В Вашингтоне открывается первый Музей американских индейцев
В столице США откроется первый в стране Национальный музей американских индейцев. В нем собрано более восьми тысяч предметов, связанных с историей коренных жителей Америки. Музей станет частью знаменитого комплекса вашингтонских музеев, среди которых музей натуральной истории и музей космонавтики. Стоимость создания музейного комплекса работы архитектора-индейца Дугласа Кардинала из Канады составляет 219 млн долл. Половина этих средств — частные пожертвования. Здание музея представляет собой абстрактную фигуру, выполненную в форме индейских тотемов. Национальный музей индейцев, на торжественное открытие которого прибудут тысячи представителей различных индейских племен в национальных одеждах, должен, по мнению Washington Post , «разрушить стереотипное восприятие индейцев в американском обществе». «Музей создан с учетом мнений индейских общин, выражающих свое собственное восприятие событий и часть его миссии — изменить мифы и стереотипы», — пишет издание. Создатели музея уделили внимание истории индейских племен на территории США, включая и такие его современные аспекты, как владение индейскими племенами игорным бизнесом и предприятиями народных промыслов. Однако создатели музея не стали посвящать специальную экспозицию музея жестоким событиям XIX в., когда индейцы вели войну против белых колонизаторов. По словам куратора музея Ричарда Веста, выходца одного из индейских племен,
|
|
создатели музея не хотят показывать индейцев в качестве «жертв».
В то же время среди известных представителей индейских племен, о которых рассказывает экспозиция музея, присутствует имя индейского политического активиста Леонарда Пэлтиера, которого его сторонники в США и за рубежом считают политическим заключенным. Он отбывает многолетний срок тюремного заключения в тюрьме штата Канзас по обвинению в убийстве офи-
цера ФБР во время волнений в индейской резервации в штате Дакота.
В настоящее время на территории США, по данным переписи 2000 г., проживает 2,4 млн человек, относящих себя к индейцам. Еще одна часть американского населения - 1,9 млн человек - считает себя потомками смешанных браков с индейцами. Больше всего индейцы представлены в штатах Калифорния, Оклахома, Аризона и Техас. Несмотря на то, что благодаря принятым в середине 1970-х гг. законам, индейцы смогли осуществлять самоуправление в своих резервациях, а впоследствии открывать на них казино, их положение по-прежнему оставляет желает лучшего Источник : NEWSru.com. 21.09.2004
75 Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?
Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М
|
|
76 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. 2000
216
Весьма своеобразно идет модернизация в национальных окраинах России. Увлечение индустриализацией хозяйства республики Тува привело к радикальным изменениям социокультурной ситуации в ней: упал социальный престиж профессии животновода (чабана) — коренного занятия народа; молодежь не идет работать в животноводство, забыты вековые навыки отгонного животноводства (овцеводства, коне-, верблюдо-, олене- и яковод-ства), скотоперегонные пути и тропы. У населения теряются навыки по первичной обработке шерсти, выделке шкур, обработке кожи, изготовлению изделий из кожи и шерсти. В результате происходит резкое изменение образа
жизни тувинского народа, не соответствующее национальному стереотипу поведения и национальному характеру, растрата части культуры нации, что в сочетании с низким уровнем развития социальной инфраструктуры села приводит к возникновению миграционных потоков «село—город-село», низкой адаптации тувинцев к условиям жизни и труда урбанизированного региона, возникновению установок на ограничение общения только рамками своей нации77.
|
|
Модернизация касается всех народов на нашей планете — даже тех, кто спрятался от нее в глухих зарослях джунглей или изолировался в горах восточно-центральной Африки. Когда племя Teuso посетил антрополог Кол и н Тернбалл, это было открытое, дружелюбное племя, занимающееся охотой и собирательством78. Драматические изменения произошли после Второй мировой войны. В Африке образовались централизованные государства, которых мало интересовала судьба маленького племени. Его территорию превратили в национальный парк, а племя переименовали в Ik . Чиновники попытались сделать из них фермеров. Это потребовало перейти от бродячего образа жизни к оседлому. Для поселения им выделили малопригодную землю — каменистую и без дождей. Поскольку у фермеров не было технологии для фермерского дела, голодные бедствия стали неминуемы. Когда антрополог Тернбалл посетил племя второй раз в 1960-е, он обнаружил, что Ik стало недружелюбным, негостеприимным. Эмоциональные связи между людьми исчезли. Под угрозой вымирания люди действовали, думали только в терминах сиюминутной выгоды, часто отбирая еду у детей и больных. Что же случилось с людьми? Крупные изменения в способе производства повлекли за собой все другие изменения, включая личность. Слишком быстрые изменения разрушили культуру и социальную структуру племени.
|
|
Нет ни одной культуры, ни одного самого простого общества, которое сегодня существует точно в том же виде, в каком оно существовало 500 или
77 Балашна Г. Ф. Современная Тува: социокультурный аспект развития //Социс. 1994.№ 10. С. 159-161.
