные периоды, свидетельствует, что группы эмигрантов, достигнув определенного уровня благополучия, вскоре переселяются из внутренних районов города в пригород, а их место занимают такие же как они бедные и отверженные, которые проходят тот же жизненный путь. Старожилы пре­ступного мира не увозили с собой существовавший в местах их прежнего обитания высокий уровень делинквентности. Он как бы доставался по на­следству новым мигрантам. Доставались им привычки, традиции и ценно­сти преступной среды, прочно обосновавшейся в центре Чикаго.

Свои теоретические находки они вскоре сформулировали в виде теории культурной трансмиссии ( Cultural Transmission Theory ). Она утверждает, что преступные традиции передаются последующим поколениям, проживающим в данном районе, благодаря языку, социальным ролям и ценностным ориен-тациям, переходящим от одних лиц к другим. Как правило, районы культур­ной трансмиссии являются в городе самыми бедными и неблагополучными.

Ныне американские социологи, преданные идеалам Чикагской школы, изучают современную коррупцию, применяя к ней теорию культурной трансмиссии, которая утверждает, что преступные ценности передаются по тем или иным каналам (каким именно, предстоит изучить) от одного поко­ления к другому ( intergenerationat transmission of values ).

Видами или формами культурной трансмиссии выступают: а) социали­зация и инкультурация, если речь идет о процессах происходящих внутри одной культуры; б) аккультурация и ассимиляция, если речь идет о переда­че культурных норм и ценностей между двумя культурами.

КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ

Культурная аккумуляция — накопление знаний, навыков, традиций и обычаев, жизненных впечатлений и жизненного опыта, а также материаль­ных артефактов — происходит на двух уровнях и в двух формах, а именно в индивидуальной и коллективной. Турист, совершающий свои путешествия по стране или за рубеж с научно-познавательными целями, с каждым разом накапливает не только эмоциональные впечатления, расширяет свой кру­гозор и тренирует эстетические навыки. Он аккумулирует культурные зна­ния о других странах, которые фиксирует в своих дневниках и фотоальбо­мах, рассказывая затем друзьям и знакомым. В дальнейшем он может пере­дать их другим людям. Это индивидуальный уровень культурной аккумуляции.

Коллективный уровень культурной аккумуляции касается общества в це­лом и происходит в форме накопления культурного наследия страны, его

51 В исследовании они использовали модель концентрических зон, созданную их коллегами по Чи­кагской школе Парком и Берджесом (подробнее о ней в т. 6 «Фундаментальной социологии»).

19С

охраны, реставрации, музеификации, распространения и передачи после­дующим поколениям людей.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение по­лучает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется боль­шее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представ­ляет собой такой процесс, конечным за­вершением которого выступает образо­вание культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием и выясни­ли, что оно описывает ту часть матери­альной и духовной культуры, которая со­здается прошлыми поколениями и пере­дается следующим как нечто ценное и почитаемое. Можно согласиться с таким определением культуры: «Культура — своеобразный механизм, отбирающий из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоя­щему и проявляться в поведении людей в организациях. Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в об­ществе изменений, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющихся в деятельности организаций»52.

Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных уч­реждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся му­зеи, библиотеки и резервации.

Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и на­учно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появи­лись в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окру­жающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты и состязались в своем ма­стерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах име­нитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые под­данными в подтверждение их верности. В Акрополе, в Афинах, в Дельфий-

- Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент». М., 1998. С. 6.

191

ском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелир, ных изделий выросло настолько, что они уже не помещал ись в храмах и ддя их хранения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собря на коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальныйцнститут который выполнял функции современных музеев (информационные, де­монстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоцио-нальное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин эллини­стической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г,до н.э.) и Пергамская библиотека ( III в. до н.э.) — крупнейшее в античности храни­лище книг и художественных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прош­лого, особенно во Флоренции XIV — XV вв. Многие состоятельныеторговые дворы флорентийских купцов и аристократов увлекались составлением кол­лекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульп­туры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV — XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пи­накотеки». В XVI в. возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии. Франции и Швейцарии53.

В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Ев­ропе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля отно­сится к XVI в. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II . Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветитель­ские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-науч­ные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, крае­ведческие и др.

Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, ката­логизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставри­руются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбо­ру, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эта­лонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функ­ция — просветительская.

53 Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Со-цис. 1996. №7. С. 71-73.

192

Библиотека (от греч. biblion — книга и... тека) — учреждение, организую­щее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и хра­ниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие библиотеки получили в монастырях раннего средневе­ковья, а новое качество получили в XV в. после изобретения книгопечата­ния. В XIX в. публичные библиотеки становятся массовым явлением. В Рос­сии монастырские библиотеки появились в XI—XII вв., а первые светские — в XVIII в. при Академии наук и Московском университете.

Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где соби­раются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специ­ального контингента, называемого читателями. В нормативных документах библиотеки проведены как научно-информационные и культурно-просвети­тельские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции.

Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализиро­ванные (научные и технические). К массовым относятся школьные, район­ные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифи­цироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библио­тек главное — доступность фондов для читателя.

Библиотека — один из самых мощных и распространенных факторов культурной аккумуляции

В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи помимо паспорта необходимо так называемое «отношение» — документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, на-

193

пример, академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функ­цию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.

Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и спе­циализированном режимах. Знаменитая Библиотека им. В.И. Ленина хра­нит обязательный экземпляр, ведет широкую научно-исследовательскую дея­тельность, допускает в свои фонды специализированные категории читате­лей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.

Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к лич­ным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домаш­ние библиотеки стали массовым явлением в 1970—1980-е гг., когда большин­ство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образова­ние. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенно­го уровня культуры.

Мощным средством культурной аккумуляции выступает письменность, благодаря которой информация перестала теряться, но точно фиксировалась и передавалась следующим поколениям. Она явилась одним из величайших культурных изобретений человечества, появившихся в процессе неолитичес­кой революции.

Культурная резервация (от лат. reserve — сберегаю) — специфический со­циальный институт, государственное учреждение, призванное защищать и оберегать этносы, подвергающиеся гонению и дискриминации. Примером является коренное население США, Канады, Австралии, ЮАР. Задача этого института здесь — сохранение самого социального состава культурно-исто­рических этносов, защита их культуры, традиций, социального уклада, обра­за жизни, культурных ценностей. Культурная резервация принадлежит к од­ному классу природоохранных и экологических учреждений, что и специаль­ные заказники, национальные парки, заповедники и т.д. В отличие от зоопарков, призванных не только охранять исчезающие виды животных, но и демонстрировать их посетителям за плату, культурные резервации не вы­полняют коммерческих функций. Их цель — оградить этносы как носителей традиционной культуры от разрушающего воздействия индустриального об­щества, к которому они не приспособлены, сохранить самобытные ценнос­ти, нормы и обычаи. Однако нередко культурная резервация становится фор­мой вытеснения и изоляции коренного населения. В результате отчуждения территорий под сельское хозяйство и промышленные объекты сужается жиз­ненное пространство, культура и обеспечивающая пропитанием территория коренного этноса, представителям которого приходится уходить в города на поиск работы. Здесь они превращаются в люмпенов, подвергаются разруши­тельному действию алкоголизма и наркомании. Активное общение с большим обществом и другими этносами засоряет самобытную культуру чужеродны­ми элементами, она утрачивает свою специфику и начинает деградировать. Принимаемые правительствами США и Канады меры по развитию культур­ного плюрализма и сохранению культуры национальных меньшинств посте­пенно начинает приносить плоды. Культурная резервация превращается из культурных гетто в очаги народной культуры.

194

ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различ­ных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция, или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неоснов­ных, неглавных элементов.

Фундаментом целостности и интеграции общества выступает норматив­ная система культуры, которая обеспечивает порядок, устанавливает прави­ла поведения, которым подчиняются все люди. В данном случае интеграция

рассматривается на другом уровне или, лучше сказать, в ином ключе — через эмпирическое сходство культурных черт, единство образа жизни людей, принадлежащих к одной культуре. Оба аспекта чрезвычайно важны для пони­мания тех процессов, благодаря кото­рым разрозненная сумма индивидов одной национальное 1 и превращается в качественно новое формирование — единый народ, обладающей собственной культурой.

Если различие культурных черт затрагивает не второстепенные, а глав­ные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Рас­падение не обязательно сопровождается катастрофой и гибелью народа, хотя подобное случалось в многовековой истории человечества.

Такой процесс может быть частичным и представлять собой не что иное, как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае надо говорить о диверсификации культуры. Она выражается в форме разветвления домини­рующей культуры на множества субкультур. В этом нет ничего страшного. Подобный процесс надо оценивать скорее позитивно. Люди различаются между собой множеством качеств — ростом, полом, статусом, темперамен­том, духовным миром, способностью к творчеству, профессиональными ориентациями, образом и стилем жизни, манерой одеваться и проводить досуг. Демократическое общество охраняет право каждого человека на сво­бодное самовыражение, следовательно, в таком обществе культурная диф­ференциация, образование многочисленных субкультур неизбежно. Право­вое закрепление на культурное самовыражение для каждого человека и каж­дой народности, входящей в состав доминирующей нации, создает особое явление, называемое культурным плюрализмом.

Культурная дифференциация предполагает, что живые носители культуры принадлежат к разным социальным группам, занимают неодинаковое обще­ственное положение, т.е. имеют неравные социальные статусы и поэтому создают разные виды культуры. В таком случае она отражает социальную либо половозрастную дифференциацию. Как правило, каждая социальная или де­мографическая группа формирует свою субкультуру. Так, субкультура моло­дежи отличается от субкультуры пожилых людей, культурные нормы мужчин отличаются от культурных ценностей женщин, субкультура национальных меньшинств отличается от культуры коренной или доминирующей нации, субкультура рабочего класса отличается от субкультуры буржуазии.

195

КУЛЫ УГНАН ЭКСПАНСИЯ

Культурная экспансия (от лат. expansio — распространение) представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культу, ры за первоначальные пределы или государственные границы.

Проникновение западных ценностей и культурных достижений в неза­падные страны, в том числе и в Россию, получило название вестернизацщ, (от англ. west — запад). Это широкий культурный мейнстрим (главное или доминирующее направление потока, движения), который охватил все стра­ны мира, кроме Западной Европы и США. Вестернизация предполагает, что в другие, незападные страны, проникают и утверждаются на национальной почве культурные ценности и нормы жизни, существующие в двух регионах мира — Западной Европе и Северной Америке. Вестернизация в значении культурной экспансии Западной Европы имела смысл для России в XV] I-XIX вв., когда отечественные философы и ученые отмечали очень сильное влияние на высшие и средние слои общества английских, немецких и фран­цузских мигрантов — купцов, учителей и гувернеров, банкиров, промыш­ленников, архитекторов, инженеров. Так, в XIX в. многие русские деятели

Врезка

А . У . Конаре


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 1821; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!