Глобализация культуры и миграция



Населения

В США растет этническое и культурное многооб­разие населения. Но и у мультикультурной мо­дели есть свои минусы. В частности, белые из группы большинства превращаются в меньшин­ство. В результате они начинают активно бо­роться за свою этническую идентификацию: от­крываются специальные клубы для белых, под­нимают голову ультранационалистические организации. Но у нее есть и несомненные плю­сы: дети учатся друг у друга обычаям и традици­ям чужого народа; живьем, а не по учебникам, они знакомятся с культурной географией мира. Где еще можно найти такую уникальную лабора­торию культурного опыта? Неузнаваемо преобразились современные го­рода, где в супермаркетах можно купить про­дукты и одежду из любого уголка мира, отве­дать в ресторанах национальное кушанье на любой вкус, выбрать в магазине книгу о любой стране и культуре. Параллельно процессу уси­ления культурного разнообразия и культурно­го плюрализма в развитых странах, каждая из которых, в том числе и большинство европей­ских стран, похожа на географический атлас в миниатюре, идет процесс глобализации культу­ры. Что это значит? Мультфильмы Уолта Диснея или песни «Битлз», доллары и имена голливуд­ских кинозвезд знают сегодня практически во


всех странах мира, даже в племенных объеди­нениях Африки. К ним приобщаются с помощью телевидения и радио.

Несколько факторов способствовали движению Северной Америки от ассимиляционной к муль­тикультурной модели. Прежде всего это крупно-

масштабная миграция людей из развивающихся стран в США и Западную Европу. Граждане сла­боразвитых стран переселяются на постоянное место жительства в развитые страны. Одновре­менно растет культурный туризм: граждане раз­витых стран, используя современные транспорт­ные средства и прежде всего авиацию, легко до­стигают самых экзотических уголков страны, остаются там на время, знакомясь с местными обычаями и традициями. Прочитав о культурных особенностях Таиланда, современный америка­нец легко может на летних каникулах «пройти практику» непосредственно на месте. Адаптировано по : Kottak С .Ph. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 60-62

81 Kottak C.Ph. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 58-59.

221

склонен искать более квалифицированную и престижную работу не у Ceh
на родине, а, скажем, в США или Западной Европе82.                                 ч

Для бедных и богатых стран глобализация поворачивается совершены разными сторонами. Первые превращаются в культурный придаток для вт ° рых, поскольку миллионы богатых туристов приезжают в страны Третье/ мира на отдых, за экзотикой, приключениями. Но потока туристов из бед° ных стран в богатые еще не наблюдалось83. У бедных стран культуру вывп зят, в богатые страны ее ввозят. Богатые страны развиваются по принципу «все культуры в гости к нам». В США или Западной Европе круглый гол можно отведать не только экзотические фрукты, там не произрастающие и туда лишь экспортируемые, но и этнографические ансамбли, фольклорные группы и просто музыкантов из развивающихся стран или стран с переход­ной экономикой, которые приезжают в чужую страну на заработки. Со все­го мира стекаются в США самобытные творцы, ремесленных дел мастера, поэты и писатели, доставляя на дом заморский культурный продукт. «Гло­бальная деревня», которой уподобился современный мир, имеет свой центр и периферию, как экономическую, так и культурную. Центр выполняет функцию культурной метрополии, а периферия — культурной колонии.

82 О ' Hara - Devereaux M ., Johansen R . Global Work: Bridging Distance, Culture & Time. San Francisco, 1994;
Hill R . WeEuropeans. Brussels, 1997.

83 Согласно статистике, 80% мирового туристического потока дают 20 развитых стран, при этом 50%
приходится всего на пять богатейших стран: США, Япония, Германия, Франция и Англия (источ­
ник: World Tourism Organisation, 2004).

5

КУЛЬТУРНАЯ МИКРОДИНАМИКА

Культура развивается как в масштабах всей планеты , всего мирового со­общества , так и в границах малой группы , ближайшей социальной сре­ды и самого индивида . С течением времени изменяются его взгляды , с возрастом меняются ценности , образ и стиль жизни . Переезжая в дру­гую страну , индивид вынужден приспосабливаться к незнакомой обста­новке , интегрироваться в новую культурную среду — либо частично из­меняя свой внутренний мир и привычки , либо полностью перестраиваясь так , что у него появляется второе культурное «Я» . С места на место перемещаются не только отдельные люди , но малые группы и малые народы , в социологии получившие название националь­ных меньшинств . Китайцы или русские в Америке , а их насчитывается уже многие миллионы , вынуждены проходить тот же путь , что и отдель­ный человек , растворяться без остатка в новом обществе либо сохра­нять свою культурную самобытность , став неким культурным ареалом , частично или полностью изолированным от доминирующей культуры . Эти и подобные им процессы в социологии и культурологии описывают при помощи таких понятий , как аккультурация , ассимиляция , инкультурация , социализация и др .


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!