78 Hess B.B. et al. Sociology. N.Y., 1991. Р. 478-479.
217
Ь лет назад. Социальные изменения — это процесс, благодаря которому ценности, нормы, институты, социальные отношения и система стратификации становятся другими спустя определенное время.
Когда Колумб открыл Америку, здесь проживали 5 млн человек. Всех местных назвали «индейцами», хотя у них была самая разная культура. Белые завоеватели завезли эпидемии и неизвестные болезни, разрушили кул ь,-туру, социальные связи, сообщество. В течение XIX в. их расселили в резервации вдалеке от деловых и промышленных центров. В 1900 г. местных осталось 250 тыс. В 1980 г. им отвели 2,4% всех земель США под резервации. Сегодня они — самая бедная и бесправная группа среди всех расовых и этнических групп, населяющих США. Лишь половина всех индейцев сейчас проживает в резервациях, другие стали фермерами. Уровень смертности среди них выше, чем среди всего населения США, смертность от алкоголизма в 22 раза выше, самоубийств больше в 2 раза, уровень рождаемости индейцев выше, чем в населении в целом. Сейчас их насчитывается совсем немного, зато они с гордостью могут сказать о себе, что они — жители самого богатого и современного общества. Некоторое время назад власти США разрешили индейцам содержать игорный бизнес, не облагаемый налогом. И вот уже среди них появились миллионеры, которые могут позволить себе ездить в дорогих автомобилях и жить в роскошных домах, о которых не могли мечтать их предки.
Бывшие колониальные страны испытывают культурное воздействие Запада и сегодня они полностью отошли от традиционной культуры. Кения считается цивилизованной страной экваториальной Африки. Настоящим дикарем здесь чувствует себя тот, кто не знает английского языка. В столице Кении Найроби даже местные жители говорят между собой на английском, и суахили тут вам не услышать. Вообще стремление молодых кенийцев к стандарту убивает все надежды на экзотику. По городу носятся клерки, одетые, как все клерки мира: светлые брюки, полосатая рубашка, галстук, темно-синий пиджак. Европейца может хватить тепловой удар при одном взгляде на них. Небоскребы свидетельствуют о тяге страны к капиталистическому образу жизни. А помпезные монументы — о том, что тяга эта появилась недавно. Вообще такое впечатление, что город отстроился за последние десять лет79.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, а часто просто безликими. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культур-
79 Московский комсомолец. 1996. 10 февр.
218
ного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры80.
Глобализация является собирательным понятием, которое находит свое применение в различных взаимосвязях и взглядах. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Данное понятие служит для описания процессов модернизации, сопровождающихся повсеместным вовлечением в информационную сеть подсистем, выходящих за национально-государственные рамки (рынок, технологии, формы жизни), а также для описания разнообразного влияния этих процессов почти на все области жизни. Оно описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей.
Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции. Аккультурация — обмен культурными ценностями между различными обществами и группами. Ассимиляция — процесс усвоения одной группой (национальным меньшинством) культурных черт другой группы (большинства нации), что происходит при эмиграции людей в страну с иной культурой. Негры в США на протяжении 200 лет впитывали черты доминирующей культуры почти до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности. Культурное растворение может быть полным и частичным.
Врезка
Ж .- Б . Ромен
Культурное истощение Гаити
Для культурной самобытности 1аити несут опасность аккультурация, ассимиляция и коммерциализация. Экспансия европейской культуры ведет к вырождению и истощению местных культур. В детских садах малышам рассказывают европейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше знают сказки Перро, чем сказки своего собственного народа. В средней школе изучают французский, английский, испанский, латынь, а гаитянская культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состоятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, а настоящие таланты из народа не имеют возможности получить хорошее образование. Обучившиеся за границей певцы редко обращаются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в условиях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках
и галстуках, а женщины — в черных платьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпимая жара. Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли сумятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и
дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители стеснялись быть чернокожими.
Адаптировано по : Ромен Жан - Батист . Культура стран Карибского бассейна: сохранение и развитие самобытности // Культуры — диалог народов мира. 1984. №3. С. 57-74
80 Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. London, 1996.
219
Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стал0 оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.
Процесс глобализации касается всех сторон культурной жизни : наиболее ярким примером
в этом направлении — создание Оркестра Мира , объединяющего лучших музыкантов
под руководством выдающихся дирижеров современности
Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для большинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Да потому что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами общества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются по крайней мере с середины XX в. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.
Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.
В области культурной политики чаще всего возникают следующие вопросы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Всели используемые языки имеют равный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискриминации? Является ли официальный государственный язык языком предков или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные язы-
220
ки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культурных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антагонизма среди языковых групп?
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мулътикулыпурнуюмодель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам81.
Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.
Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокращается, и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни,
Врезка
К. Коггак
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!