КУЛЬТУРНЫЕ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ



История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных послед­ствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негатив­ных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс.

Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производитель­ность труда и активнее развивается наука.

24 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 180-182.

25 Шахермаир Ф. Александр Македонский. М, 1984. С. 147.

26 Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. М., 1982.

177

паук.а симулирует технический прогресс. Кучные орудия труда вытесня­ются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. ТрадИ-ционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеар ных — мать, отец, ребенок.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человече­ских обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации назы вается

социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий от­дельные общества и короткие проме­жутки времени.

Различают постепенный и скачко­образный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа частичное усовершенствование в ка­кой-либо сфере жизни, ряд постепен­ных преобразований, не затрагиваю­щих основ существующего социально­го строя. Революция комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Прогресс и регресс правильнее относить к стихийным формам изменения культуры, а реформы к целенаправленным, заранее планируемым и определен­ным образом организуемым. Культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает некий организующий центр, например поли­тическая партия. Реформы Петра I явились самым крупным в истории нашей страны культурным проектом по преобразованию всех основ жизнедеятель­ности общества. После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и раз­влечений. Для приобщения к европейской цивилизации знатная молодежь отправлялась за границу учиться наукам и ремеслам. Первой была отправле­на в Италию и Голландию партия молодежи из лучших боярских фамилий для изучения навигационной науки. И уже в 1717 г. в одном только Амстердаме числилось 69 русских навигаторов. Молодые люди также посылались Петром для изучения юриспруденции, медицины и изящных искусств27.

Петровские реформы затрагивали не только социальные институты об­щества, но также бытовую культуру людей. Так, специальными указами

11 Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2; Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры (XVII — нач. XVIII в.). М„ 1996. Т. 3.

178

1700—1701 гг. Петр установил ношение верхнего платья венгерского, саксон­ского и французского образцов. Сапоги, башмаки и шапки вводились не­мецкие. Женщины же должны были носить все немецкое: платья, юбки, башмаки и шляпы. Русские люди начали носить короткие камзолы и каф­таны, ботфорты, напудренные парики. Портным было запрещено шить одежду русского образца, купцам за торговлю русским платьем грозили кну­том и каторгой, а за ношение русского платья и бород штрафовали на ули­цах караульные. Вернувшись из-за границы в 1698 г., Петр заставил русских людей остричь бороды, а ослушавшихся ожидало наказание: с них было ве­лено «имать по штидесят рублей с человека». Кроме того, был введен осо­бый знак для тех, кто хотел носить бороду и заплатил налог: на железной дощечке изображена была борода и выбита надпись — «деньги взяты»28.

Петровские реформы — попытка «цивилизовать» русское общество — привели к нелепому преклонению перед всем иностранным

В своих реформах Петр был столь же последователен, сколько неумолим и жесткосерден. Царь боролся со всем старым и вводил все новое, не заду­мываясь над тем, нужно ли было упразднять это старое, не пытаясь разо­браться в том, целесообразны ли его «заморские» нововведения. Европеи­зируя Русь, он вводил и то, что было необходимо для ее дальнейшего разви­тия и укрепления, и то, что было бесполезно и чужеродно и вызывало законное недоумение и недовольство. В общественных верхах привились и иноземное платье, и «политес», и «заморское язычие» голландское, фран­цузское, немецкое, но очисткой русского языка позже пришлось занимать­ся Ломоносову, Тредиаковскому, Сумарокову, Пушкину. Петр, правда, го-

28 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990; Князьков С.А. Из прошлого русской земли: Время Петра Великого. М., 1991; Голиков И.И. Деяния Петра Вели­кого. М., 1778-1779. Ч. 1.

17S

вирил, чги -западная ьвропа ему нужна на десять лет, а потом он повернется к ней спиной и провозгласит: «Да будет отныне в России все русское», ц0 временное как всегда оказалось прочнее постоянного. Со времен Петра бе­рет начало некритичное преклонение пред всем «иноземным», «заморским» отвращение к родному языку и русской культуре, с которыми русской ин­теллигенции приходится бороться уже 300 лет.

Бороться приходилось не только с засильем иностранных слов. Но и не­уместными обычаями, перенятыми из западных стран и исковерканными на русский манер. В 1718 г. был обнародован указ об ассамблеях. «Ассамблеи ,— говорилось в указе,— слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом оные ассамблеи от­правлять: то определяется ниже сего пунктом»29.

