С . А . Арутюнов Модернизация на Востоке
Хотя модернизация традиционной культуры нередко протекает параллельно с «европеизацией», явления эти неоднозначны. Модернизация идет в двух направлениях: по пути выработки новых, отвечающих современным запросам, форм и по пути заимствования отдельных черт или готовых комплексов из арсенала мировой урбанистической культуры. Например, застрачивание складки-напуска (хасёри) на кимоно, употребление однослойного пояса (оби) с накладным бантом в японском национальном женском костюме— всего лишь попытки модернизации традиционной одежды без каких-либо признаков ее европеизации. Модернизации быта несомненно способствует широкое проникновение техники (телефонов, радиоприемников, электроприборов, швейных машинок и т.п.) и использование синтетических материалов. В настоящее время в КНДР в быту все шире применяют электрокотлы и электрокастрюли для варки риса, механические приспособления для изготовления пельменей (манту), электрорезки для овощей. Все эти явления сами по себе еще не служат показателем «европеизации», хотя нередко они воспринимаются как заимствования с Запада. Например, изготовление традиционной корейской или японской посуды из пластмасс, а также корейского или японского типа одежды из синтетических тканей есть не европеизация, а модернизация, которой в равной мере могут подвергаться элементы неевропейского и европейского быта. Однако психологически модернизация и европеизация часто ассоциируются. Так, в последние десятилетия корейские женщины стали носить чхима более короткие, чем предусмотрено традицией. Это несомненно отражает лишь модернизацию национального костюма, однако укороченная чхима сочетается с чулками и обувью обя-
|
|
зательно европейского стиля, а чхима традиционной длины — с носками посон и корейской обувью. Любой предмет или комплекс предметов в бытовой среде, окружающей современного корейца или японца, могут быть, как правило, отнесены к одной из двух сфер культуры: национальной и «западной». В Японии традиционная сфера культуры известна под термином «васики», а западная — «сэйёсики» или просто «ёсики». В корейском быту предметы традиционного быта отно-
сятся к категории чосонсик, а «западного» — к категории соянсик, той же этимологии. Сочетание европейского и национального встречается повсюду. В интерьере: украшение комнат, меблированных по-европейски, национальными свитками с живописью или каллиграфией. В одежде: корейский жилет (тынгори) или кофта (чогори) или японская кофта (хаори), украшенные такими европейскими деталями, как хлястик или пуговицы; японское кимоно или костюм кореянки, сшитые из европейской ткани; японская или корейская по фактуре и выделке ткань, но с европейским рисунком; или, напротив, ткань специфически европейского типа, но украшенная корейским или японским орнаментом. В пище: европейская трапеза или блюдо, к которому, однако, подается не хлеб, а сваренный на пару пресный рис гохан (яп.), пап (кор.). Источник : Арутюнов С . А . Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 179-181
|
|
65 Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?..
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.,
1999. С. 310-320.
66 Красильщиков В.Н., Зиборов Г.М., Рябов А.В. Шанс на обновление России // Мир России. 1993.
Т. II. № 1. С. 106-111.
212
ния. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991 — 1993 гг.
|
|
Догоняющая модернизация, по определению, означает ориентацию на страны, успешно прошедшие модернизацию. Если страны первого эшелона создают культурные образцы современного общества, то догоняющие страны адаптируются к ним, принимают их67, следовательно, подражают. При этом подражание всегда носит стихийный, поверхностный характер и ориентировано в первую очередь на усвоение образцов потребления. Подражание странам первого эшелона поверхностно, ибо способности преобразователя ограничены, даже если речь идет о государстве. Это делает невозможным перенос исходных элементов и внутренних механизмов развития из одной страны в другую. У реформаторов догоняющих стран нет иного выхода, кроме как исходить из аналогии. Копируется только то, что наблюдаемо, то, что является. Явление же всегда поверхностно. При столкновении цивилизаций разного уровня развития более примитивные общества, как правило, перенимают образцы потребления развитой цивилизации68.
|
|
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда была заимствована технология и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь, служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая — «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части об-
67 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр. философии. 1993. № 7. С. 3.
6S Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под обш. ред. Т.Н. Заславской. М., 1999. С. 310-320.
213
шества. Так было в XIX в., когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
По мнению ряда исследователей, догоняющая (запаздывающая) модернизация России, в отличие от органической, характеризуется «высокой социальной ценой», выражающейся в поляризации и люмпенизации общества (А.С. Ахиезер)69, неравномерностью (Л.А. Седов)70 и прерывистостью71. Ча-
Врезкс
Р . Лоури , Р . Рэнкин Модернизация — добро или зло ?