В его указе «О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут» дан перечень правил, распорядок данного развле­чения, которомудолжны следовать все присутствующие. Ассамблеи устраи­вали поочередно знатные люди. В одном зале танцевали, в других комнатах пили, курили, играли в шашки, шахматы, карты, вели деловые разговоры. Танцевали до упаду, пили тоже до упаду, особенно когда в дело вступал зна­менитый «кубок большого орла» — огромный бокал, который должен бьп выпить провинившийся в нарушении ассамблейных правил. Часто этот бо­кал преподносил виновнику сам Петр — большой любитель ассамблей. Когда хмель ударял в дворянскую голову, наспех нанесенная позолота ев­ропейского «политеса» слетала, «благородные» дворяне валялись пьяные, ругались и дрались. Девицы и дамы, осовелые, тупо поглядывали по сторо­нам, не произнося ни слова, или танцевали так же молча и деловито, до полного изнеможения10.

Однако истинным поводом к учреждению организованной практики публичного пьянства С.А. Князьков31 считал вовсе не стремление Петра спо­ить страну, а просветительские цели: осмеять, припозорить и тем самым отучить от порока своих подданных. Вводя новую форму общения и развле­чений, Петр опирался на европейский опыт. Он побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, поли­тики, искусства, и у него созрел план организации ассамблей в России. Петр преследовал две главные цели — приучить русских дворян к светскому об­разу жизни, распространенному в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. Историк A.M. Панченко32 подчеркивал, что «всешу-тейший собор» — это утверждение нового взгляда на общение, развлечения, веселье и культуру русского дворянства в целом. Он отмечал, что собор был необходим Петру для противопоставления старинной праздности «новой» праздности, которой «присваивалось качество культурной ценности».

29 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 3. 3(1 Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М., 1778-1779. Ч. 1,2.

31 Князьков С.А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб., 1914. >2 Панченко A . M . Русская культура в канун Петровских реформ // Из истории русской культуры (XVII- начало XVIII в.). М., 1996. Т. 3. Ч. 1.

180

Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновремен­но пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками. В.О. Ключевский13 писал, что государь потчевал гостей как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демь­яновой ухи: «Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи, ...причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того

майоры из гвардии обязаны были пот­чевать всех за здоровье царя, и счастли­вым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада».

По тому же принципу Петр органи­
зовал еще одно развлечение для выс­
шего общества — катания по Неве.
Жителям Петербурга «для увеселения
народа, наипаче же для лучшего обуче­
ния и искусства по водам и смелости в
плавании» были розданы из казны па­
русные и гребные суда. Катания по
Неве проходили по особому регламен­
ту. В петровском указе определялось
" ~г" " место катаний, одежда, в которой над­
лежит явиться приглашенным, и дава­
лись предписания о времени сбора: «...в указанный час должен Комиссар в
местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных
дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда
тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару...» В указе
сообщалось, что «на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть», од­
нако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, «что
не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины».
Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, по­
этому предостерегал катающихся: « за преслушание же и на сих судах, також
штраф брать, как и с парусных»34.

В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». Коллегию пьянства или «сумасброднейший, всешутейший собор» возглавлял князь-папа или «всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы». Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардина­лов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимандритов и других ду­ховных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные сте­пени пьяной иерархии. Первейшей заповедью ордена было напиваться каж-

33 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990.

34 Шубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864;
Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. Пг., 1918.

181

додневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия «Слу­жения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками». В названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, и эту практику Петр заимствовал из Европы. Действительно, пародия и «шумства», маскарадные клубы и клубы безбожников, шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XVII в.35

Европеизация русской культуры в петровскую эпоху, как полагает Г.Ю. Лит-винцева36, носила ярко выраженный регламентированный и насильствен­ный характер, поскольку ее целью являлось внедрение новых ценностей и уничтожение старых. Иными словами, это была революция «сверху», столь часто осуществлявшаяся в России по воле ее правителей и ради сокращения культурного либо экономического (сталинские реформы) разрыва с Запа­дом. Так думал и Ключевский, который считал петровскую европеизацию обусловленной чисто государственными и прежде всего внешнеполитиче­скими потребностями. Осознавая главную угрозу России со стороны Запа­да, основной смысл европеизации Петр видел в повышении военной и эко­номической мощи государства как гарантий его независимости.

Петру некогда было ждать, когда его подданные осознают и воспримут преимущества западноевропейской культуры. Срок отпущенной ему жиз­ни был слишком кратким для глубоких культурных преобразований. Вот почему все новые формы быта, общения и развлечений внедрялись, во-пер­вых, в какой-то особой спешке, во-вторых, насильственно, в директивном порядке. За каждым культурным нововведением стоял особый царский указ, обозначенный точной датой и местом. Отказаться участвовать в культурной кампании, затеянной царем, означало для подданных проявление нелояль­ности и грозило серьезными санкциями.

Также сверху — через приказы и принуждение — проходила другая куль­турная революция, но уже в другой стране и в другое время.

Культурная революция 1966—1976 гг. была одним из наиболее драматич­ных периодов в истории современного Китая. Вопреки своему названию, она представляла собой не культурную, а политическую кампанию, которую развязал Мао Цзэдун, возглавлявший тогда коммунистическую партию Китая (КПК), с целью повернуть страну от капитализма, за который высту­пали его противники по партии, в сторону социализма. Она началась с пись­ма Мао Цзэдуна в ЦК компартии, направленного против «ревизионистского курса» председателя КНР Лю Шаоци, а вслед за ним и против всей партий­но-бюрократической иерархии, которая не была особенно лояльной к «ве­ликому кормчему». Тот опирался на молодежь, и весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против старых партий­цев, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор и не затронувшие только Народно-освободительную армию, фунда-

35 Соловьев СМ. История России. М, 1962-1966. Кн. VII; Живов В.М. Культурные реформы в систе­
ме преобразований Петра I // Из истории русской культуры (XVII — начало XVIII в.). М., 1996.
Т. 3; Платонов С.Ф. Из бытовой истории петровской эпохи // Изв. АН СССР. 1926. С. 526-547.

36 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).

Е

мент власти Мао. Он поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестрой­ке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с пози­ций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» со­стоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна.

Хотя «великая пролетарская куль­турная революция» и была организова­на компартией, она проходила зачас­тую в стихийных формах и в конечном итоге привела к качественному изме­нению социальной и культурной об­становки в стране (но не к политиче­ским и экономическим). Подверглись репрессиям сотни преподавателей уни­верситетов, тысячи неугодных властям деятелей культуры и науки, разорены буддистские храмы, многие памятники культуры. Во время культурной революции интеллигенция была причисле­на к социальным изгоям наряду с помещиками, кулаками, контрреволюци­онерами, социально вредными элементами, правыми, предателями, шпио­нами и «идущими по капиталистическому пути». Партия восприняла просьбы научного сообщества о большей независимости в научной работе как буржуазный вызов, который направлен против ее руководящей роли. Ученые, работавшие до 1949 г. (во время правления националистов) и по­лучившие образование в первые 17 лет существования Китайской Народной Республики, были осуждены как «белые специалисты». В разгар культурной революции многие ученые и другие представители интеллигенции подвер­гались нападкам в дацзыбао37 за отход от политики, производства и от масс. Университетские профессора обвинялись в «отравлении юных студенческих умов» во время обучения, а на тех, кто учился за границей, наклеивали яр­лык американских или советских шпионов38.

Интеллигенцию требовалось «перековать», сделать ее из буржуазной «красной», т.е. придерживаться революционной линии и проводить поли­тику партии. Чтобы преодолеть «белизну» и стать «красными специалиста­ми», интеллигенты должны были подвергнуться долгому и тяжкому «поли­тическому перевоспитанию» и «идеологическому реформированию», уча­ствуя в бесконечных политических учебных сессиях, нередко выдерживая «критику» и «самокритику», выполняя тяжелый физический труд на заво­дах и в деревне. Партия присваивала названия «красный» и «белый» в зави-

37 Дацзыбао представляли собой большие плакаты с заявлениями, написанными крупными иерогли­
фами на широких полосах бумаги, и помещались на стенах или стендах, чтобы их мог прочитать
каждый. Предполагалось, что они будут короткими и излагать только суть, но многие дацзыбао боль­
ше походили на бессвязные настенные газеты, чем на концентрированное изложение позиции.