Сегодня на эти вопросы пытаются ответить ученые многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 1960-1970-е гг. считали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым странам тем, что: 1) увеличивает урожайность благодаря распространению фермерства и сельскохозяйственных машин; 2) создает запасы наличных денег; 3) формирует рынки дешевой рабочей силы. Хотя авторы проектов оказания международной помощи не были закоренелыми этноцентристами и скорее всего исходили из добрых побуждений, они смотрели на традиционное общество глазами западного бизнесмена. Жителей слаборазвитых стран в плановом порядке заставляли обучаться новым ролям, профессиям, овладевать непривычной для них фермерской техникой. Ожидали больших изменений. Однако позитивных сдвигов не произошло. Запасы наличных денег побудили правительства этих стран к активному выходу на мировой рынок. Но экспорт дешевого сырья — сахара и кофе — сбил мировые цены и принес странам третьего мира убытки. Механизация сельского хозяйства и переход к фермерству вытеснили из деревни мелких производителей. Производство прибрали к рукам крупные монополии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных аграриев. Не прижились и демократические
институты власти. Они противоречили традиционной культуре аборигенов. Усилились сепаратистские устремления. Африка стала дробиться на множество племенных союзов, требующих государственного суверенитета. Возросло число гражданских войн и межэтнических конфликтов. Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть уменьши-
лась, а мужчины — возросла. Женщина стала больше заниматься домашним хозяйством, рожать и воспитывать детей. Желаемого для западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили в одной сфере, но закабалили в другой.
Таким образом, западный вариант модернизации усугубил положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положения большинства населения.
Адаптировано по : Lowry R . R , Rankin R . P . Sociology. Social Science and Social Concern. N.Y, 1972. P. 60-62
Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр философии. 1993. № 7. С. 5; Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Социологический журнал. 1996. № 3-4. С. 9-Ю; Хорос В. Г. Модернизация в России и Японии (цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 8. С. 72.
70 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр фило
софии. 1993. № 7. С. 22; Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Bonn
философии. 1993. № 7. С. 46. Р'
71 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Со
циологический журнал. 1996. № 3-4. С. 6, 10; Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на noDO
ге XXI века // Вопр. философии. 1993. № 7. С. 47. у
214
сто она сопровождается «псевдомодернизацией», т.е. преобладанием потребительских ориентации и «бездумным переносом и подражательством» (С.Я. Матвеева; Л.А. Седов)72.
России свойственна догоняющая ( запаздывающая ) модернизация —
так было в XIX в .. так случилось и в веке XX — эффект был один :
капитализм потерпел неудачу
Исторический анализ модернизации Англии показывает, что «колоссальная социальная поляризация общества, огромный разрыв между крайней нищетой и бедностью, с одной стороны, и вызывающим богатством и роскошью — с другой»73, характерны для страны органической модернизации не меньше, чем для России.
Огораживание формировало многотысячную, а возможно, и многомиллионную армию нищих и бродяг. Во второй половине XVII в. число пауперов достигало в Англии 2 825 тыс. человек (для сравнения, крестьяне всех категорий — фригольдеры, копигольдеры и др. — составляли 1 730 тыс. человек74. Органическая модернизация сопровождалась поляризацией общества.
Неравномерность английской модернизации проявилась в противоречивости правовой системы. С одной стороны, вплоть до 1814 г. действовал парламентский «Акт о наказаниях бродяг и упорных нищих», принятый в 1597 г., по которому в случае третьей поимки бродяге или «упорному» нищему грозила смертная казнь. С другой стороны, в 1679 г. был принят небезызвестный «Хабеас корпус акт», который давал арестованному право требовать через суд проверки законности своего ареста.
Политические потрясения середины XVII в. завершились реставрацией (1660-1688), после которой последовала «славная революция» (1688-1689), что доказывает прерывистость органичной модернизации.
72 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопр фило
софии. 1993. № 7. С. 22, 24.
73 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации // Со
циологический журнал. 1996. № 3-4. С. 9.
74 Новая история. Т. 1 (1640-1789 гг.) / Под ред. Б.Ф. Поршнева, С.Д. Сказкина, В.В. Биркжовича.
М, 1953. С. 113.
215
1аким ооразом, органическая модернизация, как и неорганическая рактеризуется высокой социальной ценой (поляризацией и люмпенизаци ей общества), неравномерностью и дискретностью (рецидивностью)75
Для этнологов суть модернизации — перемещение этнодифференцип ющих признаков из области культуры (материальной и духовной), быта образа жизни в сферу преимущественно национального самосознания Э И явление общее для современных наций. Люди начинают жить все более схо^ ной жизнью, но не чувствуют единства интернациональных интересов чт Ю.В. Бромлей назвал этническим парадоксом. Эта сходная ситуация пр0° является по-разному в разных этнических средах. В целом национально* самосознание как этнодифференцирующий фактор компенсирует отчасти убывающие социально-культурные черты этничности, характерной ди, народов с традиционной культурой76.
Врезка
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!