38 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966—1976 // Науковедение.
2000. № 4.

183

симости оттого, что казалось важнее вданныи момент: эффективность труда ученых или идеологические ценности39. Интеллигентов унижали на публич­ных собраниях, допрашивали и держали под арестом красные гвардейцы и другие радикальные активисты40; их дома обыскивались, а собственность конфисковывалась; их ссылали в ньюпенги41, оскорбляли, мучили физиче­ски и психологически. Из 170 старших научных сотрудников Китайской ака­демии наук (КАН) в Пекине 131 подвергся нападкам; в Шанхае 40% сотруд­ников Института физиологии растений КАН обвинили в том, что они являются вражескими агентами, на них возложили ответственность за ан­тикоммунистический заговор во время правления националистов. 106 уче­ных, в том числе 27 старших научных сотрудников, или 0,41% от общего

Врезка

С . Кузьмина Реформа языка

Многие убеждены, что реформу письма в 1917 г. «придумали» большевики. Отсюда ее восприятие в искаженном, политизированном виде. Именно так оценивали ее те, кто после оказался в эмиграции. Новое письмо вся эмигрантская ин­теллигенция, в том числе Бунин и Цветаева, счи­тали неприемлемым. Для них графический облик слова был не просто буквенной оболочкой, но и конструктивным элементом художественного за­мысла.

Наше письмо — это «платье с чужого плеча» , заимствованное в X в. у южных славян. Постепен­но шло приспособление старославянского пись­ма к древнерусскому языку. От некоторых букв, оказавшихся лишними, например от «юсов», от­казались очень скоро. Другие — «пси», «кси», «омега» — были отменены реформой Петра I. И тем не менее к началу XX в. русская орфогра­фия оставалась в большой степени традицион­ной, в ней было много условного, устаревшего. Например, писали «старые учебники», но «старыя книги» — в зависимости от рода существительно­го. А одна буква «ять» чего стоила! Слова «день­ги», «десять», «весело» писались через «е», а «дети» или «дело» — через «ять». В слове «ве­тер» вместо первого «е» стояла «ять». Усваивать грамоту было намного труднее, чем сейчас. Реформа письма готовилась давно . В 1904 г. в Петербурге была создана Орфографическая ко­миссия, высказавшаяся за упрощение правописа­ния. В частности, в проекте предлагалось исклю­чить некоторые буквы и облегчить правила: не писать твердый знак в конце слов, а мягкий


знак — после букв «ж», «ш», «ч», «щ» в таких словах, как «ночь», «мышь», «рожь», «помощь». В обществе поднялась буря: многие, неправомер­но отождествляя язык и письмо, видели в отка­зе от «обветшавших» букв посягательство на язык Пушкина и Тургенева, на русскую культуру в целом. В конце концов в мае 1917 г. Временное

правительство выпустило циркуляр о введении нового правописания с нового учебного года. Как видите, разработали реформу не большевики, хотя они и присвоили себе авторство. Но провели ее в конечном итоге именно они. Декрет о введе­нии нового правописания был издан в декабре 1917 г, однако на него, по словам Луначарского, «никто и ухом не повел». Тогда, уже в 1918 г., появился вто­рой декрет, и Володарский объявил, что появление каких бы то ни было текстов в старой орфографии будет считаться «уступкой контрреволюции». В принципе реформа письма носила демокра­тический характер , вполне соответствуя особен­ностям нынешнего столетия — с его массовой грамотностью и потребностями быстрого обмена информацией. Аргументы и факты. 1996. № 9

39 Wang Yuan . Hua Luogeng. Beijing, 1994. P. 237-240.

40 Красные гвардейцы были сформированы из студентов вузов в период 1966-1968 гг., они верили,
что являются гвардией Мао Цзэдуна и опорой социализма.

41 Помещения, использовавшиеся для наказания классовых врагов. Термин образован от «и/и» (за­
пугивать, усмирять), соединенного со словом « gut » (чудовище, изверг) и « she » (змея, злобный че­
ловек) и « shen » (дьявол, демон).

184

числа научного персонала в КАН, были замучены до смерти4^ Более чем зии тыс. научных работников вместе с другими интеллигентами и специалиста­ми были сосланы на фермы, названные «школой кадров 7 мая» либо их ссы­лали в сельскую местность, чтобы они прошли «идеологическую революцио-низацию». Еще больший ущерб культурная революция нанесла китайской науке, уничтожая научные институты, которые существовали с начала XX в. На целых десять лет полностью прекратилась деятельность учреждений КАН. К 1973 г. в результате катастрофического сокращения под прямой юрисдикцией КАН осталось только 13 институтов из 7 016 (в 1965 г.). Фунда­ментальные исследования были свернуты43.

Культурная революция парализовала систему образования Китая. В 1966 г. страна отказалась от формального высшего образования, объяв­ленного «системой культивирования ревизионистской рассады». Студен­ты старших курсов и аспиранты были принудительно посланы на фабри­ки, в сельскую местность, в армейские лагеря на «перевоспитание», а ис­следовательская работа была резко сокращена. Когда университеты вновь распахнули свои двери в конце 1970 г. (аспирантура была восстановлена только в 1978 г.), по-прежнему превалировала деструктивная политика. Так как Мао Цзэдун объявил, что период обучения нужно сократить, стан­дартный курс обучения продолжался три года. В соответствии с указани­ем Мао о приеме студентов из рабочих, крестьян и солдат с практическим опытом предполагалось, что все старшеклассники проработают от двух до трех лет на фермах и заводах, после чего мог рассматриваться вопрос об их приеме в вузы, решение которого должно было основываться на рекомен­дациях коммуны или завода, а не на результатах каких-либо вступитель­ных экзаменов. Студенты 80% своего времени тратили на изучение науч­ных дисциплин и техники, 15% —на заучивание идей марксизма-лениниз­ма и Мао Цзэдуна и 5% — на сельскохозяйственный труд и изучение опыта Народной освободительной армии44. Профессора и студенты интенсивно посещали заводы и коммуны, чтобы изучать практические проблемы и решать прикладные задачи. Подобная организация не обеспечивала усло­вий для подготовки следующего поколения ученых. Считается, что из-за культурной революции Китай потерял по меньшей мере один миллион вы­пускников и 100 тыс. аспирантов45. Культурная революция ввергла Китай в хаос на десять лет и оказала влияние на несколько поколений китайцев. Разрыв между Китаем и научно развитыми странами в области науки и тех­ники увеличился.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, техничес­кие, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке со­вершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Архео-

42 Wu Heng . Keji zhanxian wushi nian (Пятьдесят лет на фронте науки и техники). Beijing, 1994. Р. 337—
341; Yao Shupinget al. Zhongguo kexueyuan fazhanshi (История Китайской Академии наук) // Zhongguo
kexueyan (Китайская Академия наук) / Ed. Qian Linzhao, GuYu. Beijing, 1994. Vol. 1. P. 154-156.

43 Конг Као. Наука и ученые во время культурной революции в Китае: 1966-1976 // Науковедение.
2000. № 4.

44 Hoffman M. Lost in the Cultural Revolution //American Scientist. 1994. Vol. 82. № 1. P. 182.

45 Qu Shipei . Zhongguo daxuejiaoyu fazhanshi (Развитие университетского образования в Китае). Shanxi,
1993. P. 648.

185

jiui и luhsupHi о неолитической революции, специалисты по управлению --о менеджерской революции, социологи — «молчаливой революции» и т.д.

По своей продолжительности реформы и революции могут не различать­ся. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Таким об­разом, многие революции (хотя и не все) и реформы, как совокупность пред­намеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.

Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения элект­роники часто называют важнейшими революциями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи и этнографы, никакие открытия послед­них 10 тыс. лет не идут ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных ре­волюций — приручению животных и окультуриванию растении. Распростра­нение земледелия считается вторым после искусства добывания огня вели­чайшим достижением человечества.

Развитие общества означает, что на смену старому приходит новое. Та­кой процесс называют либо прогрессом (поступательным движением впе­ред), либо социальным нововведением (процессом внедрения в практику на­учных проектов и идей).

Однако прогресс общества невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Своим потомкам живущее поколение передает не только памятники архитектуры. Это как раз не самое важное. Гораздо важнее сохранить нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселившись на новое место, народ переносил с собой не па­мятники материальной культуры, а обычаи, нормы и традиции. А памятники он создавал, и не хуже, на новом месте.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!